Институт опеки и попечительства над детьми

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Институт опеки и попечительства над детьми". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Анализ порядка установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Опекуны и попечители как субъекты института опеки, попечительства, их права, обязанности. Изменение и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 02.05.2016
Размер файла 43,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Авторы связывают прекращение опеки и попечительства с различными основаниями. Так, Л.Ю.Михеева как основание прекращения опеки и попечительства называет приобретение подопечным гражданской дееспособности в необходимом объеме [9, с. 258]. С.А.Муратова считает, что основанием прекращения опеки и попечительства является достижение подопечным определенного возраста [14, с. 265]. Более верным представляется первое мнение. Можно было бы говорить о достоверности и второго мнения, так как получение дееспособности в необходимом объеме в указанных случаях привязывается к достижению определенного возраста. Однако в случаях приобретения дееспособности в полном объеме до достижения возраста совершеннолетия при вступлении в брак и эмансипации привязки к определенному возрасту нет, устанавливается лишь максимально допустимое снижение возраста. И.Е.Кубанкина, В.В.Павленко называют основанием прекращения опеки и попечительства смерть подопечного [12, с. 190]. Однако законодательство Республики Беларусь не содержит прямого указания на смерть одной из сторон как на основание прекращения опеки и попечительства.

Необходимо обозначить еще один случай автоматического прекращения опеки, попечительства, не выделенный учеными: достижение совершеннолетия или приобретение полной гражданской дееспособности до достижения возраста восемнадцати лет несовершеннолетним родителем. Над ребенком несовершеннолетних родителей в обязательном порядке устанавливается опека, причем опекунами выступают бабушка, дедушка ребенка, а при отсутствии таковых — опекуны, попечители несовершеннолетних родителей. Данная опека прекращается по факту приобретения родителями (единственным родителем) ребенка дееспособности в полном объеме.

В результате проведенных в курсовой работе исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, направленные на достижение основной цели опеки и попечительства, помещены в ГК РБ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели — обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в КоБСе. Институт опеки и попечительства необходим для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а так же в целях воспитания несовершеннолетних.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Все вышесказанное говорит о том, что опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Природа опеки и попечительства определена как устройство гражданина, под которым следует понимать закрепление органами государственного управления (или местного самоуправления) за нуждающимся в социальной заботе гражданином лица (лиц), обязанного(ых) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические или (и) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов нуждающегося в заботе лица. На сегодняшний день усилена роль судебной защиты по вопросам, связанным с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства. Предусмотрено обжалование в судебном порядке актов органов опеки и попечительства:

— о назначении и об отказе в назначении опекуна или попечителя;

— о выдаче или отказе в выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок и других действий, существенно затрагивающих имущественные права подопечных;

— об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об отстранении их от исполнения таких обязанностей.

Законом установлено, что подопечный вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. Такое право не ограничено возрастом подопечного.

Список использованной литературы

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек .1998 г., № 218-3 : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19нояб. 1998 г. // КонсультантПлюс. Беларусь.Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Кенарусь. — Минск, 2016.

3.Постатейный комментарий к Гражданскому Кодексу Республики Беларусь// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2016.

4.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный I ресурс]: 9 июля 1999 г., № 278-3 : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // Консультант Плюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

5.О правах ребенка [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., №2570-ХII : текст с изм. и доп. в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. №451-3 // КонсультантПлюс. Беларусь. Техиология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. 1к’1шрусь. — Минск, 2016.

6.Положение об органах опеки и попечительства: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. №1676: в ред. постановления Совмина от 23.03.2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Версия 3000.03.21 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2007.

7.О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 дек. 2005 г., № 73-3 : принят Палатой представителей 1 дек. 2005 г. : одобр. Советом Респ. 8 дек. 2005 г. // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

8.О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 окт. 1992 г., № 1898-ХИ // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

9.Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Л.Ю.Михеева; под ред. Р.П.Мананковой. — М.: Волтере Клувер, 2004. — 356 с.

10.Пчелинцева, Л.М. Семейное право России: учебник для вузов / Л.М.Пчелинцева. — М.: Норма, 2006. — 384 с.

11.Семейное право: учебник / Б.М.Гонгало [и др.]; под ред. П.В.Крашенинникова. — М.: Статут, 2007. — 302 с.

