Формы насилия над детьми

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Формы насилия над детьми". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации — Виды и формы насилия над детьми
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика насилия над детьми
Индекс материала
Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации
Виды и формы насилия над детьми
Истоки и причины насилия
Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия
Все страницы

Виды и формы насилия над детьми

  • Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:
  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали,
  • его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие.

  • Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка в семье, т.е. деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми; о граничение установление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином э моциональный террор унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания.

Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр. В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно). В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Анна Лаптева
Родительское собрание «Насилие в семье: виды, формы, последствия»

Родительское собрание: «Насилие в семье: виды, формы, последствия«

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы — перед добрым и худым.

Дети поначалу походят на промокашки:

впитывают в себя все, что грамотно или безобразно

написано родителями.

Задачи собрания:

• Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.

Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся «Насилие и дети«

Ход собрания

Добрый день уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Насилие в семье: формы, виды, последствия«.

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.

Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.

Насилие — это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим, имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье — это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Насилие в семьеможет иметь различный вектор направленности:

• со стороны мужа по отношению к жене;

• со стороны жены по отношению к мужу;

• со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;

• со стороны старших детей по отношению к младшим;

• со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;

• со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) — это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т. п.

3. Экономическое — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т. п.

4. Сексуальное — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест?Инцест — сексуальные отношения между кровными родственниками.

5. Физическое — это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы — внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция — постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание — избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие — не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок — самый худший, а женщина — плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны.Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая — вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

• распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.

Последствия семейного насилия для ребенка

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, — что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

• что он не заслуживает уважения;

• что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);

• что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

• что насилие — это проявление любви;

• что отрицание чувств — нормальное здоровое явление;

• что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Список использованных источников:

1. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт. -сост. Я. К. Нелюбова.— Волгоград: Учитель, 2009.

2.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе /авт. -сост. Л. И. Прикуль.— Волгоград: Учитель, 2009.

3.С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л. Е. Пахомова.— Волгоград: Учитель, 2008.

4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога. — М. : ВАКО, 2005.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Родительское собрание «Будем знакомы» Воспитатель. Дорогие родители, бабушки, дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем:.

Формы насилия над детьми

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей — ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей[4].

Различают четыре основных вида семейного насилия над детьми, каждый из которых может присутствовать в разнообразных по степени тяжести формах.

Виды насилия над детьми:

Физическое насилие — насилие, выражающееся в непосредственном воздействии на организм ребенка: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

Физическое насилие в семье над ребенком имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской или женской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Физическое насилие в отношении детей происходит в устойчивых супружеских парах, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Дети, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение, и готовность к многократному прощению обидчика, так как ими являются их родители. Это терпение связано с чувством страха, любовь к родителям.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида, характеру травм, особенностям психического состояния и поведения детей.

Младший школьный возраст:

стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребёнка, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации. Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье.

К формам психологического насилия относят:

Отвержение вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребёнка, принижающие его достоинство:

— враждебное отношение к ребёнку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное;

— высмеивание ребёнка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т.п.);

— превращение ребёнка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания.

Терроризирование угроза убить ребёнка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

— помещение ребёнка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства;

— оставление его в опасной ситуации;

— нереалистичные ожидания от ребёнка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказания за невыполнение;

— угроза совершения насилия над самим ребёнком;

— угроза совершения над тем, кого ребёнок любит (включая домашних животных)

Изоляция последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его;

— необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Игнорирование отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и лишение его эмоциональной стимуляции:

— нежелание или неспособность взрослого к взаимодействию с ребёнком;

— взаимодействие с ребёнком только в случае крайней необходимости;

— отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви и заботы.

Особенности поведения младшего школьника, позволяющие заподозрить подверженность психологическому насилию:

беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание. Заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Сексуальное насилие — это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми.

Экономическое насилие — это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п[5].

Пренебрежение основными нуждами ребёнка — нежелание или неспособность родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворить основные потребности ребёнка, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза здоровью и развитию.

Под пренебрежением интересами и нуждами ребёнка понимается:

— отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения;

— оставление ребёнка без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям;

Видео (кликните для воспроизведения).

