Дозволен ли развод через суд в исламе

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Дозволен ли развод через суд в исламе". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Читайте так же:  Как избежать алиментов на ребенка при разводе

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Развод действителен, даже если он не зарегистрирован через суд

Вопрос: Необходимо ли в Исламе официально зарегистрировать развод, как это делается в других религиях?

Ответ: Хвала Аллаху.

Развод не обусловливается регистрацией или письменной фиксацией. Развод действителен после того, как он был произнесён. Если мужчина сказал своей жене: «Ты разведена», или сказал в её отсутствии: «Она разведена» или «Я развёл её» и т. п., то развод считается свершившимся. Для того чтобы развод произошёл, не является условием ни присутствие свидетелей, ни свершение его в суде, ни произнесение слов о разводе перед женой.

Регистрация и фиксирование развода через суд — правильное дело. Так как это охраняет права и предотвращает злоупотребление или попустительское отношение с тем, что установил Аллах. Особенно, если развод был очевидным. Как, например, если мужчина дал жене развод в третий раз. Об этом необходимо известить шариатский суд, чтобы он в свою очередь дал свидетельство о расторжении брака. Для того чтобы женщина, если она пожелает, смогла выйти замуж повторно. Как и для того, чтобы были сохранены права мужа, и женщина не требовала от него денежного обеспечения на неё после очевидного развода.

Итак, развод считается свершившимся после того, как он был произнесён или записан с намерением развода. Что же касается его регистрации и фиксирования, то это делается для сохранения прав, но не является условием развода.

Имеет ли женщина право на развод?

В каких случаях женщина имеет право на расторжение брака (никаха), какова процедура его расторжения?

– Расторжение брака (фасху ан-никах) установлено в шариате для защиты женщин от вреда, исходящего от мужа в материальном плане или в плане половых отношений. Женщина имеет право обратиться к имаму мечети с просьбой о расторжении брака, если муж сам отказывается дать развод или не в состоянии сделать это. Такое право женщине даётся: 1) если муж окажется сумасшедшим или потом, со временем станет сумасшедшим (даже, если есть надежда на выздоровление); 2) если муж окажется больным лепрой (болезнь, при которой сначала кожа краснеет, потом чернеет и начинает сыпаться) или потом заболеет этой болезнью; 3) если муж окажется больным проказой (болезнь, при которой кожа становится сильно белой, пятнистой) или потом заболеет этой болезнью; 4) если обнаружится, что у мужа нет полового органа или потом пришлось удалить его; 5) если муж окажется импотентом. Но, если муж хоть один раз вступил с ней в половые отношения, то она (жена) уже никогда не имеет право на расторжение брака.

После обнаружения всех перечисленных недостатков, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право это сделать, если обратится с такой просьбой к имаму сразу же, после их обнаружения, но если она не сделает этого сразу же, то она не имеет право на расторжение брака потом, со временем.

Если муж окажется импотентом, имам ему дает срок в один год для излечения, но, если после этого срока он останется таким же, жена имеет право расторгнуть брак.

Также жена имеет право на расторжение брака, если муж не в состоянии обеспечивать её минимальным обязательным обеспечением, установленным шариатом. Если же муж в состоянии её обеспечить, но не делает этого, жена не имеет право на расторжение брака, так как она имеет возможность потребовать от него всё необходимое через имама (или через суд). Если не известно местонахождение мужа и он не оставил имущества, которым жена может себя обеспечить, то, по мнению некоторых алимов, она имеет право расторгнуть брак. Также, по мнению некоторых алимов, если муж в состоянии обеспечить жену и не делает этого и жена не может добиться от него своего обеспечения через имама (или через суд), жена имеет право на расторжение брака.

Читайте так же:  Жестокое обращение с детьми воспитателей

После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это. При расторжении брака имам говорит: «Я расторгаю брак»,- и называет имя мужа и жены, если жена сама расторгает с разрешения имама, то она говорит: «Я расторгаю свой брак».

После расторжения брака муж не имеет право на возврат жены (ружъат) до прохождения срока идды, что разрешается, если жене дать однократный или двукратный развод. После прохождения срока идды муж имеет право заново совершить махар с женщиной, которая расторгла с ним брак. Для этого нет условия, чтобы она вышла за другого мужчину и развелась с ним, в отличие от троекратного развода, после которого женщина не имеет право выйти заново за того же мужчину, который ей дал такой развод, а только в том случае, если она: 1) выйдет за другого, 2) вступит с ним в половой контакт, 3) разведётся с ним, 4) выдержит срок идды.

