Практикум жестокое обращение с ребенком

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Практикум жестокое обращение с ребенком". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Семинар-практикум. Жестокое обращение с детьми
презентация к уроку по теме

В представленной презентации описаны факторы, способствующие возникновению и проявлению насилия в образовательных учреждениях, механизмы определения и формы защиты детей от насилия и жестокого обращения.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_zhestokoe_obr_2.pptx 354.19 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время тема жестокого обращения с детьми занимает одно из первых мест. Данный материал в виде презентации возможно использовать при работе с родителями, а также для проведение семинаров и з.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у.

Данный материал можно использовать на родительских собраниях.

Данный материал можно использовать на родительских собраниях.

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком.

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным. Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющи.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о.

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»
план-конспект занятия

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Семинар-практикум с педагогами по профилактике жестокого обращения с детьми 28.94 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

  1. Демонстрация социального ролика о защите детей (1 мин.)

— Уважаемые коллеги! Участились случаи жестокого обращения, насилия над детьми (родителей, сотрудников образовательных учреждений) — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, а особенно в неблагополучных семьях.

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников ДОУ.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Дети, пережившие жестокое обращение могут:

  • испытывать трудности со сном;
  • проявлять регрессивное поведение;
  • быть в депрессивном состоянии;
  • казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;
  • демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;
  • быть жестокими;
  • воровать;
  • убегать из дома;
  • говорить о суициде;
  • мастурбировать, вовлекая других детей;
  • демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак);
  • демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;
  • испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните: дело не в генетике, а в травматическом опыте.

  1. Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».

Цели: показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

• Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»

• Отведите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения.

Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».

Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом «три». Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».

Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

• Пригласите в круг первого «воспитателя» и «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.

• Пригласите в круг второго «воспитателя» и «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным

Читайте так же:  У ребенка язык разводами

• Пригласите в круг третьего «воспитателя» и «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

• Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

• Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

• Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

• Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка «воспитателей» помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — «воспитатель» или «ребенок» — в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова . Обсуждение в большой группе.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку . Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.

Приглашаются 4 желающих участников, им на спину приклеивают ярлыки («Неряха», «Никудышная», «Бестолковая», «Лентяйка»)

Потом каждому участнику по очереди предлагают пройти мимо всех участников тренинга. Все участники тренинга называют его обидными словами в соответствии с ярлыком. Участнику предлагается отследить свои чувства, переживания, эмоции. Когда пройдут все четыре участника, проводится обсуждение. Далее реабилитация участников (наоборот хвалят).

Вывод: недопустимо вешать на ребенка ярлыки.Можно оценить поступок ребенка, но ни в коем случае нельзя оценивать самого.

  1. Демонстрация фильма «Иногда слово убивает мечту» (1 мин.)
  1. Упражнение «Психологическая зарядка»

Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если у ваших воспитанников время от времени возникают “приступы непослушания” — похлопайте в ладоши.

=Если вы детей чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим педагогом — постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми — моргните правым глазом.

=Бывает ли у вас так: вы наказываете детей, а его родители начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

=Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых — улыбнитесь.

=Если вы делаете все возможное, чтобы детям в садике было комфортно — погладьте себя по голове.

Вывод: Уважаемые коллеги! Помните, наш метод воспитания: любовь, беседа, понимание!

Семинар для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Подписи к слайдам:

Факторы, способствующие возникновению и проявлению насилия в образовательных организациях. Механизмы определения и формы защиты детей от насилия и жестокого обращения По материалам руководителя отдела психолого-педагогической помощи детям г. Иркутск

История проблемы Взрослые из окружения ребенка наделены практически неограниченной властью над его телом, чувствами и мыслями. Жестокость по отношению к детям на протяжении многих веков являлась нормой для общества.

Историческая типология доминирующих стилей отношения к ребенку Детоубийство — от времен античности до IV столетия нашей эры: ребенок не имеет души, он не «важен», а потому его можно убрать Покинутость — с IV до XIII столетия н.э.: у ребенка есть душа, но она не важна Противоречивость — с XIV до XVII столетия: ребенка можно вылепить, сформировать по желанию взрослых Навязчивость — XVIII столетие— формирование воли и характера ребенка Социализация — XIX столетие— стиль воспитания, базирующийся на наследовании лучших нормативных образцов культуры Помощь — с середины XX столетия— поддержка, помощь ребенку в процессе воспитания и обучения

Статистика по Иркутской области За 2015 год в Службу Межведомственного взаимодействия поступило 181 сообщение: 47 – сексуальное насилие, 118 –физическое, 15 – пренебрежение нуждами, 1 – психологическое За период с 1 января 2016 по 1 сентября 2016 поступило 118 сообщений: 39 – сексуальное насилие, 73 – физическое насилие, 6 – пренебрежение нуждами

Определение насилия ВОЗ Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитие или другой ущерб.

