Принцип усыновления подходящего ребенка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Принцип усыновления подходящего ребенка". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Принцип усыновления подходящего ребенка

торые хотят иметь ребенка по каким-либо причинам, хотя совершенно очевидно, что они не смогут дать ему счастливого детства. Иногда приходится узнавать, что решение об усыновлении первоначально приняла, например, только мать, чтобы скрепить нарушенные супружеские отношения. Супруги стали обвинять друг друга, так как с появлением ребенка в какой-то степени потеряли покой и комфорт. Всю свою неудовлетворенность в жизни и семейный разлад они переносят на приемного ребенка.

Ребенок не может быть счастливым в тяжелой семейной обстановке. У него очень быстро начнут проявляться различные трудности и нарушения в поведении. В таких случаях необходимо воспитывать и лечить целую семью, а не ссылаться на отрицательные качества в характере ребенка.

Приведем два примера из практики усыновлений, понимая, что краткое описание сложного случая в определенной мере упрощает ситуацию. Однако, возможно, они вызовут стремление к размышлению всех тех людей, которые общаются с усыновленными детьми.

. Незамужняя женщина примерно тридцати пяти лет взяла на воспитание девочку грудного возраста. Она не хотела выходить замуж. Ее решение усыновить ребенка явилось результатом ответственных раздумий. Родственники женщины не возражали и очень благоприятно приняли ребенка в свою семью. Женщина была интеллигентным, образованным человеком, мечтающим о ребенке. У нее были все основные предпосылки для усыновления ребенка. Позже она проявила себя как очень хорошая мать.

Несмотря на то что девочка родилась от нравственно запущенной матери, у которой было несколько детей и суд лишил ее материнства, в новой семье девочка развивалась очень хорошо, наполняя счастьем жизнь не только своей матери, но и всех ее родственников. Однако в этой ситуации было одно «но»: приемная мать девочки решила скрывать правду о ее происхождении, будучи уверена в том, что это приведет только к добру. Она полностью не продумала всю ситуацию. В дошкольном возрасте девочка с естественным детским любопытством спросила: «Почему у остальных детей есть папы, а у меня нет?» Мать уверяла ее, что так им жить лучше, так как

Принцип усыновления подходящего ребенка

1. На основе ретроспективного анализа собственного детства докажите, что семья — незаменимый фактор развития человека

2. Составьте схему «Компоненты воспитательного потенциала семьи»

3. В начале XX в. в кругу психологов и педагогов были популярны слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе. Как вы их понимаете? Выскажите свое согласие или, напротив, несогласие с этими словами, опираясь на известный вам опыт воспитания единственных детей в семьях родственников, знакомых, друзей, возможно и собственной.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

Как готовить ребенка к появлению в семье малыша.

Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми.

5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия.

6. Представьте ситуацию: в группу дошкольного учреждения (школьный класс) поступили братья-близнецы. Педагог (учитель) по этому поводу высказывает такую мысль: «Двое близнецов — это все равно, что иметь в группе (классе) на одного ребенка меньше». Сделайте вывод о том, каковы представления педагога о развитии близнецов. Сформулируйте свои рекомендации о воспитании близнецов в группе детского сада (школьном классе).

7. Объясните, как вы понимаете принцип усыновления «подходящего ребенка в подходящую семью».

Принцип усыновления подходящего ребенка

вершенно убедительно следует вывод: большинство из них развивается и воспитывается очень хорошо, хотя само собой разумеется, что и в этих семьях появляются разного рода трудности.

Однако встречаются еще неудачные и несчастные усыновления. О них становится известно разными путями. Иногда приемные родители сами приходят на обследование, и уже по тому тону, которым они говорят о ребенке, четко видно их раздвоенное, а порой и неприязненное отношение к ребенку. Свое усыновление они напряженно комментируют, делают вывод о том, что уже ничего сделать не могут, так как им достался плохой ребенок, у него проявляются особенности его родителей и т. д.

Некоторые приемные родители выходят из равновесия в связи с тем, что ребенок не отвечает их ранее созданным представлениям. Они требуют от него больше, чем может он дать, согласно имеющимся у него предпосылкам. В то же время родители совсем эмоционально его не поддерживают. Эти родители обычно очень строги к нему, особенно в период полового созревания, так как даже не пытаются понять всю сложность процессов, протекающих в организме ребенка в этот период его развития. В семье начинаются конфликты, которые могут перерасти в постоянное напряжение и способствовать распаду усыновительского союза.