12.Кубанкина, Е.И. Семейное право: учеб. пособие / Е.И.Кубанкина, В.В.Павленко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 240 с.

Читайте так же:  Сколько стоит нотариальная доверенность на ребенка

13.Тихиня, В.Г. Правовые основы семьи: юридический справочник / В.Г.Тихиня, М.Г.Бруй. — Минск: Изд-во МИУ, 2006. — 220 с.

14.Муратова, С.А. Семейное право: учебник / С.А.Муратова. — 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 448 с.

15. Пергамент, А.И. Опека и попечительство / А.И.Пергамент — М.: Юрид. лит., 1966. — 161 с.

16.Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.

http://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65625a3bd69a4d43a88421216d36_1.html

Международное частное право

Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми

Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка.

При усыновлении правоотношения между людьми, не состоящими в кровном родстве, аналогичны правоотношениям между родителями и детьми. В результате усыновления наступают серьезные правовые последствия: одни лица теряют права и обязанности родителей, другие их приобретают. В большинстве государств предусмотрен судебный порядок усыновления (в РФ это дела особого производства).

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Поэтому в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению.

Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС 1987 г. «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Коллизионные вопросы усыновления возникают в связи с различиями соответствующих предписаний материального права в законодательстве разных государств: возможность усыновления совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного лица с его кровными родственниками и т.д.

Как правило, статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение). К усыновлению одним или обоими супругами применяется статут общих последствий брака. Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка. Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено.

Французская судебная практика в основном применяет личный закон усыновляемого. Немецкое право исходит (с некоторыми ограничениями) из личного закона усыновителя. Закон гражданства усыновителя применяется в Чехии и Польше. При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого должны учитываться постановления обоих правопорядков.

В Англии усыновление подчиняется только английскому праву; здесь основной проблемой является вопрос о пределах юрисдикции суда. Господствующее правило (допускающее исключения): усыновитель должен иметь британский домицилий; и усыновитель, и усыновленный должны иметь место жительства в Англии. Иностранные акты усыновления признаются, если усыновитель домицилирован в соответствующем иностранном государстве.

В законодательстве некоторых государств есть специальные правила на случай разного гражданства супругов-усыновителей: требуется кумулятивное соблюдение требований законов обоих государств (Чехия). Как исключение, усыновление может быть произведено на основе чешского права, если иностранный закон не допускает усыновления или чрезвычайно его затрудняет (при условии, что усыновители или хотя бы один из них долгое время проживают в Чехии).

По законодательству большинства государств вопрос о согласии ребенка, его родственников или каких-либо официальных органов на усыновление разрешается по праву гражданства усыновляемого (Чехия, Польша, Франция).

Статут усыновления определяет и последствия этого акта. При решении вопроса, соответствует ли усыновление праву того государства, суд которого рассматривает спор, связанный с усыновлением, возникает вопрос «подстановки». Этот вопрос прежде всего возникает в отношении наследственно-правовых последствий. Если статут усыновления предусматривает меньшие, чем статут наследования, наследственные права усыновленного («слабое усыновление» — имеет место, в частности, в английском праве), то в интересах ребенка подстановка не должна производиться, даже в случае наличия «эквивалентности законов».

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином РФ. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ).

Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей — российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан РФ, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами РФ.

При усыновлении (удочерении) детей — граждан РФ за пределами РФ применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ. В Семейном кодексе РФ имеется серьезный пробел — полное отсутствие регулирования усыновления (удочерения) российскими гражданами за пределами РФ.

Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Для семейного права эти институты имеют значение, если опека устанавливается над малолетним или попечительство — над несовершеннолетним. В семейном праве опека и попечительство представляют собой совокупность отдельных норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

В праве стран континентальной Европы опека назначается в отношении несовершеннолетних, потерявших родителей; если родители лишены родительских прав или дееспособности в судебном порядке (ФРГ, Швейцария). В англо-американском праве опека тесно связана с охраной ребенка, поскольку его опекунами с рождения по закону являются его родители (точно так же этот вопрос решен и во Франции).