Жестокое обращение с детьми Нанесение физического, психологического или эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение его нуждами, наносящие вред его физическому и психическому развитию.

Насилие Психологическое, физическое, социальное воздействие на ребенка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, правам и благополучию, вынуждающее прерывать значимую деятельность и выполнять другую.

Практическая работа в 4 подгруппах Назвать признаки сексуального, физического, психологического насилия, нанесения ущерба.

Физическое насилие Удары наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, « надирание » ушей, принуждение оставаться в какой-либо неудобной и/или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др.

Психологическое насилие Насмешки, обзывания (присвоение обидных кличек); высмеивания; отказ от общения; недопущения в группу, в игру, спортивное занятие и другое мероприятие; а также оскорбления, унижения и грубые слова, которые передают пострадавшему, что он или она является неуважаемым, никчемным, бесполезным человеком, непринятым группой сверстников или всем сообществом.

Сексуальное насилие Нежелательные объятия и прикосновения, в том числе к половым органам, обнажение своих гениталий, показ порнографии, подглядывания и т.д. Могут встречаться унижающие достоинство высказывания и нежелательные притязания сексуального характера — заигрывания, ухаживания и домогательства, а также любые другие действия, направленные на притеснение человека, отклонившего подобные притязания.

Нанесение ущерба Проявляется в порче и/или насильственном отбирании имущества и денег у воспитанников или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство— разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространение слухов и сплетен. При подобных действиях наносится не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

Читайте так же:  Штраф за права после смены фамилии

Классификация насилия В зависимости от причин воздействия: дискриминация стигматизация гендерное насилие В зависимости от направленности насилия: насилие, направленное на себя межличностное насилие коллективное насилие

Дискриминация Дискриминация, которая подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, этнического происхождения, пола, религиозной принадлежности, инвалидности.

Стигматизация Предвзятое отношение к ребенку, связанное с наличием у него каких-либо отличительных свойств, признаков, которые в данном сообществе считаются нежелательными, не приемлемыми в силу распространенных стереотипов.

Буллинг Непрямой буллинг проявляется через — манипулятивное поведение.

Хейзинг Одним из видов буллинга — хейзинг — связан с таким явлением как неформальные насильственные обряды инициации.

Факторы насилия Среди наиболее важных факторов, которые могут способствовать развитию насилия в образовательных организациях, можно выделить личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные.

Факторы насилия Личностные факторы Семейные факторы Факторы среды Ситуативные факторы Социальные факторы

Взаимоотношения между участниками насилия

Практическая р абота в трех группах Составить портреты, то есть отметить типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.

Важно! Для эффективной работы по защите детей от насилия специалистам образовательных организаций надо знать основные понятия насилия, его виды и формы проявления и регламент действий должностных лиц по предупреждению, выявлению, регистрации, разбору случаев насилия, принятию воспитательных и дисциплинарных мер и оказанию помощи всем его участникам (пострадавшим, свидетелям и обидчикам).

Многочисленные негативные последствия насилия для всех вовлеченных в него сторон определяют необходимость планирования и осуществления комплексной стратегии по его выявлению, предупреждению и преодолению

Механизм определения и действия в случае жестокого обращения с ребенком

Система межведомственного взаимодействия Служба в круглосуточном режиме осуществляет прием сообщений о фактах ЖО или суицидальном поведении детей Служба регистрирует полученные сообщения и вносит информацию в банк данных Незамедлительно (не позднее 1 часа с момента поступления) передает информацию о фактах ЖО или суицидальном поведении для проверки дежурному СУ СК РФ по Иркутской области (если есть угроза жизни) После проведения проверки СУ СК Служба в течении 24 часов передает информацию руководителю ММГ по месту фактического пребывания ребенка для принятия мер по его сопровождению, реабилитации и защите.

По каждому факту насилия : 1.В тот же день по этому случаю информация. 2. Справка по этой ситуации. 3.Отчет о психолого-педагогическом сопровождении в первые дни после происшествия. 4. Отчет образовательной организации о принятии дополнительных мер.

Практическая работа. Деловая игра Назвать ситуацию жестокого обращения, найти выход из данной ситуации.

