Гаагская конвенция о международном похищении детей

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Гаагская конвенция о международном похищении детей". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Статья 3

Перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если:

a) они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания; и

[1]

b) во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Права опеки, упомянутые в пункте а), могут возникнуть, в частности, в соответствии с законом либо на основании судебного или административного решения, либо на основании соглашения, влекущего юридические последствия по законодательству этого государства.

>
Статья 4
Содержание
Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/2556180/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.)

Конвенция
о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей
(Гаага, 25 октября 1980 г.)

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации касательно применения адвокатами настоящей конвенции

См. статус настоящей Конвенции

Государства — участники настоящей Конвенции,

твердо убежденные в том, что интересы детей являются проблемой первостепенного значения в вопросах, касающихся опеки над ними,

желая защитить детей в международном масштабе от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания и установить процедуры, обеспечивающие их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания, а также обеспечить защиту прав доступа,

решили с этой целью заключить Конвенцию и согласились о следующих положениях:

Совершено в Гааге 25 октября 1980 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив Правительства Королевства Нидерландов, его заверенная копия направляется по дипломатическим каналам каждому государству, являющемуся членом Гаагской конференции по международному частному праву на дату ее четырнадцатой сессии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.)

Конвенция вступила в силу 1 декабря 1983 г.

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 октября 2011 г.

Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции Федеральным законом от 31 мая 2011 г. N 102-ФЗ с оговоркой

См. статус настоящей Конвенции

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 51 ст. 7452, в Бюллетене международных договоров, январь 2013 г., N 1

http://base.garant.ru/2556180/

Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

Опубликовано на портале: 04 февраля 2019 г

Информация о реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года.

Согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1097 и от 15 ноября 2012 г. № 1169 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1586), центральным органом, отправляющим обязанности, возложенные на центральные органы Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 19 октября 1996 года, определено Министерство просвещения Российской Федерации.

Функции по операционной деятельности в связи отправлением обязанностей Центрального органа в Министерстве исполняются отделом нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей.

Контакты для дополнительной информации:

  • Терехина Ирина Олеговна – Директор Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3450; адрес электронной почты: [email protected]
  • Аккуратова Анастасия Павловна – начальник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3463.
  • Фролов Игорь Дмитриевич – советник отдела нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Департамента, тел.: +7 (495) 587-01-10 доб. 3464; адрес электронной почты: [email protected]

Режим работы Департамента: понедельник – пятница, 9:00 – 18:00; обед: 12:00 – 13:00.

Личный прием граждан специалистами Департамента осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2 в рабочее время.

Прием специалистами Департамента иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется по предварительному согласованию с представителями Департамента.

Информация по Конвенциям также размещена на информационном стенде Минпросвещения России, который находится по адресу: по адресу: г. Москва, ул. Каретный ряд, д. 2.

Информация о договаривающихся государствах, признание которыми присоединения к Конвенциям Российской Федерации в установленном порядке вступило в силу, размещена на официальном сайте Гаагской конференции по международному частному праву в сети Интернет по адресу hcch.net.

Запросы в рамках Конвенций составляются на русском языке, к ним прилагаются документы, подтверждающие права опеки над несовершеннолетним ребенком (свидетельство о рождении), документы, удостоверяющие, что местом постоянного проживания ребенка является Российская Федерация (справка из органов регистрационного учета о месте жительства несовершеннолетнего или справка из образовательного/воспитательного учреждений, учреждений здравоохранения о постановке на учет несовершеннолетнего), а также другие документы (решение суда, паспортные данные, фотографии), которые Вы считаете необходимым приложить. В соответствии с требованиями Конвенций запрос и прилагаемые документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Читайте так же:  День ангела усыновление детей

Вместе с тем, Конвенции содержат положения, предусматривающие возможность разрешения семейных споров с помощью альтернативного (внесудебного) способа – процедуры медиации. Работу в части организации и обеспечения медиативных процедур ведет подведомственное Министерству просвещения Российской Федерации учреждение – ФГБУ «Федеральный институт медиации».

http://docs.edu.gov.ru/document/3e97eaf30c5ac473d882bdb8391f62cf/

Конвенция о похищении детей: взгляд изнутри

Присоединение Российской Федерации в 2011 г. к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. (далее – Конвенция) должно было открыть новую веху в разрешении трансграничных споров о детях на территории России.