Когда оцениваются и подробно рассматриваются причины менее благополучных и совсем неудачных усыновлений, то наблюдается одно общее обстоятельство: выбраны неподходящие родители или неподходящий ребенок. Возможна еще одна причина: родители и ребенок по всем данным подходили для усыновления, однако взаимно именно они не подходили друг к другу. Таким образом, надо соблюдать принцип: подходящий ребенок в подходящую семью.

Различные ошибки в процессе усыновления обычно возникают, с одной стороны, из-за неточной и неполной оценки претендентов или ребенка, с другой стороны, из-за недооценки факта, требующего принимать во внимание семью как нечто целое. Нельзя, например, пожертвовать приемными родителями и предложить им для усыновления ребенка, страдающего серьезными недостатками психического развития. Нельзя также приносить в жертву детей, передавая их на усыновление людям, ко-

Приемный ребенок: психологические особенности

Воспитание ребенка очень сложное и трудоемкое занятие. В ход идут уговоры, объяснения, приведение примеров и, конечно же, любовь. Но есть дети, которые по каким-то причинам лишены последней составляющей воспитательного процесса. Это дети-сироты. За последние годы проблема усыновления стала довольно распространенной. Но далеко не каждая семья понимает, что такое приемный ребенок и с какими психологическими особенностями своего нового сына или дочери им придется столкнуться. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Понятие приемной семьи

Существует несколько форм определения ребенка, после присвоения статуса сироты либо лишенного родительской опеки. Наиболее желаемыми являются семейные формы устройства, к которым относится приемная семья. Кроме этого существует усыновление, опека, детский дом семейного типа. В приемной семье могут воспитываться до четырех детей, включая родных. Приемным родителям выплачивается как пособие на содержание детей, так и «зарплата» одному из родителей.

Такие семьи очень тесно взаимодействуют с социальными службами. Приемные родители попадают под строгий контроль, который заключается в финансовой отчетности, регулярных проверках уровня жизни и успеваемости детей и прочего. Но при этом поучают и патронат социальных служб на всех этапах. Например, в виде помощи в оформлении документов, в адаптации ребенка в новой семье и учебном заведении, преодолении конфликтных ситуаций.

Приемные дети проживают в семье до совершеннолетия, либо до 23 лет при условии дальнейшего очного обучения. Пособие на ребенка выплачивается так же до этого возраста. Приемные дети в обязательном порядке обеспечиваются жильем от государства, если такового за ними не числится. Если у ребенка, на момент определения в семью жилье есть, на приемных родителей возлагается ответственность за его содержание в надлежащем виде.

Читайте так же:  Подать на алименты на троих детей

Приемные родители имеют право выбрать любого ребенка, из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находящегося в базе социальных служб.


Однако, в большинстве случаев это дети старшего и среднего возраста, возможно малыши от 3-х лет. Младенцы в базе бывают редко, для детей этого возраста приоритетной формой устройства является усыновление.

Если усыновители имеют право на тайну усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Вместо заключения

Решиться на усыновление – шаг серьезный. Перед тем, как принять такое решение следует все хорошо обдумать, взвесить. Ну а если семья готова к таким испытаниям, то запасайтесь терпением. Доверительные отношения с родными и приемными детьми, тесная работа с социальными службами, помогут приемным родителям в решении многих проблем.

Чем ребенок из детского дома отличается от растущего в семье

Как усыновить ребенка

Чтобы усыновить ребенка, надо в первую очередь обратиться в Уполномоченные органы в сфере опеки и попечительства по месту жительства. В районном отделении органов опеки вам выдадут перечень документов, которые надо собрать, чтобы подтвердить свое право быть усыновителем. Пока опекуном ребенка является государство и передать детей представители органов опеки стремятся только в надежную семью. Пусть вас не пугает большой список бумаг, которые надо будет собрать — это займет время, но все документы потенциальным усыновителям все инстанции предоставляют свободно.

Чтобы получить заключение о возможности быть усыновителем, вас попросят принести следующий список документов:

  1. краткая автобиография;
  2. справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
  3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  4. справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  6. копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Уточнить полный список лучше все же в опеке по месту жительства.

Документы, перечисленные в подпунктах 2-4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение 3 месяцев.

Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — иной документ, удостоверяющий личность.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ, в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы, и разъясняется порядок обжалования решения. Если вы считаете, что вам отказали неправомерно, вы имеете право обратиться в суд.

