Права детей и защита детства

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Права детей и защита детства". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Основные права детей. Защита прав детей.
консультация по теме

Основные права детей. Защита прав детей.

Скачать:

Вложение Размер
Основные права детей. Защита прав детей. 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные права детей. Защита прав детей.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).
Семья — естественная среда обитания ребенка.

Основные гарантии прав и законных интересов детей провозглашены в Конвенции ООН О правах ребенка, Конституции РФ, а также детализированы в других законодательных актах, таких как Семейный, Трудовой, Гражданский, Уголовный и др. кодексы. Кроме того, права и защита прав детей, нуждающихся в социальной поддержке, закреплены в ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, О государственных пенсиях в РФ, Положении о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и других нормативно-правовых актах.

Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п.2 ст.54 Семейного кодекса РФ. В этой ситуации законодательство, как правило, охраняет семью, ограждая ее от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к методам более активного воздействия на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.
В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи и когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения (ст.123 Семейного кодекса РФ).

Право ребенка на заботу со стороны родителей.

Право ребенка на совместное проживание со своими родителями.

Право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), в т.ч. и в том случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст.10 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей.
Место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом ( ст.65 Семейного кодекса РФ ).

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов и всестороннее развитие.

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства ребенка в семье — неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Провозглашая такое право, Семейного кодекса РФ определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.
Условием полноценного воспитания детей является постоянный контакт с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Право ребенка на общение с обоими родителями и другими родственниками.

Право ребенка на свободное выражение своего мнения.

Право ребенка на имя.

Право ребенка на принадлежащее ему имущество.

В ст.56 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ впервые вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное место.

При этом под защитой понимается:

  • восстановление нарушенного права;
  • создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав;
  • устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены ст.54-58, 60 СК.

Права ребенка и их защита в России

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

Куда обратиться для защиты прав несовершеннолетнего

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

  • оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;
  • оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.

Читайте так же:  Судебная практика развод раздел детей

Охрана прав и защита интересов детей
материал

Содержание:

Как уберечь права несовершеннолетних

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

  • отце и матери;
  • органах попечительства;
  • на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.

В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:

  • школьный персонал;
  • социальные работники.

Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.

Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.

Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.

Кто защищает права

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

В административном порядке решаются вопросы об обжаловании решений или бездействия чиновников. Этим занимаются органы опеки, прокуратура и детский омбудсмен, различные правозащитные учреждения.

В судебном порядке институтом мировых судей рассматриваются вопросы нарушений, связанных с семейными взаимоотношениями.

Конституционный Суд разрешает жалобы о нарушении основных прав, данных гражданину Конституцией.

Прокуратура

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью.

Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

  • защита от плохого обращения;
  • защита от потенциально вредной информации;
  • вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;
  • сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Комитет по защите прав ребенка

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Уполномоченный по правам ребенка

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Скачать:

Вложение Размер
ns.docx 20.88 КБ

Предварительный просмотр:

В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.

Таким образом, очевидна необходимость изучения проблемы охраны прав и защиты интересов детей, в частности, таких вопросов как организационные основы гарантий прав ребенка и меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.

Права ребенка и их защита.

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать». Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Читайте так же:  Жена подала на развод советы психолога

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства – законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права уполномоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсменов – обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребенка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .

Читайте так же:  Общение ребенка с мужем после развода

Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребенка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребенка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.

Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.

Кроме того, без поддержки обычных людей – каждого человека в отдельности – Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.

Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве – ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Законодательные меры в области охраны прав детства

Дата публикации: 09.10.2019 2019-10-09

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Ефремова А. О. Законодательные меры в области охраны прав детства // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/279/62904/ (дата обращения: 17.03.2020).

В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации. Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка. Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека. Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство. Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних. В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Читайте так же:  Как менять паспорт при смене фамилии

Кроме вышеуказанных к федеральным нормативно-правовым актам в области охраны (защиты) прав детства относятся Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». На основании данных документов планируется и реализуется государственная политика страны в сфере защиты прав и интересов детей, основной целью которой является улучшение положения детей в Российской Федерации.

Приведенный список документов, регулирующих порядок защиты прав и интересов детей в Российской Федерации, далеко не полный. Однако, несмотря на огромную законодательную базу, реальное осуществление юридической защиты своих прав и интересов детьми или их родителями весьма затруднено. Это связано с тем, что информация о правах детей и порядке их защиты распределена по законодательству неравномерно. Отсутствие единой системы знаний, которая содержала бы в себе наиболее полную, емкую, структурированную информацию о правах ребенка и порядке их защиты приводит к тому, что огромная часть законодательства о правах ребенка остаётся недоступной для использования детьми и их родителями [10].