Действительно, Конвенция является специальным инструментом для возвращения незаконно перемещенного ребенка в государство постоянного проживания и показала свою эффективность и функциональность в странах, ее подписавших.

Однако применение Конвенции в России осложняется рядом обстоятельств как юридического, так и политического характера. По понятным причинам остановимся на правоприменительных проблемах.

Для начала стоит отметить, что присоединение к Конвенции, прежде всего, преследовало цель защитить интересы российских детей, которые по воле одного из родителей меняли российское место жительства на заграничное и тем самым вырывались из привычной культурной, образовательной и языковой среды.

Но Конвенция, как известно, носит взаимный характер, и иностранный родитель также может рассчитывать на возвращение из Российской Федерации незаконно перемещенного ребенка.

Поэтому отечественному правоприменителю приходится сталкиваться именно с запросами иностранных родителей, которые просят предписать возвращение ребенка из России.

Российский суд в соответствии с Конвенцией не может требовать возвращения ребенка из иностранного государства. В нашей практике известен случай, когда З. обратилась в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с требованием о применении Конвенции в отношении ее сына, находящегося на территории Германии. Указанный суд отказал в принятии иска в связи с тем, что заявление не подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а компетентными являются судебные органы ФРГ.

[3]

Несмотря на то что Конвенция вступила в силу для России 1 октября 2011 г., полноценная имплементация ее норм в российское законодательство была осуществлена только в 2014 г. после принятия и вступления в силу специального федерального закона, которым были внесены изменения в ГПК РФ, СК РФ и законодательство о судебных приставах и исполнительном производстве.

Однако отмеченное выше не означает, что до 17 мая 2014 г. (вступления в силу приведенных изменений) обращение в российский суд с запросом на основании Конвенции было невозможно.
Так, Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в феврале 2014 г. принял к своему производству иск Л. (нашего доверителя) о возвращении ребенка в государство постоянного проживания – Итальянскую Республику.

Иск был предъявлен по общим правилам гражданского судопроизводства со ссылкой на нормы Конвенции с указанием, что заявление не является иском об определении места жительства ребенка. Судом в качестве органа, дающего заключение по делу, был привлечен орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика.

Несмотря на то что Конвенция оперирует автономными понятиями такими, как «незаконное перемещение или удержание», «права опеки», «права доступа», российский суд не встал в тупик и правильно применил их, учитывая нормативное толкование, данное в Конвенции.

Кроме того, в строгом соответствии с буквой и духом Конвенции, суд отказал в принятии встречного иска о расторжении брака и определении места жительства ребенка. Напомним, что в настоящее время ст. 244.14 ГПК РФ указывает на недопустимость соединения исковых требований и предъявление встречного иска по делу о возвращении ребенка или осуществлении прав доступа.

Также суд в дополнение к многочисленным доказательствам, характеризующим истца и подтверждающим обстоятельства незаконного удержания ребенка на территории России, истребовал (как и в «классических» спорах о детях) акт обследования жилищно-бытовых условий сторон, а также заключение по иску.

Причем для получения необходимых сведений от итальянских государственных органов суд выдал на руки истцу соответствующий запрос, который потребовалось апостилировать и снабдить переводом. Стоит оговориться, что социальные органы и Италии, и России обследование жилищно-бытовых условий суду представили, а заключение по делу – нет, сославшись на отсутствие компетенции для подготовки такого рода документов.

Интересна позиция ответчика, представитель которого указал на непризнание Италией присоединения России к Конвенции и представил письмо из Министерства образования и науки Российской Федерации (Центрального органа по Конвенции), где указывалось: «положения Конвенции 1980 г. не могут быть применены в деле Л.».

Конечно, мнение государственного органа не могло не заинтересовать суд, и, несмотря на наши возражения о посягательстве на судебную монополию на толкование закона, документ был приобщен к материалам дела.

Следует заметить, что проблема применимости Конвенции к правоотношениям между Россией и Италией не так проста, какой кажется на первый взгляд. Действительно, Конвенцией предусмотрен особый механизм признания государствами, подписавшими или присоседившимися к Конвенции, новых Договаривающихся Сторон (ст. 38). Поэтому возможность отказа российского суда применять Конвенцию обстоятельно рассматривалась и обсуждалась с итальянскими коллегами до подачи иска.