Почему привязанность к приемным родителям часто так и не возникает

Во многих исследованиях, посвященных детям, растущим в учреждениях, повторяется ряд тем, касающихся привязанности и социальных отношений. К ним относятся и неспособность детей к формированию глубоких и близких отношений со своими приемными родителями и неизбирательное поведение, демонстрируемое детьми по отношению к взрослым. Эти тенденции наблюдаются у детей и живущих в учреждениях, и после того, как они покидают их, иногда спустя много лет жизни с приемными родителями в стабильной семейной среде.

Первые исследователи детей, живущих в учреждениях, сообщали об особенностях социального поведения и разделяли их на 2 вида: экстернализация (например, неуместное обращение и взаимодействие со взрослыми) и интернализация поведения (например, отчуждение и тревожность). В некоторых работах отмечалось, что дети, испытавшие тяжелую депривацию, не могут формировать глубокие и интимные отношения даже после усыновления в теплую семейную среду.

Качество привязанности между воспитателем и младенцем измеряется тем, как ребенок реагирует на разлучение и воссоединение с воспитателем. Обычно в исследованиях используется процедура, которая называется «незнакомая ситуация». Она представляет собой серию расставаний и воссоединений младенца и воспитывающего его взрослого.

Дети по-разному реагируют на них в зависимости от опыта общения. При наличии организованной безопасной привязанности ребенок ищет близости с воспитателем при воссоединении и быстро успокаивается, когда тот его утешает.

Если привязанность организованная, но небезопасная, ребенок либо избегает воспитателя при воссоединении, либо проявляет безутешное горе или гнев, и его трудно успокоить.

Кроме того, младенцы могут показывать так называемую дезорганизованную реакцию на расставание и воссоединение. Это обычно выражается в нарушенных стратегиях привязанности (поиска близости) и беспорядочных или неверно направленных движениях, застывании или бесцельном блуждании.

Важно отметить, что обычно младенцы формируют либо организованную безопасную привязанность, либо организованную небезопасную привязанность. Дезорганизованная привязанность более вероятна у младенцев, подвергавшихся пренебрежению, включая крайнюю психосоциальную депривацию.

Проблемы приемных родителей и детей

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются как приемные родители так и приемные дети – общественное мнение. Чаще всего положительным оно не бывает.

Соседи и знакомые, вместо ожидаемой похвалы в адрес родителей, начинают вести разговоры о том, что детей взяли из-за денег, в качестве физической помощи и так далее.

Такие разговоры могут отрицательно влиять на детей. Рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет что-то подобное при ребенке, он может услышать такие разговоры от одноклассников в школе. Приемным родителям необходимо быть самим готовыми к этой ситуации и подготовить детей, научить правильно реагировать на подобные замечания.

Часто, опасаясь общественного осуждения, родители боятся нагружать приемных детей домашними обязанностями. Этого делать нельзя. Обязанности должны распределяться равномерно между всеми детьми с учетом их возраста и состояния здоровья.

Еще одной немаловажной проблемой является общение с бывшими родственниками, если они имеются. Приемные родители могут сами решать этот вопрос – запретить или разрешить.

Если родственники или сам ребенок не захочет общаться, то проблемы не будет. Если у ребенка есть желание поддерживать отношения с прежними родственниками, то наложение запрета может пагубно сказаться на взаимоотношениях с новой семьей и вызвать конфликты. В этом случае приемным родителям лучше пойти на уступки, но при условии встреч только в их присутствии и на их территории. Со временем, ребенок может и сам отказаться от общения с бывшей семьей.

Некоторые дети сразу же начинают называть родителей «мама» и «папа», однако это всегда должно быть решение самого ребенка. Приемным стоит поинтересоваться у ребенка, как он хочет их называть, предложить самим. Но обязательно дать понять, что это только его выбор, который будет обязательно принят.

Читайте так же:  Заявление о смене фамилии на работе

Причины трудного поведения – в книге «Брошенные дети»

О трудностях с налаживанием привязанности у детей из детских домов в конференции «Усыновление» на 7е пишут многие родители. Теперь появилась и научная база, объясняющая такое поведение, — фонд «Обнаженные сердца» издал на русском языке книгу «Брошенные дети. Депривация, развитие мозга и борьба за восстановление». Это результаты 12-летнего исследования, которое проводилось в Румынии после падения социалистического режима и доказало: воспитание ребенка в закрытом учреждении негативно влияет на развитие мозга, способности строить отношения с другими людьми и даже генетику.