Если мужчина возобновит брак (после срока идды) с женщиной, которая расторгла раньше с ним брак, то она возвращается как новая жена, т. е. для мужа количество разводов не уменьшается, но если мужчина дал однократный или двукратный развод жене и вернул (сделал ружъат) её до прохождения срока идды или заново, после прохождения срока идды поставит с ней новый махар, то она возвращается к нему уже с уменьшенным количеством разводов.

Например, если муж давал однократный развод, то у него останется право на два развода, а если он давал двукратный развод, то у него остается право на один развод, т. е. если он и в дальнейшем даст только двукратный развод в первом примере и однократный во втором, то он уже не имеет право повторно на ней жениться, а только, если она выйдет замуж за другого и разведётся с ним («Фатхуль-Аллам»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Дозволен ли развод через суд в исламе

СТАТЬИ

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.

4. Материальные проблемы.

Обеспечить в семье необходимый материальный достаток – это обязанность мужа. Однако в жизни случается разное и заработок у супруга может уменьшиться. В таких случаях жёнам рекомендуется учесть эти обстоятельства и уменьшить свои расходы, дабы не нарушить благотворный микроклимат в семье.

Но порой жёнам не хватает терпения, что выливается в бесконечные претензии к супругу. Есть также такая категория женщин, которым никогда не хватает заработка мужа, сколько бы денег он ни приносил домой.

Здесь можно привести в качестве примера жён Пророка Мухаммада ﷺ , которые часто из-за отсутствия еды в доме не ели по нескольку дней. Но при всём при этом любили и уважали своего мужа, были ему опорой во всём.

Дорогие сёстры, будьте и вы опорой своим мужьям, поддержите их. Когда у мужчины есть дома крепкий тыл, ему легко преодолеть все проблемы в делах на работе. А следовательно и домой он будет возвращаться в хорошем расположении духа

3. Муж – боксёр?

Некоторые из мужчин почему-то любят входить в образ боксёра именно в отношениях с супругой, пуская в ход кулаки при каждой вспышке гнева, вызванной промашкой жены. Но такое поведение в корне противоречит Корану и Сунне.

Для мусульман самым лучшим примером служит образ жизни Посланника Божьего ﷺ , который за всю свою жизнь ни разу не ударил своих жён.

«Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим жёнам. А я являюсь самым лучшим для своих жён», говорится в хадисе (ат-Тирмизи).

عن عائشة قالت‏:‏ ما ضرب رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده شيئا قط‏,‏ ولا امرأة ولا خادما إلا أن يجاهد في سبيل الله

«Пророк своей рукой никогда никого не ударил – ни жену, ни слугу, – кроме как он вёл борьбу на пути Аллаха» (имам Муслим).

Муж, который спешит к насилию в отношении жены, лишён мудрости настоящего мужчины, своими действиями он демонстрирует лишь свою слабость и неспособность строить отношения со второй половиной на почве разума и согласия. Ему следует осознать, что жестокое, грубое отношение к супруге не останется без следа и приведёт к разрыву семейных уз.

1. Тёща – друг?

Тему развода невозможно обойти без тёщи, а как же иначе. Нередко можно наблюдать картину, как матери вмешиваются в семейную жизнь дочерей. И дочери чаще всего слушаются своих мам, тогда как после замужества на первом месте должен стоять муж.

Претензии мамаш различны и касаются материального достатка мужа, его заработка, внешнего вида, образа жизни и т.п. Выпячивая перед дочерью недостатки её мужа, матери способствуют ухудшению их взаимоотношений, что в итоге может привести к разводу.

Мамы не понимают, что своими действиями разрушают семейный очаг, а, следовательно, обрекают себя на гнев Господа и Его Посланника ﷺ . Хадис гласит: «Кто настраивает жену против мужа, а раба против хозяина, тот не из нас» (Абу Давуд).

2. Свекровь – подруга?

Другая опасность идёт уже со стороны матери мужа. Некоторые из матерей не могут никак принять тот факт, что их сыновья давно уже выросли и стали мужчинами, обременёнными семейными узами, и они уже не нуждаются в навязчивой материнской опеке.

Чтобы показать свою значимость в жизни сына, матери выискивают недостатки его жены, мол, она плохая хозяйка, не умеет готовить, плохо ухаживает за мужем, неправильно воспитывает детей и т.п.