Прежде всего, итальянские адвокаты (и в деле Л., и в иных делах) настаивали на применимости Конвенции, указывая на тот факт, что документ вступил в силу для обеих стран, и Россия не может не применять на своей территории действующий международный договор, обязательность применения которого наше государство подтвердило присоединением и ратификацией.

С нашей стороны мы дополнили рассуждения, полагая, что Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. закрепляет принцип «Pacta sunt servanda», а Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

По нашему мнению, из содержания ст. 38 Конвенции следует, что правило о присоединении следует применять только «в отношениях между государствами» (взаимодействие на уровне Центральных органов), при этом иностранный гражданин может требовать в российских судах применения договора, вступившего в силу для России.

Указанное развернутое и подробное обоснование было представлено суду. Но, увы, суд руководствовался мнением российского Центрального органа и, как это часто бывает, не объяснил, по какой причине не принимает позицию истца.

Читайте так же:  Взыскание неустойки за неуплату алиментов

Таким образом, суд, отказывая в удовлетворении иска Л., указал, что Конвенция применению не подлежит, но «на всякий случай» установил, что ребенок перемещен в Россию из Италии законно и ответчиком не удерживается, то есть вопрос о праве опеки в смысле Конвенции все же разрешил. В дальнейшем апелляционная инстанция решение суда первой инстанции подтвердила, доводы апеллянта-истца не оценила.

Столь подробное описание дела Л. необходимо для иллюстрации изменений, которые произошли в гражданском судопроизводстве в связи с включением в ГПК РФ главы 22.2.

Во-первых, по примеру Германии была введена специальная территориальная подсудность по федеральным округам; во-вторых, к участию в деле привлекаются в обязательном порядке прокурор и орган опеки и попечительства; в-третьих, устанавливаются сокращенные сроки для рассмотрения дела (42 дня) и подачи апелляционной жалобы (10 дней); в-четвертых, решение суда должно быть направлено в Центральный орган – Минобрнауки. Забегая вперед, следует признать, что судами указанные требования строго соблюдаются.

Введенный процессуальный порядок открывал новые возможности, поэтому по настоянию доверителя К. и рекомендации итальянских адвокатов в июне 2014 г. в Тверской районный суд города Москвы было подано исковое заявление о возвращении ребенка в государство постоянного проживания.

Кратко суть дела: ребенок семи лет, бипатрид, родившийся и постоянно проживающий в Италии, посещающий там дошкольное учреждение и наблюдающийся у педиатра, тайно вывезен матерью из Италии в Россию, где до этого бывал несколько раз.

Суд в строгом соответствии с Конвенцией проверил доводы истца о незаконности перемещения, отклонил доводы ответчика об отсутствии признания Италией России, заслушал позиции органа опеки (отказать в иске) и прокурора (иск удовлетворить) и вынес решение о возвращении ребенка в Итальянскую Республику, особо указывая, что вопрос непризнания России не влияет на возможность применения Конвенции к спорным правоотношениям.

Таким образом, судом установлено, что ребенок был вырван из привычной для него среды, и мать в нарушение прав опеки, установленных ст. 155 ГК Италии, незаконно переместила и удерживает ребенка в России. Как видим, Конвенция применена в ее доктринальном виде.

Однако ответчик подал апелляционную жалобу, а прокурор принес апелляционное представление, в которых указывалось на применение судом закона, не подлежащего применению.

Апелляционная инстанция проигнорировала доводы возражений на апелляционные жалобу и представление, полагала невозможным применение Конвенции, но также (как и районный суд Санкт-Петербурга) исследовала вопрос о законности перемещения ребенка, условиях его жизни в России и, как следствие, отменила решение суда первой инстанции, отказала в иске.

Верховный Суд подтвердил мнение апелляционной инстанции, отметив, что Конвенция не может применяться, но доводы кассатора-истца не исследовал. По всей видимости, точку в деле К. придется ставить Европейскому суду по правам человека.

ЕСПЧ по жалобам против Бельгии, Германии, Швейцарии, etc. давал оценку применения национальными властями Конвенции и выработал определенную позицию, анализировать которую следует в отдельной статье. Однако стоит отметить, что Европейский Суд полагает возможным применение Конвенции, когда это соответствует целям защиты права на семейную жизнь (ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Очевидно, что в деле К. средоточием интересов ребенка является Италия, и неизвестно, как в долгосрочной перспективе отразится на ребенке его перемещение в Россию.