— лишение ребёнка должного внимания и заботы, в результате чего для ребёнка повышается риск стать жертвой несчастного случая, быть вовлечённым в употребление алкоголя или наркотиков, а также совершение преступления.

Особенности внешнего вида ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого и моторного развития, утомлённый вид, сонливость, опухшие веки, обезвоживание организма (у грудничков), педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.

Виды насилия, их характеристика. Признаки и последствия насилия над ребенком.

Выделяются следующие виды насилия:

1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни (избиение, истязание, сотрясение по­средством пощёчин, подзатыльников, уда­ров, укусов, прижигание сигаретами и го­рящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удуше­ние, утопление).

2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав;периодическое или постоянное, вербаль­ное или невербальное воздействиероди­телей или лиц, их замещающих,на ребён­ка, приводящее к возникновению у него негативныхчерт ха­рактера, деформации развитияего лично­сти.

3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).

4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).

5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных де­нег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью де­нег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).

6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми.

Специалист при наличии выявленного факта физического и других видов насилия над ребенком, осуществляя работу со случаем, как правило, сталкивается с ближайшими и отдаленными последствиями насилия для ребенка:

Ø ближайшие последствия:

физические травмы (синяки, переломы, повреждения внутрен­них органов); головные боли; потеря сознания; кровоизлияние в глаз­ные яблоки; психические наруше­ния; депрессия с чувством собственной неполно­ценности.

Ø отдалённые послед­ствия:

– нарушения физическо­го и психического раз­вития (остановка в росте, весе, позднее раз­витие речи, низкий уровень успеваемости в школе);

– плохие привычки (грызение ногтей, со­сание пальцев, раскачивание);

– соматические заболе­вания, травмы, поху­дение, кожные сыпи, язва желудка, разрыв прямой кишки, тики, заикание, энурез, энкокрез;

Ø личностные и эмоциональные нарушения:

– агрессия к более младшим по возрасту детям и к животным;

– чувство вины, частые депрессии в виде беспокойства, нарушения сна, чувство одиночества;

Неменее важно также зафиксировать в работе с ребенком признаки насилия: особенности внешнего вида и поведения ребёнка, по от­ношению к которому проявляется насилие со сто­роны родителей или лиц, его опекающих. Имен­но эти особенности чаще всего выступают диагностическими признаками, позволяющими уста­новить факты жестокого обращения. Педагогу, со­циальному педагогу, педагогу-психологу следует предпринять срочные меры по выяснению ситуа­ции в семье, выявлению комплекса характерных особенностей внешнего вида и поведения ребёнка, указывающих на наличие насилия в семье (см. приложение А). Среди них можно выделить следующие:

• агрессивность, тревожность ребёнка;

• стеснительность, нелюбознательность, избе­гание сверстников;

• страх физического контакта, боязнь идти до­мой;

• любые физические травмы (ожоги, царапи­ны, синяки, ссадины и т.д.);

• повторная травма одногои того жеместа;

• отказ от медицинской помощи;

• противоречивые показания о происхожде­нии повреждений;

• сложные, необычные сексуальные познания или действия;

• сексуальные приставания к детям и взрос­лым;

• жалобы на физическое нездоровье;

• инфекции, передающиеся половым путём;

• нахождение под присмотром других детей;

• занятия опасной деятельностью, игнорируе­мые родителями;

• кожные заболевания, развившиесяв резуль­тате плохой гигиены;

• регулярные пропуски занятий в школе;

• сильное отставание в развитии;

• антисанитарные или небезопасные жилищ­ные условия.

Особенно важно понимание истинных причин семейного насилия в отношении несовершеннолетних, потому что на практике ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечива­ют в полной мере защиты детей от физическо­го и особенно психического насилия со стороны взрослых. В большинстве случаев несовершен­нолетние не обращаются за помощью, а взрослые, в свою очередь, часто не осознают факта жестокого обращения с ребёнком.

Если родители обращаются за помощью, то, как правило, не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на детей. Ребёнок, подвергающий­ся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость по отношению к родителям, другим людям, либо выступать в роли жертвы, притягивая жестокое обращение сверстников и педагогов. Именно эти проблемы в поведении или развитии личности ребёнка являются содержанием жалобы родите­лей, применяющих жестокие воспитательные ме­ры. Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, действительно способны привести ребёнка к серьёзным личностным нарушениям.