Защита детей от насилия, обращение в специальные службы Обращение в органы опеки и попечительства В инспекцию по делам несовершеннолетних Детский телефон доверия (экстренная психологическая служба) – 8-800-2000-122 Служба межведомственного взаимодействия – (395-2)22-93-28 Дежурная часть СУ СК- (395-2)26-18-00 Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

27 мая 2014 года президент России Путин В.В на заседании Координационного совета отметил, что число подростковых суицидов уменьшилось вдвое за пять лет, но подчеркнул, что эта страшная проблема все еще существует. НЕОБХОДИМО УСИЛИТЬ ВНИМАНИЕ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ ДЕТЕЙ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ.

Удачи вам в работе.

Семинар для педагогов «Профилактика жестокого обращения с детьми»

становится всё более актуальной. Педагог-психолог Федорова Е.Г. провела семинар-практикум с педагогами: «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения психолого-педагогической культуры педагогов».
Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?
Жестоким обращением с детьми считаются умышленные действия (или бездействия) родителей, воспитателей и других лиц наносящие ущерб физическому или психическому здоровью.

На семинаре были рассмотрены роли, в которых может выступить педагог в общении с детьми: воспитатель — жертва, воспитатель — свидетель, воспитатель — агрессор.

Профессия воспитателя является одной из самых стрессогенных: огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, большое количество образовательных, развивающих задач, высокие стандарты к качеству предоставляемых образовательных услуг, все эти внешние факторы накладывают свой отпечаток на личность воспитателя, что отражается на эмоциональном состоянии. Воспитатели обсудили средства самопомощи и методы саморегуляции в острые ситуации для детей и взрослых.

Встреча прошла в активном режиме обмена опытом, который послужит в будущем для выбора правильных решений и стратегий взаимодействия с детьми.

Профилактика жестокого обращения с детьми. Практикум для родителей.

Консультация — практикум для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми через гармонизацию детско-родительских отношений». Звягина Е.Г., МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теплый дом», Беловского городского округа

Профилактика жестокого обращения с детьми. Практикум для родителей (извлечение)

Цель: актуализация знаний о последствиях жестокого обращения с детьми, обсуждение проблем взаимоотношений родителей и детей, формирование у родителей практических умений составления «Я- сообщений»,ознакомление с принципами позитивного общения, обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния.

Содержание занятия

Благодарю вас за то, что вы пришли сегодня сюда. Я очень рада вас видеть. Все, наверное, знают, что роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «конструкторы» человеческой личности. К сожалению, в с процессе воспитания ребенка нередко происходят конфликты.

-Скажите, каким образом в конфликтной ситуации может проявляться жестокое обращение к ребенку?

— Каковы последствия физического и эмоционального насилия?

Да, последствия чудовищны, они накладывают отпечаток на всю жизнь ребенка, и лишь единицы способны их преодолеть без специализированной помощи.

  • Эмоциональные проблемы — ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении своих эмоций, у него заниженная самооценка. Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. А подростки с низкой самооценкой легче попадают под негативное влияние (криминальные группы, религиозные секты, террористическая деятельность) Опасность заниженной самооценки подростков заключается в суицидальных попытках.
  • Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что его предадут.
  • Негативные проявления в поведении, самовольные уходы из дома.

Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Большинство детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны своих родителей, став взрослыми, сами начинают проявлять жестокость по отношению к своим детям, супруге или супругу, к своим родителям.

По результатам исследований, на 1 минуту конфликта приходится 12 минут постконфликтных переживаний. И если мы говорим семейном неблагополучии, то получается, что весь период детства ребенок страдает.

Приглашаю вас к активному сотрудничеству. Сегодня у нас практическое занятие. Вам предстоит побывать и в роли ребенка, и в роли взрослого.

Читайте так же:  Может ли бабушка подать на алименты

Полный текст доступен для скачивания в разделе Работа с семьей, родителями

Номер материала в разделе — 12

Еще новинки Методической библиотеки:

Жестокость, дети никогда не забывают. Лекторий для родителей. Петрова А.Н., заведующий отделением социальной диагностики, муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Теплый дом» Беловского городского округа

Календарь добрых дат для НКО и волонтеров на 2018 год подготовили специалисты бюджетного учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения «Светлана» город Ханты-Мансийск.

Раскраска –тренажёр «Чудесный грибочек». Логопедические игры по лексической теме «Грибы». Брызгалова Н.А., учитель-логопед, МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района, г.Мариинск, Мариинский район, Кемеровская область, Россия

Семинар с элементами тренинга «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 80 » города Чебоксары

СЕМИНАР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

Цель семинара: осмысление ключевых проблем в развитии детей, переживших жестокое обращение и насилие в семье.