В случае смерти родителей или лишения их дееспособности либо родительских прав опекунами несовершеннолетних назначаются лица, способные выполнять эти обязанности. Опекуном может быть только дееспособное лицо. руг лиц, на которых могут быть возложены обязанности опекунов, практически везде ограничен:

  1. Опекунами не могут быть лица, сами находящиеся под опекой.
  2. Опекунами не могут быть лица, имеющие попечителей или лишенные по суду почетных прав и преимуществ.
  3. Опекунами не могут быть лица, ведущие аморальный образ жизни.
  4. Опекунами не могут быть лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного.
  5. Опекунами не могут быть лица, объявленные несостоятельными или в отношении которых не закончено конкурсное производство.
  6. Опекунами не могут быть лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершеннолетнего, когда они были живы.
Читайте так же:  Домашнее насилие анкета

Во Франции опекун назначается семейным советом, в ФРГ и Швейцарии — опекунским судом, в Великобритании и США — судом. В обязанности опекуна входит забота о развитии личности подопечного, представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения его дел.

В Великобритании и США опекун приобретает статус доверительного собственника. Деятельность опекуна контролируется опекунским судом и семейным советом. В странах континентальной Европы над несовершеннолетним, чьи родители или опекуны временно не могут выполнять свои обязанности по представительству, назначаются попечители.

Одной из форм попечительства является приемная семья. Приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами и обязанностями опекунов (или попечителей — в зависимости от возраста ребенка). Договор о передаче ребенка в приемную семью должен предусматривать срок пребывания в этой семье; условия содержания, воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителей; обязанности органов опеки и попечительства; условия и последствия прекращения договора. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его законные права и интересы без специальных на то полномочий.

[1]

Договор о передаче ребенка в приемную семью может быть досрочно расторгнут по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, конфликт с ребенком и т.д.); по инициативе органа опеки и попечительства; в случае возвращения ребенка родителям или его усыновления. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а в случае спора—в судебном порядке.

Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 г. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 г. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного.

Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительного права учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.

В настоящее время действует Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних, 1961 г. Эта Конвенция для отношений между своими участниками заменила Конвенцию 1902 г. (в Конвенции 1961 г. участвуют Франция, ФРГ, Швейцария, Португалия и др.). В соответствии с Конвенцией 1961 г. в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.

В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи «цепочки» коллизионных норм. Основная коллизионная привязка — это личный закон опекаемого и подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки) — применение закона страны компетентности учреждения, личного закона опекуна (попечителя), закона страны регистрации акта, российского права (если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).

http://isfic.info/mshp/medyg86.htm

Институт опеки и попечительства над детьми

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина Ю.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми как комплексный межотраслевой правовой институт // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59441 (дата обращения: 02.02.2020).

Рост количества социальных сирот и детей без определенного места жительства наблюдается в России с середины 90-х годов, когда в результате трансформационного кризиса резко ухудшилась экономическая, демографическая, социальная ситуация. Рост безработицы, снижение жизненного уровня населения на фоне ускоренного имущественного и социального расслоения привели к формированию прослойки семей, для которых характерны застойная безработица, злоупотребление алкоголем, наркомания, насилие. Эти семьи не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей «выталкивают» их из семейного круга: ребенок или сам покидает родителей или вмешиваются государственные службы защиты прав детей.

Социальное положение «детей улицы» неизбежно приводит к усвоению ими девиантных форм поведения, к искажению личностного развития, отклонений в физическом и психическом развитии. Эти дети страдают от насилия и одновременно занимаются противоправной криминальной деятельностью [ [i] ] .

Ближайшие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых различных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, делать для этого все необходимое. Однако, как это ни странно звучит, особую опасность для ребенка представляют различного рода злоупотребления со стороны именно родителей. Все чаще дети становятся жертвами насилия в семье.

[3]

Ситуация с несовершеннолетними в РФ крайне тревожная. Каждый год РФ теряет 46 тысяч детей в возрасте до 14 лет (это травмы, самоубийства, убийства и тому подобное). По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в РФ насчитывается около 22 % населения в возрасте до 16 лет. В РФ высокий уровень детской смертности: детская смертность почти вдвое превышает рождаемость.

В такой ситуации под угрозой оказывается само будущее государства, поскольку дети – это будущее и от того, как государство их защищает, зависит, какое будущее она будет иметь и вообще будет ли существовать.

