Основы защиты прав детей и инвалидов

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Основы защиты прав детей и инвалидов". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Права детей-инвалидов

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

Читайте так же:  Категория мать одиночка

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.
  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК).

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Вопрос 10. Правовые основы специального образования

Правовые основы государственной социальной политики в области специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии заложены в следующих документах Организации Объединенных Наций:

Всеобщая декларация прав человека (1948);

Декларация прав ребенка (1969);

Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971);

Декларация о правах инвалидов (1975);

Конвенция о правах ребенка (1989);

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993);

Декларация о правах умственно отсталых лиц. Всеобщая декларация прав человека:

предоставляет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям (основополагающий принцип равенства прав);

Читайте так же:  Восстановить свидетельство о рождении ребенка в загсе

за каждым человеком признаются «права на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст. 25). Конвенция о правах ребенка:

• «мировая конституция прав ребенка»;

• главная цель — максимальная защита прав ребенка;

• основные требования, обеспечивающие права детей, — выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества;

• закрепляются права «неполноценного & умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе (ст. 23), приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в сфере образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Декларация о правах инвалидов:

• инвалиды имеют равные с другими людьми гражданские и политические права; инвалидам должны предоставляться специальные услуги социального характера,

2. Основные законодательные решения в сфере защиты орав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

Конституция РФ от 12.12,93 б/н;

Семейный кодекс РФ от 29.12.95 № 223-ФЗ;

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1; I

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 № 181-ФЗ;

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 № 122-ФЗ;

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 № 81-ФЗ;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 № 124-ФЗ,

Конституция РФ; закрепляет положения, отвечающие духу международного воров и соглашений, которые призваны обеспечивать прав всех слоев населения (глава «Права человека»); провозглашает социальное равенство и равноправие.

Семейный кодекс РФ.

ребенок — самостоятельный субъект права; правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов самого ребенка; основы правовой защиты детей от насилия в семье. Закон «О социальной защите инвалидов:

к категории инвалидов относятся дети, которые имеют «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезориентации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»;

определяется особая социальная зашита инвалидов как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в общественной жизни (ст. 2); образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное образование и воспитание детей-инвалидов, получение ими общего среднего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 18);

общее образование осуществляется бесплатно и в специальных образовательных учреждениях, и в общеобразовательных; предусматривается создание специальных условия для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях высшего типа, а также специальных дошкольных учреждениях;

специальное обучение может быть организовано на дому.

Закон «Об образовании»‘.

государственные гарантии всем детям, в том числе с отклонениями в развитии, на получение образования; создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (п. 10 ст. 50). Финансирование таких учреждений должно осуществляться по повышенным нормативам

На основании Закона РФ «Об образовании’ Правительством РФ разработаны и утверждены Типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Разрабатываются и другие законодательные документы, направленные на защиту детей с ограниченными возможностями. Использованные источники:

Вопрос 11. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»

Организация специального образования!

1. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/’ до сих пор не принят Государственной Думой.

Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейской ассоциации образовательного права было даже сказано, что этот закон может стать модельным для других стран. Законопроект успешно прошел Госдуму и Совет Федерации в 1996 г., но получил «вето» Президента РФ Б. И. Ельцина. Затем повторно прошел через парламент спустя 3 года и вновь получил президентское «вето». Цели принятия закона:

• создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лии с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, а также их адаптации к обществу;

определение основных терминов и понятий в сфере специального образования;

• закрепление прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• организация специального образования (обучение на дому. в условиях стационарного лечебного учреждения, в образовательном учреждении общего назначения, интегрированное обучение, специальные образовательные учреждения; логопедическая служба, центры реабилитации, специальные образовательные учреждения закрытого типа, специальные стандарты, психоло-го-мелико-педагогические комиссии);

• регламентация международной деятельности РФ в области специального образования.

2. В Законе о специальном образовании даны определения следующих терминов:

специальное образовательное учреждение;

специальное образовательное подразделение;

образовательное учреждение интегрированного обучения;

государственное именное образовательное обязательство;

полное государственное обеспечение.

Участники отношений, регулируемых Законом: физические и юридические лица, участвующие в осуществлении специального образования.

