Основные принципы международной защиты прав ребенка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Основные принципы международной защиты прав ребенка". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВОЙ ЗАШИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА

магистрант 1 курса, кафедра гражданско-правовых дисциплин ВИУ РАНХиГС,

Россия, г. Волгоград

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению принципов международно-правовой защиты прав ребёнка. В ней изложена краткая характеристика термина международно-правовой защиты, дано определение международно-правовой защиты прав ребёнка, более подробно рассмотрены специальные принципы, регулирующие правовое положение ребёнка.

Abstract. Article is devoted to consideration of the principles of international legal protection of the rights of the child. In it short characteristic of the term of international legal protection is stated, definition of international legal protection of the rights of the child is given, the special principles regulating a legal status of the child are in more detail considered.

Ключевые слова: международно-правовая защита, принципы и права ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, международное право.

Keywords: international legal protection, principles and rights of the child, Convention on the Rights of the Child, international law.

Институт международно-правовой защиты прав ребёнка, как совокупность правил, по регулированию сотрудничества различных государств и по защите прав детей был сформирован после Второй мировой войны в рамках Организации Объединённых Наций. Впоследствии окончания Второй мировой войны становление международной защиты прав ребёнка, двигалось по направлению формирования стандартов в области защиты прав детей и формирования органов за их соблюдением и контролем.

Базируется этот институт на отдельных положениях отрасли международного публичного права: международное право прав человека, и содержит в себе основные принципы прав человека и специальные принципы, которые регулируют правовое положение ребёнка, именно поэтому остановимся более подробно на них. Специальные принципы включают в себя: принцип наилучшего обеспечения интересов ребёнка, свободного выражения ребенком своих взглядов, соблюдения права ребёнка на выживание и здоровое развитие, принцип недопустимости дискриминации, а также принцип особой защиты и охраны детей.

В научной литературе понятие международно-правовой защиты имеет весьма широкое распространение, в его смысл вкладывают разное понимание, самых разных авторов. Например: по мнение А.П. Мовчан, международная защита – это сотрудничество государств по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод [1, с. 23]. Защита прав детей это своего рода составляющая защиты прав человека, соответственно именно поэтому к ней применяется большая часть ее положений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что, касается определения международно-правовой защиты прав ребёнка, на мой взгляд более удачное – это совокупность создаваемых международных органов и вместе с тем процедур, способствующих защите детей путём нормотворческой деятельности и реализации международных стандартов в области прав ребёнка, и контролирования за соблюдением прав государствами.

Теперь вернёмся к принципам защиты прав ребёнка, и разберём каждый из них детально.

Принцип недопустимости дискриминации нашел своё отражение в статье 2 части 1 Конвенции о правах ребёнка 1989 года [2, с. 2], в которой говорится о том, государства — участники должны обеспечивать и с уважением относиться ко всем правам, предусмотренным Конвенцией, за всеми детьми, которые находятся в пределах их юрисдикции, не нарушая правил недискриминации.

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предполагает, когда действия органов государства или иных лиц, нарушают или касаются интересов ребёнка, первостепенный интерес и должное внимание необходимо уделять соблюдению интересов ребенка [3, с. 399]. Данный принцип впервые нашел своё отражение в Декларации прав ребёнка 1959 года, статье 2, в которой говорится о том, что при издании в этих целях законов важным выступает наилучшее обеспечение интересов ребёнка [4, с. 1]. Касательно права ребенка на получение образования, принцип 7 данной Декларации отмечает, что обеспечение интересов ребенка должно быть основополагающим принципом для тех, кто несёт ответственность за его обучение и дальнейшее образование.

Должное внимание следует уделить также статье 3, Конвенции о правах ребёнка 1989 года, где говорится о том, что во многих действиях касательно детей, независимо от того, кем они инициируются: частными или государственными учреждениями, деятельность которых направлена на решение вопросов социального обеспечения, судами, административными органами, первостепенное внимание должно уделяться наилучшему и надёжному обеспечению интересов ребенка.