В социально-педагогической и психологической практике установлены типичные психолого-педагогические проблемы детей – жертв насилия:

Ø на когнитивном уровне – неумение сосредо­точиться, проблемы с произвольным внимани­ем, памятью, низкая самооценка, отсутствие самоуважения, иррациональные, разрушительные мысли, проблемы с принятием решения и поиском выхода из сложных ситуаций;

Ø на аффективном уровне – неожиданные и необъяснимые приступы гнева, агрессии, тревожность, чувство вины, страх отвержения, стыд, смущение, депрессия, преобладание механизма внешнего контроля над самоконтролем;

Ø на поведенческом уровне – драки, слёзы, упрямство, подозрительность, низкий уровень учебной успеваемости, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты, самоистязание, истязание животных.

Лица, подвергавшиеся семейному насилию в детстве, могут быть жестокими с окружающими. Очень важным отличием взрослых жертв являет­ся неспособность справляться с проблемами, а стремление искать и получать помощь от других людей. Когда ребёнок-жертва не находит отклика у собственных родителей, это подрыва­етего стремление к поиску помощи и продуктивным взаимоотношениям в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же как и большинство жертв жизненных трав­матических событий, страдают либо от понижен­ного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск развития психопатологии. Взрослого человека, не справившегося с трав­мой насилия в детстве, характеризуют такие чер­ты:

ü жестокость, насилие, отсутствие заботы по отношению к членам своей семьи;

ü потеря интереса к собственному ребёнку и неприятие его в подростковом возрасте;

ü низкое качество общения с членами семьи;

ü саморазрушающее поведение.

Большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Но тем не менее многие мо­гут поднять руку на своего ребёнка и не отрица­ют такой возможности. Почему же это происходит? «Уж, не от того ли, – писал А. И. Герцен, – истязают детей, а иногда и больших, что их трудно воспитывать, а сечь легко? Не мстим ли мы наказанием за свою неспособность воспитывать?» При воспитании такие родители чаще всего исходят из собственного жизненного опыта (в дет­стве меня тоже били, и я стал человеком). Многие родители считают, что ребёнок – их собствен­ность и они в праве делать всё, что захотят.

При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, глав­ное из которых – воспроизводство жестоко­сти. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точ­но так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.

Исследования показали, что телесные нака­зания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого вре­мени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надол­го. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

В минуту гнева ребёнок учится прибегать к драке, привыкает к тому, что для снятия напря­жения достаточно поднять на кого-то руку. Он уже считает возможным применять физическую силу и властвовать над более слабыми детьми. И всё это потому, что, демонстрируя ребёнку собственную несдержанность, родители не учат его самообладанию.

Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запре­тах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь ме­ханизм внешнего контроля и, как правило, не­достаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстни­ками, они подозрительны, недоверчивы, зам­кнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.

Насилие в семье порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство детей из дома, детская и подростковая преступ­ность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащи­щённости, постоянный страх, рабская психоло­гия.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакци­ей таких детей на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закре­плению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой пе­реживает чувство вины, стыда. Ребёнку харак­терны постоянная убеждённость в собственной неполноценности, в том, что «он хуже всех». Вследствие этого ему сложно добиться уваже­ния окружающих, успеха, общение со сверстни­ками затруднено.

Таким образом, семейное насилие рассма­тривается как стадия в насилии, передающем­ся из поколения в поколение, когда люди, испытавшие на себе жестокое обращение или яв­лявшиеся его свидетелями в детстве, соверша­ют насилие или становятся его жертвами, буду­чи взрослыми.

Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 4213 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Формы насилия над детьми

Наша цель — создать конкурентные условия при поиске психолога. Обеспечить приток новых психологов на сайт и поощрять активность пользователей.

Как будут списываться балы:
Если у вас до 2000 баллов то списываться будет 10 баллов в день.
Если больше 2000 то будет работать правило «делителя на 100» *
Но при этом остается несгораемая сумма баллов за предыдущую активность на сайте.
Каждая опубликованная статья +5 баллов плюс +10 стартовых баллов.

* правило «делителя на 100» будет рассчитываться следующим образом:
количество баллов / 100 = целый остаток округлен в меньшую сторону до десятых.