Наибольшие отклонения обнаруживаются у ранее детей из детских домов в социальном и эмоциональном поведении. Особенно ярко это проявляется в отношениях привязанности. Скорее всего, так происходит из-за практически полного отсутствия у детей, растущих в учреждениях, социально важного взаимодействия с другими людьми в ранние годы жизни. А ведь оно является абсолютной необходимостью для образования нужных связей в тех областях мозга, которые отвечают за типичное социальное поведение.

Человеческий детеныш рождается в мире, где окружение должно включать чуткую и отзывчивую заботу и наличие социальных взаимодействий между людьми. Поэтому учреждения представляют собой серьезную проблему с точки зрения возможностей приобретения опыта, необходимого для социальной адаптации.

В течение первого года жизни младенцы формируют отношения с рядом взрослых, которые заботятся о них и создают безопасную, любящую интерактивную среду. Отношения привязанности между маленьким ребенком и тем, кто о нем заботится, требуют достаточного и продолжительного взаимодействия между ними, чтобы ребенок научился искать утешения, поддержки и заботы именно у данного взрослого. Поскольку возможности для таких взаимодействий в учреждениях ограничены, приходится ожидать, что дети, выросшие в таких условиях, не смогут сформировать привязанности.

Школа приемных родителей

Согласно Семейному кодексу России, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти специальное обучение в Школе приемных родителей.

Если вы уже являетесь опекуном (попечителем) или усыновителем, повторное обучение в Школе приемных родителей не требуется.

Кто может быть усыновителем

  • Усыновить ребенка-гражданина России могут как граждане России, так и граждане других стран (за исключением граждан США). Для этого нужно соответствовать требованиям к усыновителям .
  • Если вы хотите усыновить ребенка, у которого есть один из родителей, вы должны состоять с этим родителем в браке и он должен быть согласен на усыновление.
  • Для усыновления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоять в браке не обязательно. Если вы уже замужем (женаты), вашему супругу (супруге) не обязательно усыновлять ребенка вместе с вами — достаточно согласия на усыновление.
  • Усыновить одного и того же ребенка двое людей, не состоящих в браке, не могут.
  • На усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественное право имеют близкие родственники ребенка.

Исследования о привязанности детей из детских домов

В ранних исследованиях Гольдфарба, Прованс и Липтон (Goldfarb, Provence & Lipton) описывается модель поверхностных эмоциональных реакций детей в учреждениях по отношению к воспитателям: уход в себя, тревога и «чрезмерное дружелюбие». В исследованиях Тизард и Риз обнаружилось, что среди 26 постоянно живущих в учреждении детей у большинства наиболее серьезно нарушена привязанность. 10 из этих детей описаны как «чрезмерно дружелюбные», то есть они подходили к незнакомым взрослым так же часто, как и к знакомым.

Сдержанность по отношению к незнакомым взрослым у этих детей отсутствовала, иногда они даже выражали протест против расставания с незнакомцами. Они всячески искали внимания и были неразборчивы в поисках утешения. Привязанность детей к другим людям казалась поверхностной, так как для них все взрослые были как будто бы взаимозаменяемыми.

По выборке младенцев, воспитывающихся в греческом учреждении, Паньотта Ворриа (PanyiottaVorria) с коллегами сообщали, что большинство из них (65%) имели дезорганизованную привязанность к своим воспитателям.

Джаффер (Juffer) и коллеги использовали стандартизированную процедуру оценки привязанности у детей, усыновленных во младенчестве из других стран в Нидерланды. Большинство из них (74%) сформировали безопасную привязанность к 12 месяцам, в то время как 22% имели дезорганизованную привязанность. Эти рано усыновленные дети (средний возраст на момент прибытия составлял 11 недель) имели относительно благоприятное прошлое: дети Шри-Ланки были на попечении своих матерей вплоть до усыновления, а корейские и колумбийские дети жили в учреждениях, поддерживаемых западными организациями.

В 3 исследованиях изучались модели привязанности у детей дошкольного возраста, усыновленных из румынских учреждений. В них Шэрон Маркович (Sharon Marcovitch) с коллегами обнаружили безопасную привязанность лишь у 30% маленьких детей, усыновленных из Румынии (по сравнению с 42% детей контрольной группы, которые родились в Канаде и не имели опыта институциализации), и небезопасную у 42% (по сравнению с 10% в контрольной группе).