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что ребёнок может излагать свои собственные взгляды и наделяется правом высказать личное мнение в отношении ряда вопросов, которые касаются его жизни. Данный принцип нашёл своё отражение в Конвенции о правах ребёнка 1989 года, статье 12, где говорится о том, что государства обязаны обеспечивать детям, которые способны изложить свои собственные взгляды, право свободного выражения этих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка, кроме того взглядам ребенка должно уделяться внимание исходя из возраста и зрелости ребенка.

Принципы, изложенные выше были констатированы на Всемирной конференции по правам человека 1993 года, отметившей, что во многих действиях в отношении детей должное внимание необходимо уделять недискриминации и надежному обеспечению интересов ребенка.

Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие говорит о том, что государства должны обеспечивать ребенку основное право на жизнь, организовывать шаги по сохранению и продлению жизни ребенка и его полноценному развитию [5, с. 65]. Данный принцип, изначально нашёл своё отражение в Конвенции о правах ребёнка 1989 года, где в статье 6, сказано, что государствам необходимо обеспечивать в вероятной степени выживание и правильное, здоровое развитие ребенка. Данный принцип некоторые авторы предполагают рассматривать, как платформу социальных и экономических прав.

Что касается принципа особой защиты и охраны детей, то начал разрабатываться он ещё с довоенного времени, уже после Второй мировой войны найдя своё отражение во Всеобщей декларации прав человека, в статье 25, в которой говорится о том, что младенчество и материнство наделяют правом на особое попечение и помощь [6, с. 10], также принцип был зафиксирован в Международных пактах о правах человека 1966 года.

Читайте так же:  Внебрачные дети елизаветы

Делая вывод всего вышеизложенного, не могу не отметить, как верно высказывается М.Ю. Калинкина, «впервые за всё время существования, мировое сообщество признаёт ребенка не только объектом для защиты, но и субъектом прав человека» [7, с. 16]. Рассмотренные принципы, на мой взгляд, являются основой, на которой базируются нормы по защите прав детей. Вместе с тем принципы защиты прав ребенка исследованы с явными недостатками и нуждаются в некотором совершенствовании.

Основные положения международной Конвенции по защите прав ребенка и ее значение

Вторая мировая война взбудоражила строй государства, и потребовала соответствующего законодательства в области прав человека. Свой вклад сделала и Организация Объединенных Наций. Они приняли ряд нужных законодательных бумаг, трактующих права человека. Утвержденные права составляли основу комфортного пребывания в пределах страны.

История принятия Конвенции по защите прав ребенка

Конвенция защиты прав ребенка – это универсальный перечень специальных законов, открытый для свободного принятия всеми странами. Документ обеспечивает гарантии четкого соблюдения прав детей.

Этому вопросу уделялось особое внимание, из-за чего и был создан ЮНИСЕФ – детский фонд ООН. Дети являются объектом наибольшей защиты – это фрагмент Всеобщей декларации прав человека. Заявление было озвучено и принято Генеральной Ассамблеей в 1948 году. Следующим этапом формирования законодательной базы по защите прав детей стал шаг ООН в 1959 году, когда был принят нормативный акт с перечнем принципов для обеспечения счастливого детства под названием Декларация прав ребенка. Это стало отличным подспорьем в продвижении охраны прав детей. Но Декларацию на тот момент нельзя было признать совершенной, поэтому было ясно, что она требует тотальной доработки.

1979 год отпечатался в истории как Международный год ребенка. В этот период было проведено множество социальных мероприятий и рассмотрена предложенная правовая инициатива. Решения принимались в кругу Комиссии по правам человека в контексте проекта польского профессора Адама Лопатки – Конвенции о правах ребенка. В течении 10 лет собирались совещания среди представителей власти и различных социальных организаций, чтобы уделялось больше внимания разработке соответствующих документов.