Для не допущения, в данной ситуации, крайне тяжелых последствий для детей государством вводятся определенные меры, например, установление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

На основании анализа научной литературы, в которой исследовались опекунские и попечительские правоотношения [[ii , можно установить, что в дореволюционной юриспруденции выделялись три основные концепции опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, в каждой из которых внимание акцентировалось на различных аспектах исследуемого правового института: частно-правовая концепция; публично-правовая концепция; смешанная (частно-публично-правовая) концепция опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. При этом все они в той или иной мере акцентировали внимание на различных сторонах опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и, в первую очередь – частной (семейной и гражданской) или публичной.

Сегодня, целью опеки и попечительства является воспитание и предоставление образования детям (по действующему российскому законодательству ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее возраста 18 лет [[iii ), а также защита их прав и интересов [[iv , которые в совокупности, в той или иной степени и форме, определенны в Конвенции ООН о правах ребенка [[v , Всеобщей декларации прав человека [[vi , Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [[vii , Конституции РФ [[viii , Семейном кодексе РФ [[ix , ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [[x , ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [[xi , другими нормативными правовыми актами РФ и региональными нормативными актами, в случае их нарушения.

Читайте так же:  Ребенка обижают в детском саду что делать

Семейный кодекс в ч. 2 ст. 145 прямо указывает, что попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Гражданский кодекс в ч.3 ст. 31 дополняет данное правило: попечительство устанавливается над несовершеннолетними физическими лицами, которые лишены родительской опеки. То есть, действующее законодательство в отношении несовершеннолетних, устанавливает следующею градацию между институтом опеки и попечительством:

— опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

— попечительство устанавливается – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей; достижение ребенком в отношении которого ранее была установлена, опека, возраста 14 лет.

При этом, согласно ст. 55 СК РФ, факт установления в отношении несовершеннолетних опеки либо попечения не является основанием, для прекращения его общения с родителями, это неотчуждаемое право ребенка сохраняться за ним при любых условиях.

Опека либо попечительство в отношении несовершеннолетнего устанавливается органами опеки и попечительства, которые обязаны произвести установление опеки или попечения в отношении несовершеннолетнего, в течение одного месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства, либо когда данный орган узнал, либо должен был узнать о необходимости установления в отношении этого лица опеки или попечения. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства [[xii .

Итак, институт опеки и попечительства в современном российском правовом поле не возник случайно, а был обусловлен общими потребностями жизни, необходимостью реализовать недостаточную дееспособность тем лицам, которые ограничены в своих правах в силу различных причин. Именно в силу того, что такие лица не могут самостоятельно заключать сделки, следить за состоянием своих прав, управлять имуществом, эти действия осуществляет за них опекун, который действует от их имени и в их интересах. При этом права и обязанности приобретаются непосредственно для опекаемых, характеризуется как прямое (полное) представительство, а попечители оказывают помощь опекаемым в процессе самостоятельного ведения ими дел.

При этом, хоть права несовершеннолетних защищают различные отрасли права: семейное, трудовое и др., однако едва ли не наиболее важное место в охране прав несовершеннолетних принадлежит межотраслевому правовому институту опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми который относится, прежде всего, к семейному и гражданскому праву и находится в их совместном регулировании, поскольку его нормы, регулируют отношения по воспитанию детей и защите их имущественных и личных прав[xiii]. Данный правовой институт в равной степени регулируется как нормами гражданского, так и семейного права, поскольку в объективном понимании опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовое явление, представляет собой определенную систему норм различных отраслей законодательства (гражданского, семейного и др.), направленных на обеспечение эффективного регулирования отношений, возникающих при осуществлении личных и имущественных прав малолетних, недееспособных лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Поскольку, нормы, которые регулируют исследуемые правоотношения, не действуют автономно, а представляют собой единый комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства, и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления личных и имущественных прав несовершеннолетних, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным правовым институтом. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования данных правоотношений, достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в гражданские правоотношения.

Таким образом, опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми необходимо рассматривать под разными углами зрения. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовая форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, является институтом семейного права, но одновременно, как способ охраны имущественных прав определенных категорий лиц, безусловно, является гражданско-правовым институтом. А следовательно логично предположить, что обоснованным будет разделение ФЗ «Об опеке и попечительстве» на две автономные части: регулирующею исключительно гражданско-правовые отношения (восполнение дееспособности несовершеннолетних детей, их представительство и т.п.), и имеющею исключительно отношение к семейному воспитанию осиротевших детей в форме опеки над ними, которая должна войти в состав Семейного кодекса РФ.