Цели специального образования:

обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения для адаптации этих лиц к обществу и интеграции (реинтегра-ции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни;

специальное образование инвалидов входит в индивидуальную программу реабилитации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

5. Права 4 области специального образования лиц с ограниченными

• на освидетельствование в целях установления права на получение специального образования и государственного именного образовательного обязательства;

• бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

• бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков;

• бесплатное дошкольное, начальное общее и основное общее образование (с 6—8 лет);

• получение бесплатного образования в образовательных учреждениях, как специальных, так и общего назначения, в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями;

Читайте так же:  Как происходит отказ от ребенка отцом
Видео (кликните для воспроизведения).

• бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством; обеспечение транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение;

• трудоустройство в соответствии с полученным образованием.

6. Организация специального образования:

• обучение на дому;

• обучение в условиях стационарного лечебного учреждения;

• обучение в образовательном учреждении общего назначения;

• интегрированное обучение (совместное обучение и воспитание лиц с психическими или сложными недостатками и лиц, не имеющих таких недостатков);

• специальные образовательные учреждения для лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, функций опорно-двигательного аппарата; со сложными нарушениями; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и повеления; подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям;

• логопедическая служба (для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения);

• центры реабилитации для обучения и (или) воспитания л сложными и (или) с тяжелыми недостатками;

• специальные образовательные учреждения закрытого тип детей, имеющих физические и (или) психические недостатки совершивших общественно опасные деяния, по решению суда с учетом заключения психодого-медико-педагогической комиссии;

• специальные образовательные стандарты;

• психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК.).

• диагностика физических и (или) психических недостатков детей;

• установление их прав на специальное образование;

• создание специальных условий для получения образования;

• консультирование родителей по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей;

• создание федеральных психолого-медико-педагогических центров — один центр на 10 указанных комиссий — в целях научно-методического обслуживания данных комиссий и разрешения возможных конфликтов между ПМПК и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Состав ПМПК — психолог, психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр), физиолог, социальный педагог, юрист и другие заинтересованные.

Направление на ПМПК— по заявлению родителей, по решению суда, а также с согласия родителей по инициативе соответствующих органов).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9162 —

| 7378 — или читать все.

Нормативно-правовые основы организации социальной поддержки детей с ограниченными возможностями

Рассматривая вопросы детской инвалидности, следует отметить, что в современных условиях комплексная реабилитация (третичная профилактика) и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями являются одними из приоритетных направлений государственной социальной политики всех цивилизованных государств. Приоритетность обусловлена, с одной стороны, отчетливой тенденцией к увеличению детей с ограниченными возможностями, с другой – процессами мирового развития и интеграции, в которых соблюдение прав и свобод по отношению к лицам с ограниченными возможностями является неотъемлемым атрибутом цивилизованного государства.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что социальную работу с лицами, имеющими инвалидность, необходимо осуществлять на основе и с учетов нормативно-правовой базы документов мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, законов и подзаконных актов СССР, РСФСР и Российской Федерации.

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов и их семей регулируются, наряду с общими нормами социального права, также и специальным законодательством. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Главным приоритетом ее политики в отношении инвалидов является их интеграция и социализация в общество.

В основу законодательства в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права.

К основополагающим документам мирового сообщества по проблеме инвалидности относятся: Всемирная Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларация социального прогресса и развития (1969 г.), Декларация о правах инвалидов (1971 г.), Конвенция о правах ребёнка (1989 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.), Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.), (2006) и др.

Значение Всемирной Декларации прав человека 1948 года заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В 1959 году Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что дети нуждаются в особой заботе и внимании, будучи чрезвычайно уязвимыми. Декларация сыграла большую роль в защите детства, а ее содержание было призывом к добру и справедливости в отношении детей с ограниченными возможностями.

В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, которая была принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 ноября 1971 года, дети-инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинскую и психологическую помощь, на восстановление здоровья и положения в обществе[3].

Данная Декларация является общей основой и руководством для принятия мер в области защиты прав детей-инвалидов, предупреждения детской инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества.

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье[3].

Конституция РФ, как основной закон государства, важнейшие нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей с ограниченными возможностями[5].