Строго юридически препятствий в применении Конвенции в России даже в отношении детей, перемещенных из Италии, нет, так как российский суд может опираться как на ст. 25 Венской конвенции 1969 г., позволяющей применять договор до его полного вступления в силу, так и на правило международной вежливости и взаимности.

В настоящее время Российскую Федерацию как участника Конвенции признали 39 государств, так что российский суд будет вынужден применить этот международный договор, но, как показывает наш опыт, даже очевидные факты нарушения прав опеки могут быть оценены судом как допускаемые семейным законодательством правомочия родителя.

Практика обращения в российские суды по Конвенции показывает, что судебная система неохотно использует международно-правовые нормы и предпочитает опираться исключительно на национальное законодательство.

Однако ничто не может быть выше интересов ребенка, и задача суда соблюсти баланс между публичными и частноправовыми интересами.

http://www.advgazeta.ru/mneniya/konventsiya-o-pokhishchenii-detey-vzglyad-iznutri/

Похищение детей — аспекты Гаагской конвенции и практика

Поделиться:

Вопросы похищения и вывоза детей за границу всегда актуальны. Не все знают, но большинство стран связаны международной конвенцией, которая позволяет ускорить возвращение ребенка в страну, из которой его забрали. Решил написать про аспекты Гаагской конвенции о похищении детей и о том, как нужно вести себя родителю, у которого похитили ребенка.

Итак, для начала, кроме Азербайджана, Киргизстана и Таджикистана, Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей действует во всех странах постсоветского пространства.

Целями Конвенции является обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в стране-участнице Конвенции.

Согласно положениям Конвенции, государства-участницы Конвенции назначают Центральный орган для выполнения обязанностей, согласно Конвенции. В Российской Федерации, например, это Министерство образования, а в Израиле — международный отдел прокуратуры при Министерстве юстиции.

Статья 7 Конвенции указывает, что в обязательства Центральных органов стран входит обнаружение местонахождения ребенка, предотвращение причинения дальнейшего вреда ребенку или ущерба заинтересованным сторонам, обеспечение добровольного возвращения ребенка или содействие мирному урегулированию спорных вопросов, инициирование судебных процедур, чтобы добиться возвращения ребенка, обеспечение оказания юридической помощи, предусмотрение необходимых административных мер.

На практике – во всяком случае, в Израиле – все происходит несколько иначе, и назначение Центрального органа отнюдь не означает, что пострадавшая сторона может полагаться на немедленное возвращение удерживаемого ребенка. Центральные органы договорившихся стран скорее выполняют функции надзора, в то время как основные действия для возвращения ребенка придется инициировать именно пострадавшей стороне, не зря говорят «спасение утопающих дело рук самих утопающих», а прокуратура лишь может содействовать обратившемуся при выборе адвоката.

Содействие при выборе адвоката также происходит довольно пассивно – список адвокатов, специализирующихся в делах, связанных с Конвенцией, опубликован на официальном сайте международного отдела прокуратуры при Министерстве юстиции и все они платные, а процесс получения бесплатной юридической помощи тем, кто отвечает на соответствующие критерии, может занять долгое время, которое не всегда есть.

Согласно статье 3 Конвенции, перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные при нарушении прав опеки пострадавшей стороны и при условии, что права опеки эффективно осуществлялись. В отдельных случаях, защитой матери, которая без разрешения отца увезла ребенка в другую страну, может послужить аргумент, что отец не интересовался им и не принимал участия в его жизни и воспитании.

Читайте так же:  Средства материнского капитала на строительство дома

При разбирательстве суд рассмотрит, являлась ли страна, из которой увезли ребенка, страной постоянного проживания ребенка. При этом, например, если на момент разбирательства ребенок уже проживает длительное время в стране, где его удерживают, эта страна все еще не превращается в страну постоянного проживания ребенка и, за исключением редких случаев, суд не учитывает настоящие условия проживания ребенка – достаточно, что ребенка увезли из страны его постоянного проживания.

Заявление о похищении ребенка или удержании его в другой стране нужно подавать в Центральный орган по месту проживания, который со своей стороны обратится в Центральный орган страны, где удерживается ребенок.