В результате проведенного исследования, можем заключить, что опека и попечительство над несовершеннолетними детьми является многоаспектным социально-правовым явлением, которое имеет несколько смысловых определений и может рассматриваться как: а) правовой институт; б) способ охраны (защиты) личных и имущественных прав несовершеннолетних детей; в) вид правовой помощи со стороны государства несовершеннолетним детям, поскольку они не могут самостоятельно осуществлять свои личные и имущественные права.

Исходя из того, что: 1) институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми включает в свой состав ряд правовых норм как имущественного, так и неимущественного характера; 2) отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, являются предметом регулирования различных отраслей права; 3) в целом нормы, регулирующие отношения возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, не действуют автономно, а являются единым комплексом взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления имущественных и личных прав несовершеннолетними детьми, можно сделан вывод о комплексном характере данного правового института. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования опекунских и попечительских правоотношений в отношении несовершеннолетних детей, а также достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в правоотношения.

Соответственно, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным межотраслевым правовым институтом, который является системой норм различных отраслей права, основной целью которых является охрана личных и имущественных прав несовершеннолетних детей.

[[i Оськина И. Лупу А. Внимание! Несовершеннолетний подозреваемый // ЭЖ-юрист №5, 2015. С.12.

[ii] См., например: Гоголева В. В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 40-44.

http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59441

Понятие и содержание института опеки и попечительства

Опека и попечительство — это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлены опека или попечительство). Основные цели института опеки и попечительства — защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в особых мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели — применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей. К таким несовершеннолетним закон относит: детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель; детей, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

Читайте так же:  Что грозит за домашнее насилие

— отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах;

— признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными; нахождением родителей в лечебных учреждениях; объявлением родителей умершими;

— отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей;

— уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

— отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных.

Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами: малолетними (т.е. несовершеннолетними в возрасте до 14 лет) и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Попечительство устанавливается над гражданами, не обладающими (в силу закона или решения суда) полной дееспособностью: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (частично дееспособными) и гражданами, ограниченными в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Основное различие понятий «опека» и «попечительство» состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Опекун выступает представителем недееспособных в силу закона и, восполняя отсутствующую общую гражданскую дееспособность своего подопечного, совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки и другие юридически значимые действия. Исключение составляет ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет). Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе совершенным самостоятельно, несет опекун (п. 3 ст. 28 ГК ). Опекуны могут быть освобождены от ответственности, если докажут отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Опекун также отвечает по сделкам, заключенным им от имени гражданина, признанного судом недееспособным.

Попечитель оказывает подопечному содействие (помощь — фактическую и правовую) при осуществлении им своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений третьих лиц (эта обязанность в большей степени относится к попечителям несовершеннолетних). Попечитель дает согласие на совершение частично или ограниченно дееспособным лицом тех сделок, которые это лицо не вправе совершать самостоятельно. Имущественную ответственность по всем сделкам, в том числе совершенным с согласия попечителя, несовершеннолетние, достигшие 14 лет, и граждане, ограниченные в дееспособности, несут самостоятельно (п. 3 ст. 26 и п. 1 ст. 30 ГК).

Опекуны не могут совершать сделки, предусмотренные п. 2 ст. 37 ГК, а попечители — разрешать их совершение без предварительного письменного согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 39 ГК определены основания, при наличии которых опекуны (попечители) освобождаются от своих обязанностей. Такими основаниями являются:

— восстановление у родителей возможности самостоятельно воспитывать своих детей, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родителей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.);

— усыновление (удочерение) несовершеннолетнего;

— помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное обеспечение.

Опекуны (попечители) отстраняются, если они:

— уклонялись от выполнения обязанностей;

— злоупотребляли своими правами; использовали свои полномочия по опеке (попечительству) в корыстных целях;

— оставляли подопечных без надзора и необходимой помощи.