1. Познакомить педагогов с научно-методическими подходами к понятию «жестокое обращение».

2. Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.

3. Создать информационное и методическое руководство для педагогов, родителей по профилактике насилия и жестокого обращения.

Формы и методы работы:

Видео (кликните для воспроизведения).

-Комплекс упражнений разработан для воспитателей. Продолжительность встречи 45-60 минут.

-Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу со всей группой.

-педагоги ознакомлены с понятием и видами жесткого обращения с детьми.

-педагоги подготовлены к реагированию в ситуации травли и насилия.

-повышение культуры толерантности в диаде «воспитатель-воспитанник».

Ведущий семинара: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся

на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.

1. Упражнение «Психологическая зарядка».

Ведущий семинара: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.

Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” — похлопайте в ладоши.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем — постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком — моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой

Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых — улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье — погладьте себя по голове.

2. Мини-Лекция: «Жестокое обращение с детьми».

Жестокое обращение с детьми – это умышленные или неосторожные действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

4. Постоянные оскорбления.

6. Развращение детей.

ФИЗИЧЕКСОЕ НАСИЛИЕ — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

3. Упражнение: «Как проявляются травмы прошлого».

Ведущий семинара: Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужна будет одна пара добровольцев. Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто воспитателем. Сначала мне нужен один доброволец, с которым мы вместе выйдем за дверь: Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что — то страшное, связанное для вас с цифрой 3. Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Сейчас я хочу пригласить воспитателя: «Научите ребенка считать до пяти».

Вопрос воспитателям: Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

Вопрос детям: Что вы испытывали, когда воспитатели пытались заставить вас выполнить вашу просьбу? Расскажите сейчас, какая установка была вам дана?

Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?

Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.

Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем

4.Упражнение «Что если….».

Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» — это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести «мозговой штурм» по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.

Читайте так же:  Дети обижают родителей статусы

Игра проводится с помощью вопроса «А что, если. «, который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

Ведущий семинара: Как избежать физического наказания? Когда 3-5 — летний ребёнок вас не слушает:

1. Отвлеките его или переключите на другой вид деятельности;

2. Если он играет с опасными предметами, уберите их повыше, так, чтобы он не мог их достать;

3. Поиграйте вместе с ним, чтобы контролировать, чем он играет и в какие игры;

4. Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться;

5. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой и больше не можете сдержаться, уйдите в другую комнату и устройте себе отдых или перерыв. Попробуйте расслабиться и не думать о неприятности или просто досчитайте до 10 и начните думать опять.

5. Упражнение «Запрещаем — разрешаем» .

Ведущий семинара: Наиболее часто к физическому наказанию приходиться прибегать в случаи постоянного непослушания детей. Во избежании этого необходимо в игровой форме объяснить ребенку какие правила существуют в вашей семье строго их придерживаться.

Посмотрите, перед вами находятся 3 мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

Зеленый символизирует зону « Полная свобода » – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый – зону « Относительная свобода » – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный – зону « Запрещено » – действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

А теперь уважаемые педагоги, составьте список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные результаты анализируются .

6. Ритуал прощания: «Самым полезным для меня было…».

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведущий семинара: Наш тренинг подошел к концу: предлагаю завершить его так: мы будем передавать мяч по кругу и продолжать фразу: « Самым полезным на тренинге для меня было… .».

Родительское собрание-практикум «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Родительское собрание — практикум

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми.

Задачи: 1) актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;

2)убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

3) содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

1. Анкетирование родителей и учащихся с целью выявления семейных методов наказания (Приложений 1)

2. Анализа анкетирования.

3. Разработка памяток для родителей (Приложение 2)

4. Подготовка педагогических ситуаций.

I . Организационная часть.

II . Обсуждение проблемы « Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Сегодняшнее собрание я хочу начать словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости»

К сожалению именно порицание, критика, а также телесные наказания часто являются главными методами воспитания в семье. Родители очень часто не задумываются о том, что маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям. Сегодня я предлагаю нам всем вместе ответить на вопросы

Каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

Как обойтись без унижающих наказаний?