Статья 15 Конвенции указывает, что судебные органы страны, где удерживается ребенок, вправе потребовать, чтобы заявитель получил от органов государства постоянного проживания ребенка решение или определение, подтверждающее, что перемещение или удержание ребенка были незаконными.

Вопреки положениям Конвенции, я настоятельно рекомендую пострадавшей стороне самой действовать согласно 15 статье Конвенции, не ожидая предписания от судебных органов страны, где удерживается ребенок, и немедленно обращаться в суд по месту жительства с просьбой вынести решение о незаконности перемещения или удержания ребенка в другой стране. Такое решение может быть чрезвычайно полезным при разбирательствах в судах страны, где удерживается ребенок.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если Центральному органу страны, где удерживается ребенок, не удастся привести к добровольному возвращению ребенка – а Центральному органу, скорее всего, не удастся даже установить, где находится ребенок –, пострадавшей стороне придется самостоятельно узнать, где удерживается ребенок и самой обратиться в суд по месту его удержания.

Согласно Конвенции, суд страны, где удерживается ребенок, должен предписать указ о немедленном возврате ребенка, если не прошел один год со дня незаконного перемещения или удержания.Доказательства того, что ребенок адаптировался в новой стране, суд будет рассматривать только в том случае, если иск о возврате ребенка подан по истечению года со дня незаконного перемещения или удержания.

Суд имеет право отказать в удовлетворении иска о возврате несовершеннолетнего в случае, если лицо, подавшее иск, фактически не осуществляло свои права опеки или в случае, если доказан риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным способом поставит его в невыносимые условия. Так же суд может отказать в возвращении ребенка в случае, если ребенок достиг должного возраста и степени зрелости, при которых следует принимать во внимание его мнение, и ребенок возражает против возвращения.

Отмечу недостаточность голословных утверждений, что отец/мать, у которых забрали ребенка, способны нанести ему вред – именно сторона, которая увезла или удерживает ребенка, утверждая, что возвращение создаст угрозу причинения физического или психологического вреда, несет особо тяжкое бремя доказательства таких утверждений в суде. В большинстве случаев, если сторона не приводит доказательств произошедшего в прошлом насилия, такие утверждения отклоняются судом.

Первое заседание суда назначается не позже пятнадцати дней после подачи иска. Уже на этом заседании суд уполномочен вынести ордер о немедленном возврате ребенка в страну его постоянного проживания. При выносе ордера о возврате несовершеннолетнего, суд имеет право задействовать социальных работников и полицию, а Центральный орган страны, где удерживается ребенок будет координировать их действия.

В случае задействования социальных служб и полиции, все расходы, связанные с возвращением ребенка в страну его постоянного проживания, будет нести похитившая/удерживающая ребенка сторона.

Конвенция указывает, что судебные органы страны, где удерживается ребенок, должны вынести решение в течение шести недель со дня подачи иска, но данная статья не всегда соблюдается, и, указав обстоятельства, которые помешали ему вынести решение в должный срок, суд имеет право отложить вынос решения в деле.

Подытоживая сказанное, в случае, если вашего ребенка похитили или незаконно удерживают в другой стране, рекомендую предпринимать следующие действия:

1) Подать жалобу в полицию. Похищение и незаконное удержание ребенка являются уголовным преступлением. В Израиле, например, суд арестовал мать, которая незаконно увезла и оставила сына в Украине.

2) Обратиться в Центральный орган страны постоянного проживания ребенка, проследить за обращением в Центральный орган страны, где удерживается ребенок, но не ждать их действий, а продолжать заниматься вопросом самостоятельно.

3) Немедленно, не ожидая предписания от судебных органов страны, где удерживается ребенок, подать в суд иск с просьбой вынести решение, что перемещение или удержание ребенка в другой стране являются незаконными.

4) Немедленно обратиться к адвокату (желательно не выбирать самого первого, а провести опрос и получить несколько предложений) в стране, где удерживается ребенок, и как можно скорее подать иск в уполномоченный суд.

http://snob.ru/profile/30206/blog/161854

Международное похищение детей. Конвенция о международном похищении детей.

Первостепенным при расторжении международных браков остается вопрос, в какой стране и с кем из супругов будут проживать дети после развода, как и где будет общаться с детьми родитель, проживающий отдельно. Ведь в большинстве случаев один из разведенных супругов остается у себя дома, а другой возвращается на родину, при этом, как правило, дети следуют судьбе их матери.