После этапа проработки проекта, Конвенция была подписана 26 января 1990 года. Реакция на него была положительная, ведь в первый же день документ подписали представители 61 страны. Это дало повод утвердить его в срочном порядке. Этот важнейший элемент международного права полноценно действовал уже 2 сентября 1990 года.

Такой мощный законодательный прорыв стал поводом присоединения многих государств. Из-за чего к 1997 году участниками Конвенции стало 191 государство. Исходя из многих факторов истории принятия закона, 20 ноября было провозглашено ежегодным Днем прав ребенка.

Права, прописанные в акте

Условно все права, которыми обладают дети и которые закреплены в вышеуказанном документе можно разделить на 4 большие группы.

Права, связанные с развитием

Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • образование;
  • участие в массовых мероприятиях;
  • предпочтения вероисповедания;
  • получение информации.

Права, дающие защиту

Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • защиту от насилия и телесных повреждений;
  • неучастие в вооружённых конфликтах;
  • недопустимость использования и эксплуатации;
  • защиту от трудовой эксплуатации.

Права, связанные с участием

То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:

  • формулирование собственного мнения;
  • участие в ассоциациях;
  • участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.

Права на жизнь

К таковым можно отнести следующее:

  • достойное жильё;
  • обеспечение питанием;
  • получение должной медицинской помощи.

Скачать:

Вложение Размер
mezhdunarodno-pravovye_akty.pptx 849.67 КБ

Предварительный просмотр:

Список международных правовых документов, определяющих права детей

Декларация 1924 и 1959 годов

На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству.

В Декларации были сформулированы пять принципов:

  1. у несовершеннолетнего должны быть возможности и средства для его физического и духовного развития;
  2. голодного ребенка накормить, больному – помочь, сироту приютить, ошибающегося – поправить;
  3. в сложное время первая помощь – детям;
  4. он должен быть защищен от любой формы эксплуатации;
  5. малышей нужно воспитывать с мыслью, что он должен приносить пользу другим людям.

В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.

В Декларации особо подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех малышей без исключения независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи.

В десяти основных принципах декларируются права несовершеннолетних на:

  • имя и гражданство;
  • любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
  • материальное обеспечение и социальную защиту;
  • образование и медицинскую помощь;
  • воспитание и развитие;
  • защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.

Конвенция ООН 1989 года

Конвенция 1989 года углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации. Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальное обеспечение), но и социально-нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Конвенция обеспечивает права ребенка с нескольких сторон:

  • базовые – неотъемлемое право на жизнь, на имя и гражданство, право знать своих родителей и жить в семье, окруженный заботой и любовью, на жилище, пищу и чистую воду, на медицинскую помощь, на защиту от насилия;
  • социальные – на получение образования, на достойное физическое, интеллектуальное, духовное развитие, на свободу совести и религии, право иметь свое мнение и свободно его выражать, на неприкосновенность частной жизни;
  • в сложных ситуациях дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты или беженцы имеют право на особую помощь и поддержку государства, дети-инвалиды или с особым уровнем умственного или физического развития должны быть максимально интегрированы в общество, они имеют право на дополнительные социальные блага.
Читайте так же:  Добровольное взыскание алиментов

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры.

В 1985 году ООН были приняты так называемые Пекинские правила – рекомендации странам-участницам, в которых определяются понятия правонарушения несовершеннолетних, цели правосудия в их отношении, возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия.

На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты специальные уголовно-правовые режимы для несовершеннолетних.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Это войны и голод, расовая дискриминация и нищета, недоедание и болезни, жестокость взрослых или их халатность.

Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде.

Главной же задачей стала полная ратификация и осуществление положений Конвенции во всех странах без исключения.

Права детей в России

Защита прав детей в России, а также применение положений, определённых Конвенцией, на сегодня имеет огромное значение.

СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.