Вынося решение об отстранении опекуна (попечителя), орган опеки и попечительства принимает меры к возмещению причиненного подопечному вреда. В случае, когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи и его жизнь и здоровье находятся в опасности, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11194 —

| 7532 — или читать все.

http://studopedia.ru/8_143675_ponyatie-i-soderzhanie-instituta-opeki-i-popechitelstva.html

Институт опеки и попечительства над детьми

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина Ю.Ю. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми как комплексный межотраслевой правовой институт // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13100 (дата обращения: 26.03.2019).

Рост количества социальных сирот и детей без определенного места жительства наблюдается в России с середины 90-х годов, когда в результате трансформационного кризиса резко ухудшилась экономическая, демографическая, социальная ситуация. Рост безработицы, снижение жизненного уровня населения на фоне ускоренного имущественного и социального расслоения привели к формированию прослойки семей, для которых характерны застойная безработица, злоупотребление алкоголем, наркомания, насилие. Эти семьи не выполняют своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей «выталкивают» их из семейного круга: ребенок или сам покидает родителей или вмешиваются государственные службы защиты прав детей.

Социальное положение «детей улицы» неизбежно приводит к усвоению ими девиантных форм поведения, к искажению личностного развития, отклонений в физическом и психическом развитии. Эти дети страдают от насилия и одновременно занимаются противоправной криминальной деятельностью [ [i] ] .

Ближайшие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых различных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, делать для этого все необходимое. Однако, как это ни странно звучит, особую опасность для ребенка представляют различного рода злоупотребления со стороны именно родителей. Все чаще дети становятся жертвами насилия в семье.

Ситуация с несовершеннолетними в РФ крайне тревожная. Каждый год РФ теряет 46 тысяч детей в возрасте до 14 лет (это травмы, самоубийства, убийства и тому подобное). По данным детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в РФ насчитывается около 22 % населения в возрасте до 16 лет. В РФ высокий уровень детской смертности: детская смертность почти вдвое превышает рождаемость.

В такой ситуации под угрозой оказывается само будущее государства, поскольку дети – это будущее и от того, как государство их защищает, зависит, какое будущее она будет иметь и вообще будет ли существовать.

Для не допущения, в данной ситуации, крайне тяжелых последствий для детей государством вводятся определенные меры, например, установление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

На основании анализа научной литературы, в которой исследовались опекунские и попечительские правоотношения [[ii , можно установить, что в дореволюционной юриспруденции выделялись три основные концепции опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, в каждой из которых внимание акцентировалось на различных аспектах исследуемого правового института: частно-правовая концепция; публично-правовая концепция; смешанная (частно-публично-правовая) концепция опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. При этом все они в той или иной мере акцентировали внимание на различных сторонах опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и, в первую очередь – частной (семейной и гражданской) или публичной.

Сегодня, целью опеки и попечительства является воспитание и предоставление образования детям (по действующему российскому законодательству ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее возраста 18 лет [[iii ), а также защита их прав и интересов [[iv , которые в совокупности, в той или иной степени и форме, определенны в Конвенции ООН о правах ребенка [[v , Всеобщей декларации прав человека [[vi , Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [[vii , Конституции РФ [[viii , Семейном кодексе РФ [[ix , ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [[x , ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [[xi , другими нормативными правовыми актами РФ и региональными нормативными актами, в случае их нарушения.

Читайте так же:  Система органов по защите прав детей

Семейный кодекс в ч. 2 ст. 145 прямо указывает, что попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет. Гражданский кодекс в ч.3 ст. 31 дополняет данное правило: попечительство устанавливается над несовершеннолетними физическими лицами, которые лишены родительской опеки. То есть, действующее законодательство в отношении несовершеннолетних, устанавливает следующею градацию между институтом опеки и попечительством:

— опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей.

— попечительство устанавливается – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

По следующим основаниям: утрата детьми попечения родителей; по заявлению родителей; достижение ребенком в отношении которого ранее была установлена, опека, возраста 14 лет.

[2]

При этом, согласно ст. 55 СК РФ, факт установления в отношении несовершеннолетних опеки либо попечения не является основанием, для прекращения его общения с родителями, это неотчуждаемое право ребенка сохраняться за ним при любых условиях.