К сожалению, в конфликтных ситуациях дети превращаются в инструмент шантажа и угроз в руках спорящих родителей. Когда аргументы заканчиваются, в ход идут приемы «на грани закона и беззакония», а порой дело доходит до откровенного похищения детей.

Что же подразумевает под собой термин «международное похищение детей»?

Адвокаты нашего бюро чаще всего сталкиваются с незаконным вывозом ребенка из государства его постоянного проживания, и удержанием ребенка в другой стране вопреки воле другого родителя.

Ведь угроза остаться без ребенка заставляет родителей совершать незаконные с точки зрения международного семейного правапоступки.

Так, мать – гражданка РФ, вывозит детей в Российскую Федерацию без согласия супруга – иностранца,и отказывается вернуть детей на родину их отца. В свою очередь, отец – гражданин иностранного государства обращается в полицию или в органы ювенальной юстиции своего государства с заявлением о похищении ребенка.

Читайте так же:  Вариант раздела квартиры

Сложность ситуации заключается в том, что законы различных государств, регулирующие семейные отношения, и в частности ,вопросы опеки над детьми, общения с ними, могут быть различны. Т.е. в определенных случаях могут возникать коллизии (противоречия) между правовыми нормами двух государств, регулирующими одну жизненную ситуацию.

Для правового регулирования вопросов международного похищения детей 25 октября 1980 года в Гааге странами – участниками была заключена Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей.

Российская Федерация, как и большинство цивилизованных государств, является участником данной Конвенции. Исполнение ее условий для России стало обязательным с 01 октября 2011 года.

После ратификации Конвенции, Российская Федерация ввела в национальное законодательство нормы, регулирующие порядок обращения иностранных граждан с заявлениями о похищении детей.

Согласно этим правилам граждане иностранных государств, полагающие, что их дети незаконно перемещены и удерживаются в РФ, могут напрямую обратиться в российский суд с заявлением о похищении детей.

Такое заявление рассматривает компетентный суд Российской Федерации с некоторыми специфическими особенностями, обусловленными участием в процессе иностранных граждан и особым предметом самого спора, касающегося судьбы ребенка.

Ввиду этого, к участию в деле привлекаются органы опеки и прокурор, которые обязаны представить в суд соответствующее заключение.

При рассмотрении таких дел, прежде всего, суд квалифицирует законность или незаконность действий одного из родителей, вывезших ребенка в другое государство без согласия другого родителя.

Статья 3 Конвенции определяет, в каких случаях считать перемещение ребенка и его удержание незаконными.

Такие перемещение и удержание рассматриваются как незаконные,

а) если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания; и

  1. b) во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Значимым, но не предопределяющим моментом при вынесении судебного решения о возврате ребенка в государство постоянного проживания или отказе в возврате, является установление судебным органом, где ребенок преимущественно проживал и где находился центр его личных жизненных интересов до незаконных перемещения или удержания.

Чем грозит матери (отцу) незаконный вывоз детей из страны постоянного проживания в РФ и(или) их неправомерное удержание, и что делать, если родитель ребенка-иностранец обратился в суд с заявлением о возвращении ребенка?

Если перемещение и (или) удержание суд сочтет незаконными, то правила, содержащиеся в ст. 11, 12 Конвенции, обязывают российский суд вынести предписание о возвращении ребенка, а если с момента перемещения в РФ прошло менее года, то данное требование носит практически безусловный характер.

В таком случае, родитель, незаконно вывезший ребенка в РФ, обязан в порядке, предписанном в судебном решении, вернуть ребенка в страну постоянного проживания. Сам по себе возврат ребенка не прекращает прав опеки родителя, совершившего неправомерный с точки зрения закона поступок. Однако в большинстве государств такие действия родителя расцениваются как грубое нарушение основ семейного законодательства и интересов ребенка, и влекут за собой прекращение прав опеки в судебном порядке. Ведь в большинстве случаев, после несанкционированного вывоза ребенка, ущемленный в правах родитель обращается с заявлением в судебные и правоохранительные органы, и добивается лишения опеки или родительских прав другого родителя.

Простое прочтение правил Конвенции о международно-правовых аспектах похищения детей, без профессионального, юридического анализа их значения, приводит наших сограждан, покинувших чужбину со своим ребенком, в трепет. Ведь фактически нормы Конвенции предписывают российскому суду безоговорочно вернуть ребенка в страну постоянного проживания.