Уважение к матери, которое должен проявлять каждый человек, не должно приводить к разрыву супружеских отношений, поэтому мужья должны постараться оградить своих жён от внешнего негативного влияния, защитить семейный очаг.

Правила развода в Исламе

Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания! Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!

Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности. Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.

Читайте так же:  Доверенность на представление интересов законного представителя ребенка
Видео (кликните для воспроизведения).

Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.

Эта вынужденная мера оправдана только при крайней необходимости, когда дальнейшая совместная жизнь причиняет страдания и подталкивает к греху. В одном из хадисов говорится: «Из всех разрешенных деяний самое ненавистное для Аллаха — это развод» (Абу Давуд и Ибн Маджа). Иснад этого сообщения недостоверный, и смысл его тоже весьма сомнительный. Если супруги не видят способа сохранить семью, то развод не порицается. Но если нет серьезнейшей причины для развода, который может погубить жизнь супругов и сделать несчастными детей, то идти на такой шаг по меньшей мере крайне нежелательно. Ал-‘Ала ибн Суфйан ал-Гассани сообщил: «Мне рассказывали, что к неявным мерзким поступкам, которые Аллах запретил, но не назвал в Коране, относится поступок мужчины, который женится на женщине, а после того, как они прожили долго и она родила ему детей, разводится с ней без какой-либо причины» (ат-Табарани). Женщине также запрещается беспричинно требовать развод от мужа, и в хадисе сказано: «Не почувствует благоухания рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Шариат наделил правом на развод только мужчин. Жена не может самостоятельно развестись с мужем. Причина этого предписания в том, что мужчины, как правило, более сдержанны и рассудительны в принятии серьезных решений, тогда как женщины более эмоциональны. Конечно, бывают исключения, но Божье установление от этого не меняется. А значит, мужчина обязан осознавать ответственность за сохранение семьи и проявлять благоразумие, не злоупотребляя данным ему правом. Если решение развестись принято, то претворить его в жизнь следует в строгом соответствии с нормами Шариата.

Прежде всего, нужно помнить, что развод нельзя объявлять в любое время. Если после завершения регул у жены супруги вступали в интимную близость, то необходимо дождаться очищения от следующих регул. Всевышний пожелал так для того, чтобы мужья не принимали поспешных решений и супруги имели возможность выправить сложившуюся ситуацию. Мужчина совершает грех, если объявляет развод в период менструации или в период очищения, если супруги имели близость после очищения. Но если муж не проявил благоразумие и объявил развод в неположенное время, то такой развод засчитывается. Сказанное относится к тем случаям, когда у жены регулярно повторяются месячные. Если женщина беременна или у нее нет месячных, то развестись с ней можно в любое время, независимо от того, когда супруги имели близость в последний раз.

Для объявления развода мужчине достаточно сказать жене: «Ты разведена» или «Я развожусь с тобой». Как объявление развода засчитывается и любое другое выражение, прямо указывающее на расторжение брака. Угроза «я разведусь с тобой», высказанная в будущем времени, не засчитывается за развод, если муж не связал ее с определенным условием. Но если он связал такую угрозу с условием, сказав, например: «Я разведусь с тобой, если ты без моего разрешения пойдешь в такой-то магазин», — то при выполнении этого условия развод вступает в силу. А вот выражения типа «уходи из дома», которые не указывают прямо на развод, означают развод лишь в том случае, если муж произнес их с таким намерением. Если фраза «ты разведена» случайно сорвалась с уст мужа, например, когда он читал книгу на эту тему, и он не имел никакого намерения разводиться, то такая обмолвка не принимается во внимание. Но если муж решил пошутить и объявил жене развод ради забавы, то развод засчитывается. Подобные шутки могут дорого стоить. В хадисе сказано: «Три поступка воспринимаются всерьез, даже если они совершены в шутку: брак, развод и возобновление брака» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

С момента объявления развода для жены начинается период выжидания, в течение которого она не может выйти замуж за другого мужчину. Этот период называется идда, и его продолжительность зависит от состояния женщины. Если разведенная женщина беременна, то идда продолжается до разрешения от бремени, даже если это случится на следующий день. То есть если муж объявил развод беременной жене, а она на следующий день родила ребенка, то супруги считаются окончательно разведенными и женщина имеет право выйти замуж за другого человека. Если же бывшие супруги решат восстановить отношения, то они должны сочетаться браком повторно с соблюдением всех условий.