Однако показатели, которые были представлены за период перестроечной России, с 1992 по 2001 год говорят о совсем нехорошей ситуации с детьми:

  1. Рост беспризорности.
  2. Рост смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет.
  3. Увеличение количества инвалидов, а также воспитанников интернатов.
  4. Увеличение количества дел, связанных с лишением родительских прав.

В связи с этим в 2002 году была введена должность Уполномоченного по правам ребёнка.

В 2001 году была принята Концепция первоочередных мер по защите прав ребёнка, согласно которой огромную долю по защите прав малолетних на себя взяли некоммерческие организации, оказывающие помощь и выступающие партнёрами для государства в развитии механизмов защиты.

Конвенция о защите прав ребёнка является первым и единственным международным документом, в котором прописаны основные права детей, а также закреплены обязанности государства по отношению к ним. Основной задачей каждого государства является соблюдение условий этого акта и выполнение рекомендаций ООН.

Презентация. Международные правовые акты в сфере защиты детей.
презентация на тему

Высшей юридической силой обладает международно — правовые акты. Так в ст.15 Конституции определяется, что общепринятые нормы международного права и международные договоры являются составной частью её правовой системы.

Ратификация Россией

В Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Более того, этот документ является базовым для разработки законодательных и нормативных актов в области защиты детей и их прав.

Основными законами, которые в России регулируют правовое положение несовершеннолетних, являются:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
  • закон «Об образовании».
Видео (кликните для воспроизведения).

Все они ни в коей мере не противоречат международной конвенции, но лишь дополняют и конкретизируют ее.

+7 (499) 288-73-46

, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Конвенция о правах ребенка в России

Главным международным актом, в котором прописаны права детей является Конвенция ООН о правах ребёнка. Далее, в статье рассмотрим, состав этого документа, какие вопросы регулирует, а также существующие способы защиты прав детей.

Основные положения Конвенции

Суть положения заключается в невозможности ребенком самостоятельно отстаивать собственные права из-за его физической и умственной незрелости. Ребенок – индивид, который является субъектом права, ему необходима охрана, забота и правовая защита. Это распространяется на период до и после его рождения вплоть до достижения восемнадцатилетнего возраста. Это утверждено в статье под номером один. Последующая статья твердит, что государства Конвенции должны уважать и обеспечивать соблюдения прав детей. Исключение всевозможных дискриминаций также входит в перечень. Это дискриминации по:

  • Расовому признаку
  • Половому признаку
  • Языковому признаку и др.

Конвенция предусматривает обеспечение интересов детей в лучшем виде. Это одна из основных задач, которая должна быть реализована. Лица, несущие ответственность за ребёнка по закону, также должны быть услышаны, их мнения и права должны быть учтены.

Одной из важнейших статей Конвенции является раздел под номером шесть, где указано, что каждый ребенок имеет право на жизнь, которое никто не может оспорить. За этим следует обеспечение его базовыми вещами для выживания и развития как личности. Таким образом происходит подготовка ко взрослой самостоятельной жизни в социуме.

Чтобы ребенок вырос сознательным человеком, должно быть обеспечено соблюдения прав не базовые вещи: от здравой семейной и школьной жизни, возможности своевременного лечения, права на жилье и др. Каждый в силах выбирать как и о чем ему думать, какую выбрать религию и т.д. Это подкреплено соответствующими статьями в законодательстве.

Читайте так же:  Материнский капитал на строительство дома в садоводстве

Соблюдены и гражданские права и свободы:

  • Право на имя и гражданство
  • Защиту личной и семейной жизни
  • Неприкосновенность жилища
  • Конфиденциальность
  • Защиту посягательств на честь и репутацию

Логичным является утверждение о том, что ребенок не может подвергаться жестоким способам наказания и проявлению насилия в любом виде.