например:
2550 / 100 = 20
18700 / 100 = 180

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПО СПИСАНИЮ БАЛЛОВ ВСТУПИЛИ В СИЛУ С 01.01.2019г.


Как заработать балы бесплатно:

За оригинальную статью (ранее не публикуемую в Интернете) будет начислено +200 баллов. Если на момент проверки уникальности статьи, она опубликована на других ресурсах, то Вы получите +60 баллов. Проверка на уникальность и начисление баллов будет проведена на протяжении 48 часов после публикации на портале.
За 500 просмотров статьи Вам насчитывается +50 баллов;
За 1000 просмотров +50 баллов;
За 5000 просмотров +100 баллов.

Групповая работа с детьми, подвергающимися насилию

Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации соци­альной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережив­шими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психо­логические кризисы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких-либо признаков стигматизации.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает факты насилия и принуждения.

Таким образом, задачей групповой терапии является не только по­мощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной пренебрежением или любой другой формой насилия, но и формирова­ние у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

План групповой терапии включает в себя параллельную работу с ро­дителями или опекунами, не причастными к насилию.

Если специалисты школы не в состоянии обеспечить проведение сопут­ствующих видов терапии, они могут предложить семьям воспользовать­ся услугами других аналогичных центров и клиник. В этом случае важно, чтобы специалисты, занимающиеся психологическим сопровождени­ем одной семьи, регулярно обменивались информацией, координиро­вали свои действия и оказывали друг другу содействие в решении задач, стоящих перед терапией в целом.

Виды насилия над детьми, психоанализ полученных травм и избавление от последствий

Когда взрослые слышат о насилии над детьми, все внутренне уверены, что это их не касается — это не про них. Они могут даже не подозревать, какому тотальному насилию подвергают детей, называя его воспитанием, развитием, просвещением, заботой о будущем ребенка. Именно за этими красивыми словами часто кроются многие виды насилия над детьми.

Как же отличить, какое действие совершается над ребенком — насилие, которое наносит ему ущерб, или благо, которое способствует развитию? Ответим, как распознать насилие и защитить от насилия детей, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Виды насилия над детьми: разбираем системно

Важно понимать, что значит развивать ребенка. Ребенок от рождения наделен желаниями, которые зависят от того, с какими векторами — свойствами психики — он родился. При рождении есть только потенциал, из которого можно развить тот или иной талант. И развитие — всегда в противоположность. Это требует усилий.

Например, ребенок с кожным вектором в потенциале может стать законотворцем и контролировать соблюдение закона или стать менеджером, успешным бизнесменом. Он рождается с желанием добывать и сохранять добытое. Вначале — нести домой все из садика, из песочницы, от соседей. Если такого ребенка не развивать, он останется вором — не сможет проявлять противоположных свойств стража законности, не сможет приумножать капитал законными методами.

И так с каждым из восьми векторов — необходимо понимать потенциал, чтобы целенаправленно создавать условия и усилия для развития свойств. Создавать эти условия и прилагать усилия для развития детей должны взрослые. Если детей оставить без направляющего и координирующего развития, они естественным образом могут объединиться только на основе неприязни к более слабому или отличному от всех — просто не умеют еще по-другому.

На взрослых лежит огромная ответственность за правильное развитие детей. Ведь развивать необходимо природные свойства конкретного ребенка, а не заставлять всех детей делать одно и то же, что захочется взрослым. Непонимание свойств каждого ребенка и рождает насилие над детьми — когда их заставляют делать то, что не соответствует природным желаниям.

Насилие — это не только прямое причинение физического ущерба, но и любое воздействие на ребенка, которое может вызвать торможение или полную остановку развития его природных естественных свойств и желаний. А также остановку развития общих свойств: способности к социализации в обществе, выстраивать как отношения с другими людьми, так и стабильные парные отношения во взрослой жизни.

Условно можно выделить следующие виды насилия:

  • физическое насилие;
  • вербальное насилие;
  • психологическое насилие;
  • сексуальное насилие.

Виды физического насилия над детьми

Физическое наказание детей некоторые считают эффективным методом воспитания. Но так ли это? Рассмотрим, какие эффекты при этом получают те, кто привык воспитывать именно таким способом, и какие эффекты получают при этом битые дети.