Отсутствие в Конституции РФ специальной главы о детях, невозможность наиболее эффективного использования законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, как подчеркивает В. И. Абрамов, указывает на необходимость доработки действующего законодательства в области государственной политики по защите прав детей [7, c. 44].

Охрана материнства, детства и семьи всегда была и остается приоритетом в региональной политике Алтайского края. Даже в кризисные годы Правительство Алтайского края и Алтайское краевое Законодательное Собрание сделали практически все возможное, чтобы полностью выполнить социальные обязательства в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих в крае. Ни одна мера социальной поддержки семей с детьми не была исключена из региональных целевых программ, не было сокращено финансирование областного бюджета на его реализацию.

Выполняя задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, Администрация Алтайского края постановлением от 06.06.2013 № 298 утверждено Положение о Координационном совете по реализации семейной политики в Алтайском крае, основной целью которого является обеспечение согласованных действий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных органов и организаций в целях улучшения в крае положения семей и детей, укрепления института семьи и пропаганды семейных ценностей, повышения социальной значимости ответственного родительства в семье и обществе, а также укрепления позитивных тенденций демографического развития края [2].

В Алтайском крае реализуется комплекс социальных мер финансовой поддержки семей, имеющих детей. Так, в соответствии с Законом Алтайского края от 15.10.2004 № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка» выплачиваются следующие пособия: 1) ежемесячное пособие на ребенка, 2) ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери; 2) ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву; 3) ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; 4) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (за исключением учащихся общеобразовательных организаций); 5) ежемесячное пособие на детей из многодетных семей (учащихся общеобразовательных организаций) [4].

Также в Алтайском крае меры финансовой поддержки оказываются семьям, усыновившим детей. Так, Законом Алтайского края от 06.09.2007 № 80-ЗС «О единовременном пособии гражданам, усыновившим детей» установлено единовременное пособие гражданам, усыновившим детей. Пособие назначается в случае, если один из усыновителей является гражданином Российской Федерации, за исключением усыновления отчимами или мачехами детей своих супругов (пасынков и падчериц) [3]. Помимо этого в соответствии с Законом Алтайского края от 08.09.2003 № 39-ЗС «О пособии гражданам, усыновившим детей» в случае нахождения ребенка под опекой (попечительством) или патронатом у лица, усыновившего его или его супруга-усыновителя, не менее трех лет может быть назначено пособие гражданам, усыновившим ребенка [6]. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) выплачивается пособие на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье на основании Закона Алтайского края от 10.04.2007 № 29-ЗС «О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» [5].

Комплекс материальных и нематериальных мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит Закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Закон содержит подробную информацию о финансовом обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительных гарантиях в сфере образования, медицинского обслуживания, правах на труд и социальную защиту от безработицы [1].

Таким образом, в Алтайском крае в данный момент действует развернутая система мер, в том числе и дополнительных, которые способствуют повышению уровня правового сознания сред несовершеннолетних и обеспечивают безопасность их прав, свобод и интересов.

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Дата публикации: 20.12.2016 2016-12-20

Статья просмотрена: 5427 раз

Библиографическое описание:

Мальсагова Б. Х. Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 260-261. — URL https://moluch.ru/archive/133/37151/ (дата обращения: 17.03.2020).

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с регулированием правового положения несовершеннолетних детей по современному гражданскому законодательству, а также предложены пути решения этих проблем. Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Ключевые слова: правовое положение, несовершеннолетние, государство, возраст, защита прав детей

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому, что государство, гарантируя имущественное обеспечение для детей, не уделяет вместе с тем, по нашему мнению, должного внимания проблемам охраны нормального развития и благополучия ребенка.

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к основным проблемам современного мира, так как она определяет дальнейшую судьбу общества. Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих детей и заботе о них (ст. 38 Конституции РФ) [1, с 65]. Без иждивения, обеспечиваемого родителями, а в случае, когда нет родителей, опекунами, попечителями, а также органами государства, на которые возложены функции по опеке над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит должного воспитания, не сможет стать достойным представителем общества.

Читайте так же:  С какого года ввели материнский капитал

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что основной целью данной статьи является анализ правового положения несовершеннолетних детей в России.

На современном этапе развития государства и его правовой системы, с позиции глобализации в политико-правовой, социально-экономической, нравственно-культурной сферах жизни общества, все более актуальным становится повышение эффективности такой правовой модели, которая обеспечит охрану и защиту основных прав и законных интересов человека, включая детей. Отражение универсальных принципов и норм международного права в Конституции РФ предопределило признание высшей ценностью прав и свобод человека, соблюдение и защита которых гарантируется государством.