Опека либо попечительство в отношении несовершеннолетнего устанавливается органами опеки и попечительства, которые обязаны произвести установление опеки или попечения в отношении несовершеннолетнего, в течение одного месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства, либо когда данный орган узнал, либо должен был узнать о необходимости установления в отношении этого лица опеки или попечения. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства [[xii .

Итак, институт опеки и попечительства в современном российском правовом поле не возник случайно, а был обусловлен общими потребностями жизни, необходимостью реализовать недостаточную дееспособность тем лицам, которые ограничены в своих правах в силу различных причин. Именно в силу того, что такие лица не могут самостоятельно заключать сделки, следить за состоянием своих прав, управлять имуществом, эти действия осуществляет за них опекун, который действует от их имени и в их интересах. При этом права и обязанности приобретаются непосредственно для опекаемых, характеризуется как прямое (полное) представительство, а попечители оказывают помощь опекаемым в процессе самостоятельного ведения ими дел.

При этом, хоть права несовершеннолетних защищают различные отрасли права: семейное, трудовое и др., однако едва ли не наиболее важное место в охране прав несовершеннолетних принадлежит межотраслевому правовому институту опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми который относится, прежде всего, к семейному и гражданскому праву и находится в их совместном регулировании, поскольку его нормы, регулируют отношения по воспитанию детей и защите их имущественных и личных прав[xiii]. Данный правовой институт в равной степени регулируется как нормами гражданского, так и семейного права, поскольку в объективном понимании опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовое явление, представляет собой определенную систему норм различных отраслей законодательства (гражданского, семейного и др.), направленных на обеспечение эффективного регулирования отношений, возникающих при осуществлении личных и имущественных прав малолетних, недееспособных лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Поскольку, нормы, которые регулируют исследуемые правоотношения, не действуют автономно, а представляют собой единый комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства, и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления личных и имущественных прав несовершеннолетних, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным правовым институтом. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования данных правоотношений, достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в гражданские правоотношения.

Таким образом, опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми необходимо рассматривать под разными углами зрения. Так, опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, как правовая форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, является институтом семейного права, но одновременно, как способ охраны имущественных прав определенных категорий лиц, безусловно, является гражданско-правовым институтом. А следовательно логично предположить, что обоснованным будет разделение ФЗ «Об опеке и попечительстве» на две автономные части: регулирующею исключительно гражданско-правовые отношения (восполнение дееспособности несовершеннолетних детей, их представительство и т.п.), и имеющею исключительно отношение к семейному воспитанию осиротевших детей в форме опеки над ними, которая должна войти в состав Семейного кодекса РФ.

В результате проведенного исследования, можем заключить, что опека и попечительство над несовершеннолетними детьми является многоаспектным социально-правовым явлением, которое имеет несколько смысловых определений и может рассматриваться как: а) правовой институт; б) способ охраны (защиты) личных и имущественных прав несовершеннолетних детей; в) вид правовой помощи со стороны государства несовершеннолетним детям, поскольку они не могут самостоятельно осуществлять свои личные и имущественные права.

Исходя из того, что: 1) институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми включает в свой состав ряд правовых норм как имущественного, так и неимущественного характера; 2) отношения, возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, являются предметом регулирования различных отраслей права; 3) в целом нормы, регулирующие отношения возникающие при установлении и осуществлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, не действуют автономно, а являются единым комплексом взаимодействующих и взаимосвязанных правовых элементов, каждый из которых сохраняет свои основные свойства и имеет целью обеспечение беспрепятственного осуществления имущественных и личных прав несовершеннолетними детьми, можно сделан вывод о комплексном характере данного правового института. Вследствие такой комплексности и направленности устанавливается единый порядок регулирования опекунских и попечительских правоотношений в отношении несовершеннолетних детей, а также достигается целостность и эффективность правового воздействия на их участников и других субъектов, вступающих с ними в правоотношения.

Соответственно, институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является комплексным межотраслевым правовым институтом, который является системой норм различных отраслей права, основной целью которых является охрана личных и имущественных прав несовершеннолетних детей.

[[i Оськина И. Лупу А. Внимание! Несовершеннолетний подозреваемый // ЭЖ-юрист №5, 2015. С.12.

[ii] См., например: Гоголева В. В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 40-44.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://human.snauka.ru/2015/11/13100

Институт опеки и попечительства над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here