Накануне нашего собрания я просила вас ответить на вопросы анкеты. Практически такую же анкету заполнили ваши дети. Эти анкеты не авторизированны, но вот какие выводы можно из них сделать. Часто методы наказания как бы передаются по наследству. Если вас ваши родители стыдили при посторонних, то это повторяется и в вашей семье. Если главной формой наказания было прекращение общение, то это испытывают на себе и ваши дети. Оскорбления, ругательства, долгие и нудные нотации наравне с телесными наказаниями, как бы это не казалось странным, тоже являются формами жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми: что это такое? Это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и другие способы, которыми взрослые могут искалечить ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят душу ребенку не меньше физического насилия.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) — отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Если же родителям удается добиться от своих детей выполнения требований только при помощи вышеперечисленных форм и мер принуждения, то чаще всего ребёнок будет выполнять требования родителей формально, из-за страха перед наказанием.

Важно понять: воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которого изменяются и те и другие.

К сожалению, в некоторых семьях ещё физически наказывают детей и считают ремень, шлепки, подзатыльники самыми действенными способами. При этом родители ссылаются на то, что «дедов так учили, нас так учили и ничего, людьми выросли». Это, кстати, о передачи «по наследству». При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствую развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. В таких семьях невозможно добиться сознательной дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них, а подчиняются только из-за страха перед наказанием.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но жестоко воздействуют на детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребёнка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижения ребёнка грубым словом, нанося ему оскорбления. Часто ребенок не оправдывает ожидания родителей. Не так талантлив, не так умен, не гений, как хотели бы родители. За это ребенок так же может быть подвержен жесткой критики, издевкам, пренебрежительному отношению.

В некоторых семья детей наказывают трудом. В этой ситуации у ребёнка появляется отвращение к труду и само наказание приводит к его вредной логике: если провинился, то обязан трудиться, а если не провинился, то трудиться не обязан.

Жестокое обращение с детьми может вызвать задержку их психического и социального развития. Побои и наказания могут превратиться в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», эмоционально «тупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда ест выход. И первый шаг должен сделать тот, сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения. Учатся кричать, если мы кричим, грубить, если мы грубим, становятся жестокими, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. Как известно доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем попытки насильственного воспитания и развития.

Эффективность поощрений и наказаний детей в семье может быть достигнута при определённых условиях.

Родители должны быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях. Требования к детям надо предъявлять разумно, необходимо считаться с их интересами.

Ребёнку следует объяснить, почему тот или иной поступок заслуживает осуждения или наказания. Независимо от возраста ребёнок должен понять, что несёт наказание заслуженно, и если он поймет это, то внутренне будет готовится к тому, чтобы впредь этих поступков не совершать.

Выбирая меру наказания, родители должны учитывать, первый ли раз совершен проступок или уже сложилась определённая практика непослушания. В этих случаях мера наказания не может быть одинаковой: более строгое наказание должно быть применено во втором случае.

III . Практическая часть

Давайте вместе попытаемся разрешить несколько педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация 1.

Мать вернулась с родительского собрания, на котором говорили об отставании её дочери по математике. И вместо того, чтобы дома спокойно постараться выяснить причину этого отставания, мать говорит дочери: «Да в кого же ты у нас такая тупая, только ты одна получила двойку за контрольную работу по математике».

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 2.

Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях (то есть в те моменты, когда на нас устремлены взоры других людей). Мать кричит: «Ах ты… Да как ты смеешь! Да я тебе…» и дает подзатыльник ребёнку.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 3.

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.

Права ли она? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 4.

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребёнку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!». И отвернулась.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

Педагогическая ситуация 5.

Двое мальчиков подрались. Взрослые сгоряча наказали обоих, а потом стали выяснять причины драки.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

IV . Заключительная часть. Обсуждение и принятие решения собрания.

Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной и интересной. К сожалению, весь материал по данной теме невозможно вместить в рамки одного собрания, и мы еще не раз вернемся к секретам семейного воспитания. А пока в продолжение нашего разговора я предлагаю вам памятки о ненасильственном воспитании в семье, в которых содержатся советы мудрым родителям. Закончить наше собрания мне бы хотелось отрывком из стихотворения Э. Асадова

Мир жив добротою и уваженьем,
А плетка рождает лишь страх и ложь.
И то, что не можешь взять убежденьем —
Хоть тресни — побоями не возьмешь!

В ребячьей душе все хрустально-тонко,
Разрушим — вовеки не соберем.
И день, когда мы избили ребенка,
Пусть станет позорнейшим нашим днем!

Когда-то подавлены вашей силою,
Не знаю, как жить они после будут,
Но только запомните, люди милые,
Они той жестокости не забудут.

Семья — это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!

Практикум жестокое обращение с ребенком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here