Если женщина детородного возраста и у неё регулярно повторяются месячные, то ‘идда продолжается до очищения от третьей полной менструации (по мнению имамов Малика и аш-Шафи‘и) или до начала третьей менструации (по мнению имама Абу Ханифы). Но если муж объявил развод в нарушение установленных правил во время менструации, то эта менструация не принимается во внимание, и разведенная жена должна дождаться четвертого очищения. В том случае, если у женщины прекратились или вообще не начинались месячные, идда составляет три лунных месяца.

Особые предписания есть относительно развода в том случае, если супруги ни разу не имели близости и даже не уединялись. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» e-minbar

Дозволен ли развод во время беременности

Развод с беременной дозволен в период беременности, а половая связь не мешает этому.

Однако многие мусульмане полагают что такой развод неправильный. Но это ошибка. В хадисе, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется когда она отчистится или будет беременной». Муслим 1471.

Читайте так же:  Срок взыскания алиментов за прошлый период является

Имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим» сказал: «В этом хадисе довод на то, что разводится с беременной дозволено, если утвердилось то, что она беременна. Это мнение аш-Шафи’и и большинства ученых».

Некоторые же ученые сказали что в дозволенности этого не было разногласия. Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: «Что касается развода с беременной, то нет разногласия среди ученых, что такой развод соответствует Сунне. Это дозволено в период с начала ее беременности и до конца, поскольку ее срок (идда) пока она не родит!» См. «ат-Тамхид» 15/80.

Когда шейха Ибн База спросили о дозволенности развода с беременной, он сказал: «Это мнение распространено среди простого народа. Некоторые люди полагают, что развод с беременной не действителен. Я не знаю откуда они взяли это предположение! Это то, у чего нет основы в словах ученых, наоборот, то на чем все ученые — это то, что развод с беременной действителен. В этом среди ученых иджма’ и нет разногласий. Развод в соответствии с Сунной, это два вида развода:

1. Чтобы она была беременной, и такой развод соответствует Сунне и не является нововведением.
2. Чтобы была очищенная и не прикоснулся к ней муж, т.е. чтобы женщина очистилась от месячных или послеродового кровотечения и муж не вступал с ней в половой акт. Такой развод также соответствует Сунне».
См. «Фатауа ат-талякъ» 1/45-46.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Процедура развода по инициативе жены в немусульманских странах

Ассаляму алейкум. Мы с мужем поссорились и я пошла в один из исламских центров Новой Зеландии (где мы сейчас проживаем). Имам центра позвал моего мужа, но тот отказался прийти. Тогда центр выдал мне документ, в котором было сказано, что хуль (развод) состоялся. Действительно ли хуль состоялся или наш брак все еще правомочен? Что делать мусульманке, которая не выносит своего мужа? Должна ли она жить и страдать вместе с ним, потому что на Западе нет исламских судов? Как ей избавиться от мужа, который делает ее жизнь несчастной и с которым она не желает больше жить?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Прежде чем отметим, что отношения между мужем и женой должны основываться на спокойствии, любви и милосердии, как сказал Всевышний Аллах:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Коран, 32: 21).

Спокойствие (сакан), любовь (мавадда) и милосердие (рахма) – очень важные понятия в исламе, в которых выражаются основные идеалы исламского брака. Помня об этом, муж и жена обязаны стараться быть друг для друга источником спокойствия и в меру возможностей избегать споров. Они должны прилагать физические, эмоциональные и духовные усилия, чтобы их партнер чувствовал себя счастливо и спокойно. А развод должен быть последней инстанцией.

Приведенный Вами случай не является правомочной формой хуль (развода), когда женщина освобождает себя от мужа, вернув ему полученное ею приданое или его эквивалент. Ситуация, упомянутая в вопросе, является одной из форм аннулирования (брака), но чтобы получить настоящий развод, необходимо соблюсти определенные процедуры.

На Ваш вопрос отвечает шейх Абдулла Аль-Джудаи, член Европейского совета по фатвам и исследованиям:

«1. То, что произошло, не является правомочной формой хуля, поскольку хуль считается состоявшимся лишь тогда, когда женщина сначала возвращает мужу полученное ею приданое или его эквивалент, затем говорит «отпусти меня посредством хуля» и он на это соглашается.

2. Упомянутая здесь ситуация является формой аннулирования, поскольку муж отказался развестись с женой и имам центра уладил дело, решив тем самым задачу, которую никто не вправе решать, кроме правителя. В роли этого правителя могут выступать судья, султан или два арбитра, которые пытаются примирить супругов и могут развести их в случае, если примирение не будет достигнуто.