Взрослый во время нанесения побоев сбрасывает накопившееся внутреннее напряжение и получает расслабление, которое начинает им восприниматься как удовлетворение от приложенных усилий. Но перенос своего изменившегося приятного внутреннего состояния на событие вовне вызывают у него ложное впечатление, что именно физическое наказание приносит положительный результат в воспитании ребенка. Дети в результате таких воспитательных мер получают целый комплекс психотравм, особенности проявления которых зависят от врожденных свойств психики каждого конкретного ребенка.

Побои могут привести к развитию разного рода страхов длиной в целую жизнь, обидчивости, мстительности, склонности к занятию проституцией, воровством, развитию депрессий и суицидальных мыслей, мазохистских устремлений, наличие которых притянет в дальнейшем партнера с садистскими склонностями при построении парных отношений. И многим другим состояниям, которые значительно меняют качество жизни.

Подзатыльники могут привести к травмам и сотрясению головного мозга. У мальчиков это во взрослом состоянии может проявляться тем, что они никогда не смогут иметь отношений с женщинами.

Если физическое насилие над детьми в семье применяют родители, это значительно усугубляет негативные последствия. Ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, у него может замедлиться или полностью остановиться психосексуальное развитие. Его психика не сможет дальше развиться, начинают проявляться еще не развитые свойства — страхи, истерики, воровство, стремление все пачкать и «квасить» еду.

Виды вербального насилия над детьми

У некоторых сложилось ложное представление, что если они физически не наказывают детей, то не могут нанести им вред. В действительности, словом можно нанести еще больший вред, так как звук воздействует напрямую на психику ребенка.

Крик оказывает мощнейшее травмирующее воздействие даже на взрослого человека, не говоря уже о детской неокрепшей, еще не совсем развитой психике. Все дети теряют чувство защищенности и безопасности, когда на них кричат. Теряют это базовое ощущение, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности ребенка и его развития. Например, от крика у детей со звуковым вектором в некоторых случаях развивается аутизм.

Оскорбление, унижение, обесценивание травмирует психику детей с разными свойствами по-разному. Проявления эти очень многообразны. У ребенка с анальным вектором формируется чувство патологической нерешительности и неуверенности в себе или чувство вины перед всеми во всех жизненных ситуациях, или обиды на мать и на всех женщин. Кожного ребенка это приведет к формированию комплекса неудачника. У детей со звуковым вектором появляются проблемы с обучением, так как они перестают различать смыслы слов и фраз — не могут понять прочитанное и услышанное.

Мат — это особые слова, которые оказывают сильнейшее воздействие на психику, так как воздействуют на базовые механизмы размножения и сохранения вида. Мат снимает запрет на секс и убийство. Приводит к возбуждению агрессивного поведения и проявлению насильственных действий, если употребляется публично.

Мат — слова про интимное. Чтобы не запускать разрушающие процессы в психике, они могут произноситься только в интимной обстановке, между мужчиной и женщиной при их обоюдном согласии. Во всех остальных случаях происходит обесценивание отношений и обесценивание женщины, что приводит к невозможности создания и сохранения отношений. Дети не должны слышать мат от взрослых — особенно в семье от своих родителей.

Иначе они не смогут во взрослой жизни создать стабильные счастливые парные отношения и будут обречены на одиночество и безрадостную жизнь.

Виды психологического насилия над детьми

Психологическое насилие над детьми особенно многолико и наиболее скрыто от понимания, что это насилие. Остановимся на наиболее распространенных ошибках воспитания, которые травмируют психику детей:

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершают мужчины из ближайшего окружения ребенка. Это мужчины или подростки с особенностями психики, которые проявляются сексуальным влечением к детям. Условно можно выделить два вида сценариев развития долговременных насильственных действий над ребенком.

  1. Педофил предварительно выстраивает с потенциальной жертвой доверительные отношения и под видом интриги «у нас будет с тобой секрет от всех» может совершать систематические насильственные действия над ребенком.
  2. Педофил силой завладевает ребенком и под угрозой расправы над ним заставляет его молчать.

Если к ребенку на улице подходит мужчина — это должно насторожить. Нормальные мужчины к чужим детям на улице не подходят. Это может быть или педофил, или психически ненормальный.