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется в «Семейном кодексе». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам)[6].

Читайте так же:  Конвенция о домашнем насилии

Государством оказывается социальная помощь детям-инвалидам, инвалидам детства, их родителям, ближайшим родственникам и законным опекунам путем предоставления пособий, пенсий, доплат и надбавок, а также социальных льгот.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

– на воспитание;– на развитие;– на защиту;– на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией , принят целый ряд законодательных актов Кодекс о БС ПМР, Закон «Об образовании».

Кодекс о браке и семье –документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции и гражданского законодательства.

Целый Раздел Кодекса посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава «Права несовершеннолетних детей» и глава «Права и обязанности родителей».

В Кодексе законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты , а также устанавливает:

1 обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка ;

2 защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию ;

3 обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием ;

4 признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

5 защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

6 защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

7 меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекспредусматривает ответственность:

1за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних ;

2 за преступление против семьи и несовершеннолетних .

Кодекс о браке и семьегарантирует:

1)право ребенка на уважение его человеческого достоинства

2)право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка ;

3)меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

4)немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью .

Закон «Об образовании»утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8761 —

| 8291 — или читать все.

Все о правах инвалидов

Права инвалидов регулируются действующим законодательством РФ и международными актами, охраняющими их интересы. Принимая нормативные акты и определяя права, законодатель ориентируется на уже сложившуюся практику и социально-культурное положение в обществе.

Декларация о правах инвалидов

Если возникает вопрос о том, каким документом устанавливаются права инвалидов во всем мире, то ответ будет един – декларация о правах такой категории граждан. Это один из главных документов, закрепляющих и защищающих права этих людей.

Декларация ООН о правах граждан инвалидов:

  • раскрывает термин лица, нуждающегося в социальной поддержке в силу состояния здоровья;
  • перечисляет общие принципы формирования привилегий рассматриваемых субъектов;
  • создает нормативно-правовую базу, гарантирующую социальные гарантии и защиту интересов недееспособных лиц.

Декларация о правах инвалидов принята в 1975 году. Особенность документа в том, что он не имеет должной юридической силы в части обязательного исполнения, при этом судебным органам разрешается делать ссылки на его статьи и положения. Суды воспринимают такие ссылки как законные и обоснованные.

В рамках общенационального масштаба узаконен международный день борьбы за права и интересы инвалидов – 31 мая.

Читайте так же:  Бабушкинский суд раздел 2 имущество

Права инвалидов в гражданском и семейном законодательствах

Если возникает процедура передачи наследства, гражданин может рассчитывать на его получение в обязательном порядке даже при условии, что завещатель не упомянул о нем. Часть его наследства – не менее 2/3 от общей наследственной массы.

Выплаты и льготы

Выплата или льгота Размер
Скидка на оплату жилья госфонда 50%
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) 50%
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления 50%
Получение наследства Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону.
Транспортные льготы Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего.

Скидка 50% на междугородние рейсы.

Налоговый вычет родителям Родителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей;

Опекуну — 6 тысяч рублей.

Законные права людей с ограниченными возможностями

Меры социальной поддержки определяются как в международных актах, так и в национальных нормативных актах отдельных государств. Все они направлены на создание в каждой стране возможностей для построения нормального жизненного процесса и реализации конституционных прав.

Внимание уделяется профессиональной ориентации малозащищенных слоев населения, их трудоустройству, обучению, занятости.

Так, нормативный акт о социальной защите граждан с отклонениями в здоровье говорит о социальных услугах, доступных различным категориям лиц с ограниченными возможностями. Законодательство «О ветеранах» уделяет внимание участникам войн. Для них доступны льготы по пенсионному обеспечению, улучшению условий проживания и пр.

Все это касается как возрастной категории граждан, так и прав детей-инвалидов. Для них предусмотрен ряд льгот, к числу которых относится первоочередное устройство в дошкольные, школьные учреждения, смягченный режим сдачи ЕГЭ и пр.