Но, все ли так безнадежно?

Наши адвокаты – специалисты по международному семейному праву считают, что постоянное место жительства ребенка за рубежом – это не единственный фактор, на основании которого суд должен сделать вывод о незаконности перемещения и удержания ребенка в РФ, и вынести безоговорочное предписание о возврате ребенка в страну постоянного проживания.

Например, в статье 13Конвенции перечислены основания, по которым суд может отказать в удовлетворении требования о возврате ребенка.

Указанные основания носят общий характер, в связи с чем, суд в каждом конкретном случае определяет юридически значимые обстоятельства, относящиеся к личности ребенка, и, с учетом его интересов, выносит решение либо о возврате ребенка в государство постоянного проживания, либо отказывает в удовлетворении заявления иностранного гражданина, и ребенок остается в РФ.

Большое значение при разрешении споров о незаконном перемещении и удержании детей имеет работа адвоката, его умение и опыт определить юридически значимые обстоятельства, нуждающиеся в доказывании в процессе судебного разбирательства, и обозначить круг доказательств, необходимых для представления в суд.

Определение таких обстоятельств в каждом конкретном деле, своевременный сбор и подача документов в суд, рассматривающий дело, в опровержение доводов лица, требующего возврата ребенка, предопределяет положительный результат дела для защищающейся стороны в споре.

Каждая ситуация с вывозом ребенка из страны постоянного проживания в РФ индивидуальна, и готового юридического рецепта, как выиграть судебное дело о возврате ребенка, не существует. Во многом это предопределено различием норм семейного права, регулирующих права опеки над ребенком, в странах – участницах Конвенции.

Наши адвокаты могут дать исчерпывающие рекомендации, которые помогут в будущем избежать сложных юридических проблем с возвращением ребенка в РФ для постоянного проживания.

Во-первых, при рождении ребенка на территории иностранного государства следует дать ему российское гражданство, даже если ребенок уже является иностранным подданным. Это можно сделать в консульстве РФ в любой стране.

Во-вторых, при перемещении ребенка в РФ на постоянное место жительства необходимо в кратчайшие сроки обратиться к компетентным адвокатам, для совершения ряда юридических шагов, позволяющих в дальнейшем защитить ваши интересы и интересы вашего ребенка.

Какие именно это будут шаги перечислить невозможно, поскольку характер действий зависит от национального законодательства государства, откуда вывезен ребенок, оценки конкретной ситуации, включающей изучение множества факторов, влияющих на дальнейшее ее развитие.

Читайте так же:  Режим раздела имущества супругов

Как минимум, это безотлагательные действия по установлению в судебном порядке опеки над ребенком в РФ. Однако, здесь надо учитывать, что ответчиком в российском суде будет выступать иностранный гражданин, и необходимо соблюсти все юридические тонкости международного права, касающиеся уведомления иностранного гражданина, а также учитывать возможность подачи родителем-иностранцем международного запроса о возврате ребенка через МинобрнаукиРФ, назначенное центральным органом по Конвенции о международном похищении детей, что влечет за собой ряд процессуальных тонкостей рассмотрения дела об опеке над ребенком.

Не стоит доверяться в таких делах юристам или адвокатам, не знакомых с юридическими особенностями рассмотрения дел с участием иностранных граждан, и не сталкивавшихся с практикой рассмотрения дел о международном похищении детей.

Необходимо помнить, что юридическая сила судебных актов носит необратимый характер в 99% случаях, и правовые ошибки могут носить фатальный характер.

Кроме того, игнорирование правил международного права в российских судах при рассмотрении семейных споров влечет безусловный отказ в признании (экзекватуре) таких решений за рубежом.

Как подать международный запрос о возвращении ребенка в РФ из иностранного государства?

На практике встречаются случаи вывоза детей из России в другое государство отцом – иностранцем, и отказ вернуть их матери (отцу) в РФ.

Правом на возврат незаконно вывезенного из РФ ребенка обладают и российские граждане, дети которых перемещены и удерживаются в иностранном государстве, участвующем в Конвенции о международном похищении детей.

Процедуры подачи заявления о международном похищении детей в государствах-участниках Конвенции отличаются,и регламентируются национальными законодательствами этих государств.