Важно научиться определять мужчин, которые могут совершать сексуальное насилие, чтобы защитить от насилия детей. Это мужчины с анальным вектором, которые систематически в своей речи или письме используют туалетную лексику или пачкают все и всех в смыслах. Когда такой мужчина предлагает одинокой женщине с ребенком руку и сердце, необходимо понять, на ком он в действительности хочет «жениться» — на ней или на ее ребенке.

Мужчины в состояниях тяжелых социальных или сексуальных фрустраций могут совершать насилие и над детьми и над женщинами.

Внешне это бывают добрые и заботливые мужчины, которые могут предлагать помочь посидеть с ребенком, сводить его в парк или в кино. Чтобы не подозревать любого мужчину в дурных намерениях, необходимо четко различать, какой мужчина испытывает сексуальное влечение к детям, а какой станет идеальным отцом, отчимом, тренером, педагогом для ребенка.

Как развивать и воспитывать детей, не применяя насилие

Используя природное желание ребенка учиться и понимая врожденные свойства его психики, особенности и таланты, процесс развития и воспитания можно сделать очень увлекательным и эффективным, если освоить навык вовлечения ребенка в образовательные и развивающие процессы. Именно вовлекать, а не заставлять, наказывать и пугать.

Понимание, что у людей с разными свойствами психики разные приоритеты, в том числе в еде и напитках, разная потребность не только в продолжительности сна, но и во временных промежутках дня и ночи — все это может полностью нивелировать поводы для насильственных действий. Кому-то важна дисциплина, а кому-то важна тишина. Важно понимать особенности процесса воспитания детей в семье, в садике, в школе, во дворе, в детских организованных коллективах. Отличать естественное ранжирование детей от проявления насилия друг к другу. Понимать важность своевременной социализации детей — посещение садика и других детских развивающих учреждений.

Прекрасным дополнением к этому может стать использование наглядно-действенного мышления и эмоционального заражения личным примером в привитии детям навыков, которые хотим развить — чтение книг, семейные ужины в теплой доверительной обстановке. Приобретенные в детстве навыки определяют то, из чего будет соткана жизнь человека — из любви к людям или из ненависти и злорадства к ним, из приоритета человеческой жизни или жизни собачек и кошечек.

Прервать поток всех видов насилия над детьми возможно при условии осознания людьми всей масштабности этой проблемы и желания исправить эту ситуацию. Люди, которые сейчас применяют насилие к детям, сами являются жертвами насилия. Иначе бы у них не было склонности к совершению насильственных действий над своими детьми.

В настоящее время с помощью знаний тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» возможно устранить психотравмы, полученные как в детском возрасте, так и во взрослом состоянии, и значительно улучшить качество своего психического состояния.

«… Сейчас моему сыну 10 лет. До 4 лет он говорил простыми звуками: мама, баба, му, гав, ням и т.д. Из 33 звуков (букв) он не выговаривал 28. Были усиленные занятия с логопедом, а результаты плачевные: с первых уроков отставание в развитии речи, отставание в письме, чтении. На стихи из двух четверостиший уходили целые выходные. Целый ком проблем и вопросов, который нарастал и нарастал… Я очень переживала, мельтешила, повышала на сына голос, думала, смогу докричаться до него… требовала соображать быстрее, быстрее… Тормоз, думала я, весь в отца… Я кричала каждый день как ненормальная и не могла остановиться… В итоге во втором классе он стал заикаться.

…После прохождения тренинга у меня невероятные результаты. Я и не предполагала, что жизнь меняется легко и просто с первых лекций. Моё состояние изменилось!
У меня больше нет страхов, фобий и прочих негативных состояний и больше не будет никогда. Я больше вообще не кричу, не дергаю, я внимательно слушаю и наслаждаюсь общением с сыном. На сегодняшний день проблем с речью нет, в логопеде нет необходимости…»

Более подробно узнать о том, что необходимо делать, чтобы вырастить счастливых и реализованных детей, понять причины насилия над детьми и как устранить последствия насилия, перенесенного в детстве, как искоренить все виды насилия над детьми в семье и социуме, можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Галина Кузьменко
Редактор Янина Буракова
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте так же:  Как менять полис при смене фамилии
Видео (кликните для воспроизведения).

28 Фев, 2019 Комментариев: 2 Просмотров: 862
Теги: Всё о детях психология
Формы насилия над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here