Права инвалидов в области медицинского обслуживания

В рамках такой социальной услуги граждане с ограниченными способностями вправе рассчитывать на:

  • льготное лекарственное обеспечение;
  • получение раз в год безвозмездной путевки с компенсацией проезда в обе стороны;
  • бесплатное протезирование;
  • получение безвозмездно технических, медицинских средств и предметов личной гигиены, согласно ИПР.

Права инвалидов в области жилищного законодательства

В части жилищных нормативов закрепляются следующие права:

  • Скидки на оплату ЖКХ – размер такой льготы достигает 50 % от суммы, положенной к оплате. Скидка на оплату коммунальных услуг и на оплату жилья одновременно предоставляется в части государственной и муниципальной собственности. Если жилье находится в собственности, то владелец может получить только один вид скидки – на оплату ЖКХ.
  • Предоставление жилой площади вне очереди – лица, нуждающиеся в улучшении условий проживания, включаются в отдельные списки для обеспечения жильем в первоочередном порядке.
  • Предоставление или замена жилья по программе реабилитации – речь идет о переселении с верхних этажей домов на нижние, переезд ближе к родным, близким и пр.
  • Установка пандуса – согласно нормам закона, рассматриваемые субъекты общества имеют право на беспрепятственный доступ к социальным объектам, в число которых входят и жилые дома. Такой доступ подразумевает установку пандусов по нормам технических требований.

Указанные права закреплены в нормах действующего законодательства и не могут нарушаться. По многим спорным моментам имеется обширная судебная практика.

Права инвалидов в области социального обслуживания

Каждый гражданин с ограниченными возможностями имеет право на получение услуг в части социального обслуживания. Такое право закреплено законом, в котором указывается и сам перечень социальных услуг.

К их числу относятся:

  • покупка и доставка на дом продуктов питания (за счет получателя социальной услуги);
  • помощь в приготовлении пищи;
  • организация ремонта жилья;
  • содействие в проведении платежей за квартиру (дом);
  • оформление подписок на периодические издания;
  • помощь в оформлении документов;
  • доставка на дом необходимого топлива;
  • консультирование;
  • обслуживание в рамках дневного стационара.

Это часть тех услуг, на которые могут рассчитывать граждане, имеющие отклонения в здоровье. Более подробный перечень доступен в местном органе социальной защиты.

Нормативно-правовые основы защиты прав инвалидов

Акты, закрепляющие законные права рассматриваемой категории лиц:

  • Резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН – подчеркивает, что категория граждан с ограниченными возможностями является полноправными членами общества.
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Законодательство «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
  • Трудовой кодекс РФ в рамках статей 95, 98, 128 и пр.

Права инвалидов в юридической сфере и налоговом законодательстве

Помимо норм, содержащих права на социальную поддержку, лица с ограниченными возможностями должны обеспечиваться помощью в реализации своих прав и интересов. Речь идет о юридической помощи инвалидам. Большинство компаний и фирм, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, помогают малозащищенным гражданам безвозмездно, включая бесплатную юридическую помощь инвалидам 3 группы, некоторые предоставляют скидки на отдельные виды услуг.

Юридическая консультация для инвалидов в бесплатной форме – это не новшество, а давно закрепленная практика многих уважающих себя и своих клиентов контор.

В стороне не остаются и государственные структуры, к числу которых относятся:

  • прокуратура;
  • органы социальной защиты;
  • общества инвалидов;
  • комитет по правам инвалидов.

Обращение в инстанции требуется при возникновении спорных моментов, нарушении прав, ущемлении интересов. Необходимо узнать, на какие виды помощи они могут рассчитывать.

В части налогового законодательства наименее защищенные категории граждан получают следующие привилегии:

  • предоставление налогового вычета;
  • освобождение от уплаты транспортного, земельного и имущественного налога (для лиц с 1 и 2 группой);
  • скидка в размере 50 % при оплате государственной пошлины.

Получение налоговых льгот закреплено в федеральном законодательстве и может дополняться в рамках принятия региональными властями отдельных законодательных актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инвалиды – это наименее защищенный слой населения. Без поддержки со стороны органов власти многим из них не выжить. Государство регулярно разрабатывает новые законодательные акты, усовершенствует действующие, тем самым обеспечивая граждан-инвалидов уверенностью в завтрашнем дне.

Основы защиты прав детей и инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here