Безусловно, разобраться в тонкостях процедуры подачи запроса о возврате ребенка, может только адвокат, специализирующийся на семейном международном праве.

Однако и этого не достаточно для эффективности процедуры по возвращению ребенка в РФ.Необходима поддержка и сопровождение процедуры внутри самого государства, куда незаконно перемещен ребенок.

Именно поэтому наше Адвокатское бюро сотрудничает с более чем двадцатью партнерскими офисами разных стран для обеспечения оптимального и своевременного результата процедуры возвращения незаконно перемещенного и удерживаемого в другом государстве ребенка.

Для получения подробной квалифицированной консультации наших адвокатов по международному семейному праву Вы можете позвонить по тел.: + 7 495 514 41-28; +7 916 289 27-93.

http://advocat-gribkov.ru/service/mezhdunarodnoe-pohishhenie-detej-konventsiya-o-mezhdunarodnom-pohishhenii-detej/

Гаагская конвенция о международном похищении детей

Договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для обеспечения достижения целей Конвенции на их территориях. Для этого они используют самые быстрые процедуры, имеющиеся в их распоряжении.

Статья 2 Конвенции от 25 октября 1980 года

В контексте настоящей Конвенции не требуется никакой легализации или иной подобной формальности.

Статья 24 Конвенции от 25 октября 1980 года

Судебные или административные органы Договаривающихся государств должны принимать безотлагательные меры для возвращения детей.

Статья 11 Конвенции от 25 октября 1980 года

Конвенция применяется к любому ребенку, постоянно проживавшему в каком-либо Договаривающемся государстве непосредственно перед нарушением прав опеки или доступа.

Статья 4 Конвенции от 25 октября 1980 года

…обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных в любое из Договаривающихся государств либо удерживаемых в любом из Договаривающихся государств…

Ст. 1 пункт а) Конвенции от 25 октября 1980 года

[2]

http://convention1980.ru/

Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1997 года «О присоединении к Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей».

Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 1 апреля 1998 года и действует для Республики Беларусь в отношениях со следующими государствами (по состоянию на 1 февраля 2018 года):

Австралия, Албания, Андорра, Аргентина, Армения, Багамские Острова, Белиз, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Габон, Гватемала, Гвинея, Германия, Гондурас, Греция, Грузия, Доминиканская Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Латвия, Лесото, Литва, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Сальвадор, Сан-Марино, Сейшельские Острова, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Турция, Узбекистан, Украина, Уругвай, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония, ЮАР, Япония.

Конвенция, признавая приоритет интересов детей в вопросах, касающихся опеки над ними, направлена на защиту детей от вредных последствий их незаконного перемещения или удержания и установление процедур, обеспечивающих их незамедлительное возвращение в государство их постоянного проживания и защиту прав доступа.

Лицо, учреждение или иная организация, которые наделены правами опеки 1 в отношении ребенка, могут обратиться с заявлением о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании Конвенции при одновременном выполнении следующих условий:

ребенок не достиг возраста 16 лет;

ребенок непосредственно перед перемещением или удержанием постоянно проживал на территории государства-участника Конвенции и перемещен в другое государство, являющееся участником Конвенции;

на момент перемещения или удержания ребенка права опеки в отношении ребенка эффективно осуществлялись или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Заявление может быть подано в Центральный орган по месту постоянного проживания ребенка либо в Центральный орган любого другого государства-участника Конвенции, а также непосредственно в судебные или административные органы государства, в котором находится ребенок 2 .

В Республике Беларусь функции Центрального органа в соответствии с Конвенцией возложены на Министерство юстиции Республики Беларусь. Непосредственно в Министерстве юстиции за исполнение данных функций отвечает отдел исполнения международных договоров управления международного сотрудничества:

При подаче заявления о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа через Министерство юстиции Республики Беларусь рекомендуем предварительно обратиться по указанному выше номеру телефона для получения дополнительной информации по конкретному делу.

К заявлению, заполненному на белорусском / русском языке, должен прилагаться перевод на официальный язык запрашиваемого государства. Все дополнительные документы должны прилагаться в оригинале либо в форме официальной / нотариально удостоверенной копии и сопровождаться заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://minjust.gov.by/directions/international_cooperation/icd-lev2-4/icd-lev3-4/

Гаагская конвенция о международном похищении детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here