Большая ответственность лежит и на семейном окружении. За родителями закрепляется право руководить ребенком, содержать его, нести ответственность за воспитание и развитие его как личности. Статья 28 делает акцент на нобходимости образования, чтобы искоренять безграмотность и развивать новое молодое поколение. В этот аспект входит и профессиональная подготовка. Право на любой творческий досуг, искусство, участие в мероприятиях также закреплено за каждым человеком в обязательном порядке.

Для выхода из чрезвычайных ситуаций действуют особые меры. Это относится к экономической эксплуатации, к незаконному употреблению наркотиков, к сексуальной эксплуатации, похищению, торговле и к прочим непредвиденным вещам.

Значение Конвенции в мире

Конвенция по защите прав детей – это собрание общепринятого минимума прав каждого ребенка, соблюдения которого является необходимым для общества.

На международном уровне документ был воспринят положительно. Это стало образцом гуманистического права в мире. Конвенция несёт в себе закрепленные нормы, которые утверждают, что ребенок – это часть человечества, требующая чрезмерной опеки в силу собственной беспомощности во многих аспектах жизни.

Это стало первым упоминанием о ребенке, как о полноценной личности с равными правами и обязанностями. После выделения особого перечня прав детей, ООН вводит и механизмы контроля с высокими полномочиями – это Комитет ООН по правам ребенка.

Документ заключает в себе 54 статьи, которые свидетельствуют о полноправии ребенка. Все это сосредоточено вокруг трех главных факторов: подтверждения прав детей, сосредоточенных в других правовых документах, укрепления особого статуса ребенка в обществе и закрепления норм по защите и охране прав. Конвенция является уникальной по полноте охвата возможных проблем, связанных с детьми.

О правах ребенка и международных документах, определяющих их

С момента рождения ребенок зависим от окружающих: он настолько мал, что сначала даже не может перевернуться без посторонней помощи. Потребуется немало времени, чтобы малыш подрос, начал ходить, научился говорить, получил воспитание и образование и стал, наконец, дееспособным гражданином, обладающим всеми правами взрослого человека.

Но несмотря на беспомощность и недостаток опыта, любой ребенок – это, в первую очередь, человек. Только родившись, он сразу обладает определенными правами и свободами, которые регулируются законодательными актами и документами.

Помимо документов, регламентирующих права несовершеннолетних в каждой цивилизованной стране, многими странами ратифицированы международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют наивысший приоритет, более того, их ратификация накладывает на страны-участницы определенные обязательства по защите и внедрению улучшений в этой области.

Структура

Структура Конвенции о защите прав ребёнка состоит из следующих разделов. Предварительная часть или преамбула рассказывает об истории и основаниях создания документа. 54 статьи, в которых содержатся права, которые дети приобретают с даты своего рождения, а также обязанности государства по отношению к ним и способы их реализации:
  • статьи с 1 по 4 раскрывают понятие ребёнка;
  • статьи с 5 по 11 раскрывают нерушимые и неотъемлемые права детей;
  • статьи с 12 по 17 излагают права на возможность выражения собственного мнения, взглядов и участие в объединениях;
  • статьи с 18 по 20 рассказывают об ответственности родителей и защите от небрежного отношения;
  • статьи с 20 по 26 регламентируют права детей особых категорий;
  • статьи с 27 по 31 информируют о необходимости получения образования и наличия при этом отдыха;
  • статьи с 32 по 36 регламентируют защиту со стороны государства от эксплуатации, насилия, наркотических средств и пр.;
  • статьи с 37 по 40 регламентируют права ребёнка, если им совершено правонарушение;
  • статьи с 41 по 45 определяют контроль за соблюдение положений акта;
  • статьи с 46 по 54 определяют процедуру подписания и принятия условий Конвенции.

Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?

На данный момент существует три основных международных документа, и все они приняты Организацией Объединенных Наций:

  1. Декларация прав ребенка;
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Главным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, выступает Конвенция.

Именно в ней несовершеннолетний впервые предстает как субъект права, самостоятельная личность, наделенная всеми правами и свободами человека.