3. Имам исламского центра в стране (регионе), где нет судов, работающих в соответствии с исламским Шариатом, считается судьей в том случае, если так решили мусульмане этой страны или региона.

4. Я считаю, что в этом и подобных случаях необходимо соблюдение следующих процедур:

а. Супруги должны прибегнуть к помощи двух мусульманских арбитров – одного со стороны мужа, а другого – со стороны жены, даже если муж не согласен. Всемогущий Аллах говорит:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Коран, 4: 35).

Если примирение не достигнуто, эти два арбитра могут развести супругов.

б. Если это трудно реализуемо и жена находится в стране, где есть исламская судебная система, она не должна выезжать за ее пределы. Это возможно в некоторых случаях, особенно, как нам известно, если брак зарегистрирован в исламской стране. Жена может сделать это в исламских странах даже по доверенности.

в. Если жена не имеет другой альтернативы, кроме как прибегнуть к гражданскому праву страны, в которой она находится, такой шаг вполне приемлем, даже если судья – немусульманин. Принуждение мужа отозвать брачный контракт исполняется посредством двух арбитров или правителя, так что если арбитраж из двух арбитров или мусульманский правитель отсутствуют, можно прибегнуть к немусульманскому правителю (судье). Ранее Европейский совет по фатвам и исследованиям уже принял решение о расторжении брака по решению судьи-немусульманина:

«В целом, мусульманин должен доверять свои дела только мусульманскому судье или кому-либо, кто действует от его имени. Тем не менее, из-за отсутствия исламской судебной системы в немусульманских странах мусульмане, которые заключали брак по законодательству этих стран, могут также принимать решение о разводе, изданное немусульманским судьей. Мусульманин, который заключил свой брачный договор в соответствии с неисламскими законами, принимает и все остальные его правила, в том числе и то, что брачный договор отменяется только через суд. Это можно считать разрешением со стороны мужа, что допустимо в Шариате согласно мнению большинства ученых, даже если он не сказал об этом, ибо есть юридическое правило, которое гласит: «Что общепринято, то предусмотрено». Кроме того, выполнение судебных решений, даже если они не являются исламскими, допустимо, поскольку это может рассматриваться как своего рода сохранение интересов во избежание зла и хаоса. Об этом говорили многие известные ученые, такие как Аль-Изз ибн Абду-Салам, Ибн Таймия и Аш-Шатиби.

г. Как и в описанном случае, жена должна убедиться, что, выполняя решение судьи, она не делает ничего, что противоречит Шариату. Она должна проконсультироваться с достойным доверия ученым относительно решения, принятого немусульманским судьей, и уточнить у этого ученого все соответствующие обстоятельства, поскольку судья может постановить что-либо непозволительное, например, компенсации, которые судебная система иногда преувеличивает. Она должна сделать так, чтобы убедиться, что она не поступила против закона ее религии».

Читайте так же:  Хочу подать на развод куда обратиться

5 основных причин развода

Человек так устроен, что не может жить без семьи, без своей второй половинки. Поэтому люди влюбляются, женятся и живут вместе счастливой жизнью. Но долго ли? Разводы стали бичом нашего, и ранние разводы не редкость. Супруги расстаются, прожив совместно лишь толику времени. Почему так происходит, кто и что всему виной? Поговорим об этом в нашем материале.

5. Тайный брак.

Когда мужчина жениться ещё на одной женщине, то старается это делать втайне от своей первой супруги и своего окружения. Подобный шаг чреват многими отрицательными последствиями, так как женщина, вступившая в подобный брак, оказывается не совсем защищённой. Чаще всего им уделяется меньше внимание нежели к другим жёнам, что не может не вызвать протестную реакцию, а следовательно и конфликт во взаимоотношениях.

Сохранность семьи обеспечивают множество факторов, и одним из них является общественное мнение, учитывать которое вынуждены оба супруга, так как безответственное поведение кого-то из супругов вызовет общественное осуждение. В случае тайного брака, этот фактор отсутствует, что приводит к частым разводам.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, разъясняя причины, когда женщина может просить развод, сказал : «Если женщине ненавистен нрав мужа: его суровость, вспыльчивость, горячность, быстрый гнев, порицание за малейшее дело и упрёк за малейший недостаток, то она может просить развод (аль-хулуг) .

Во-вторых. Если ей неприятен его внешний вид: у него есть какой-либо недостаток, или уродливость, или изъян в органах чувств, то она может просить развод (аль-хулуг) .

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Видео (кликните для воспроизведения).

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

Дозволен ли развод через суд в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here