Провозглашение в ст. 7 Конституции России социальным государством обуславливает создание в рамках национальной политики такого государственного механизма, который обеспечит достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этим, одним из важнейших аспектов правовой политики проводимой государством является улучшение механизма надзора за соблюдением прав семьи и ребенка.

Направления, имеющие особое значение в сфере охраны прав ребенка, определились в процессе становления и развития зарубежной и отечественной правовых систем, а результатом этого развития стало появление основных принципов и норм международного права [2, с. 273].

Признание прав семьи и ребенка в российском праве объектом государственно-правовой защиты, повлекло за собой внесение в уголовное законодательство поправок, которые содержат в себе соответствующие составы преступлений и меры уголовно-правового воздействия.

Производя исследование вопросов, касающихся правового положения несовершеннолетних детей в России, хочу обозначить, что права и обязанности по воспитанию ребенка в соответствии с действующим законодательством содержатся в большом количестве нормативных актов о правах несовершеннолетних и обязанностях родителей или опекунов.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах международного права, которые отразились на нормах Конституции РФ и законодательных актов соответствующей отрасли права.

В соответствии с Конституцией РФ, одним из важнейших направлений правовой политики государства является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание. Основываясь на положениях Конституции РФ, Семейный кодекс [3, с. 53]. (далее — СК РФ) содержит принципы политики государства, направленной на защиту интересов семьи, определяя: обязанности родителей в отношении детей; обязанности совершеннолетних детей в отношении нетрудоспособных родителей; защиту прав и законных интересов ребенка родителями, органом опеки и попечительства, прокуратурой и судом; алиментные обязательства членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.

Несовершеннолетние дети, так же как и взрослые, обладают личными неимущественными правами, такими как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и т. д. Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

Проводя анализ правового положения детей, можно одновременно заметить снижение уровня благосостояния семьи, имеющей детей; недостаточная развитость системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей очень малы); рост безработицы и т. д. [4, с. 325]. Органы государства соответствующего профиля, как правило, обращают свое внимание на ребенка и действуют в отношении него принудительными мерами воздействия только тогда, когда он уже совершил какое-то правонарушение или преступление. Но в это время воздействие уже становится запоздалым.

Указанные проблемы можно решить в том случае, когда установленные и санкционируемые государством правила поведения обеспечиваются мерами юридической ответственности за их неисполнение. Это касается и гарантий защиты прав несовершеннолетних детей.

Важнейшим упущением в обеспечении исполнения родителями конституционных обязанностей является то, что обычно государство игнорирует качественную сторону процесса воспитания, пока дело не приобретает слишком серьезный оборот. Это может выражаться в отсутствии заботы со стороны родителей, оставлении ребенка без еды на несколько дней, долговременном непосещении ребенком школы и т. д.

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то, что зачастую родители, воспитывая ребенка, уделяют внимание лишь тем аспектам его формирования как личности, которые непосредственно направлены на несовершеннолетнего (обучение ребенка в школе, сопровождение его в различные кружки и секции), а культурно-нравственное воспитание отходит на второй план. Тем не менее, культурное и нравственное развитие ребенка главным образом зависит от личных качеств родителей, их моральных ценностей. Сегодня эта сторона в процессе воспитания не учитывается. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. [6, с. 123] допускал лишение родительских прав, если поведение родителей негативно влияло на детей (ст. 59.). И, на мой взгляд, это было правильным решением.

С правами одного лица соотносятся обязанности другого. А поскольку психическое и умственное развитие ребенка заведомо уступает взрослому, то государство, от имени общества, берет на себя обязательство по контролю над родителями [5, с. 372]. Это значит, что родители имеют обязанности по воспитанию ребенка не только перед детьми, но и перед государством. Поэтому необходимо конкретно определить меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, касающихся воспитания ребенка и заботы о нем, так как в СК РФ эти меры носят общий характер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам практического применения норм, которые регулируют права несовершеннолетних и внесение в законодательство изменений, которые создадут реальные условия по ликвидации беспризорности среди несовершеннолетних, а также уменьшат факты жестокого обращения с детьми, снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Сравнительное право: Учебно-методический комплекс / под ред. В. В. Безбаха, К. М. Беликовой, А. Н. Кирсанова. М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, 2009.
  3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.
  4. Леженин В. Н. Правовые вопросы семейного воспитания детей. – Воронеж, 2012.
  5. Нечаева А. М. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: Приор, 2014.
  6. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г.
Права детей и защита детства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here