Основные инструменты защиты

Существует несколько способов защиты прав детей:

История создания

Конвенция была принята в 1989 году и по своей сути является единственным актом, в котором раскрыт широкий перечень прав малышей. Исполнять его требования обязаны все страны участники, подписавшие соглашение.

Состоит этот документ из пятидесяти четырёх статей, в которых полностью детализированы права граждан в возрасте от самого рождения до исполнения 18 лет (в случае, если иными законами наступление дееспособности не определено в более раннюю дату).

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

По истечении 20 лет 1979 год был объявлен Международным годом ребёнка. В преддверии его представителями Польши была выдвинута инициатива о рассмотрении проекта Конвенции о защите прав ребёнка.

Содержание Конвенции много раз менялось, и работа над ней проводилась на протяжении 10 лет. Окончательная работа над документом завершилась по истечении 30 лет с момента издания Декларации.

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

Читайте так же:  Размер ежемесячной выплаты на третьего ребенка

В сентябре 1990 года Конвенция была подписана 20 государствами, в планах была идея добиться универсальности документа для всех других стран.

С 2000 по 2011 были приняты три обязательных протокола к конвенции.

Основные положения

Перечислим основные принципы Конвенции по правам ребёнка:

  1. Недопустимость дискриминации.
  2. Обеспечение интересов детей наилучшим образом.
  3. Закрепление права на жизнь и развитие.
  4. Уважение взглядов и прав.

Всё содержание акта сводится к нормам, которые обеспечивают защиту прав малышей: достойная жизнь, развитие, активное участие в общественной жизни и защита.

Кроме этого, документом утверждается целый ряд правовых принципов, основным назначением которых является признание детей полноценными личностями и их обладание собственными правами, а не придаточными правами своих родителей либо иных членов семьи.

Конвенцией провозглашена приоритетность интересов детей над интересами всего государства, общества, семьи и даже религии. В указанном документе охвачен сразу весь спектр прав, которые могут существовать у гражданина.

Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

Основные положения документа можно перечислить следующие:

Подписи к слайдам:

Международно – правовые акты в сфере защиты детей Выполнила воспитатель Капаева Елена Александровна

Международно – правовые акты в сфере защиты детей. Высшей юридической силой обладают международно – правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.

В числе международных актов следует выделить: — Декларация прав ребёнка (1959г.); — Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.); — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.); — Минимальные стандартные правила ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985г.) (Пекинские правила) и др. В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов: — Семейный кодекс РФ (1996г.); — Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; — Закон «Об образовании».

Декларация прав ребёнка (10 приципов ) * является первым международным документом. * в Декларации провозглашаются права детей: — на имя; — на гражданство; — на любовь; — на понимание; — на материальное обеспечение; — на социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребёнка Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно — правовым документом, в котором права ребёнка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 52 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений .

Конвенция – это документ высокого социально – нравственного значения, основанный на признании любого ребёнка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчёркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.

Конвенция признаёт за каждым ребёнком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений , национального, этнического и социального происхождения – юридические права: * на воспитание; * на развитие; * на защиту; * на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, которые затрагивают его настоящее и будущее. Таким образом, Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, который определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государственными – членами ООН.

Содержание Конвенции о правах ребёнка: — Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. — Ст. 5-11 — это перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение , права и обязанности родителей по отношению к детям. — Ст. 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

— Ст. 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. — Ст. 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг . — Ст. 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

— Ст. 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн. — Ст. 41-45 упоминает о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.

— Ст. 46-54 указывают решения процедурно – правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всем государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

«Семейный кодекс РФ от 29. 12. 1995г. N 223-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015 г.) Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье 1 . Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Усыновление ребенка пенсионерами

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. 2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. (в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ)

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. 3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. 4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия — по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка 1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ) 2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. 3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. 4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса. 2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. 3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. По вопросу, касающемуся защиты жилищных прав несовершеннолетних, см. Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ. 5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Основные принципы международной защиты прав ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here