Ким Чизхолм (Kim Chisholm) сообщает, что у детей, усыновленных из Румынии, небезопасная привязанность наблюдается чаще (63%), чем у детей, родившихся в Канаде (42%). Кроме того, более 21% усыновленных из Румынии проявляют атипичные модели небезопасной привязанности в отличие от отсутствия таких у канадских детей.

Наконец, Томас О’Коннор (Thomas O’Connor) с коллегами обнаружил, что в возрасте 6 лет, после усыновления в Великобританию из румынских учреждений, 51% детей демонстрируют небезопасную привязанность иногда в сочетании с другими проявлениями по сравнению со всего 17% детей, усыновленных в Великобритании (и никогда не живших в учреждениях).

Кроме того, 36% детей, усыновленных из румынских учреждений, по сравнению с 13% усыновленными в Великобритании, демонстрировали ненормативное поведение при разлуке и воссоединении, вплоть до крайних форм эмоционального перевозбуждения, взволнованности, дурашливости, смущения и чрезмерной игривости, характерных для гораздо более раннего возраста.

Аутичное поведение

Раттер также сообщает, что частью синдрома институциализации является квазиаутичное поведение. Он и его коллеги обнаружили, что 6% детей из выборки ERA соответствовали диагностическим критериям аутизма и еще 6% имели легкие, часто изолированные, признаки и расстройства.

Учитывая, что большинство детей были помещены в учреждения сразу или вскоре после рождения и их процент, кажется, что это не связано с ошибками выборки. Скорее опыт институциализации привел к фенотипу, похожему на аутизм.

Интересно, что ко времени повторного обследования в возрасте 6 лет большинство детей в этой выборке значительно прогрессировали и больше не соответствовали критериям аутизма, хотя некоторые продолжали демонстрировать нетипичное поведение. Поскольку дети так резко отреагировали на более благоприятную окружающую среду, Раттер и его коллеги описали синдром как «квазиаутичное поведение».

Как усыновить ребенка

Принять ребенка в семью — ответственное решение, к которому надо подходить хорошо взвесив свои возможности. Сам процесс усыновления, вероятно, не будет таким сложным, как вам представлялось, ведь усыновление — приоритетная форма устройства детей в нашей стране. При этом ребенка можно принять и на гостевой режим, под опеку, но именно усыновление уравнивает ребенка в правах с кровными детьми. В этом материале мы расскажем о том, как усыновить ребенка. Что нужно для усыновления, какие документы собирать и куда обращаться, если Вы приняли решение усыновить или удочерить ребенка.

Дефицит внимания и гиперактивность у детей из детских домов

Подобно исследованиям привязанности к воспитателям, наблюдения психопатологии у детей из детских домов, попавших в приемные семьи, выявляют аналогичные отклонения. Наиболее последовательные выводы касаются дефицита внимания/гиперактивности.

Читайте так же:  Подсудность споров о взыскании алиментов

Уильям Гольдфарб первым предположил, что дети из детских домов, переведенные в приемную семью примерно в возрасте 36 месяцев, с большей вероятностью проявят экстернализованное поведение, такое как агрессивность, гиперактивность и деструктивность. Они также с большей вероятностью будут испытывать трудности с пониманием чувств и потребностей других людей и формированием привязанностей.

Дети, прожившие в учреждениях первые 3 года жизни, устойчиво демонстрируют более высокие уровни проблемного поведения — от трудностей с питанием и сном до агрессивного поведения, гиперактивности и выраженной чрезмерной зависимости от взрослых, проявляющейся в постоянном требовании внимания. Майкл Раттер и его исследовательская группа (англо-румынское исследование усыновленных детей — ERA) также выявили проблемы дефицита внимания и гиперактивности.

В частности, дети, усыновленные в Великобританию по достижении 6 месяцев, демонстрировали то, что Раттер назвал синдромом институциальной депривации, который включает невнимательность и гиперактивность, когнитивные нарушения, неизбирательное дружелюбие, низкий IQ и квазиаутичное поведение.

Раттер утверждает, что это сочетание особенностей поведения не наблюдается в других обстоятельствах и, по-видимому, является результатом ранней психосоциальной депривации. Например, он показал, что паттерны гиперактивности, а также трудности с вниманием среди ранее находившихся в учреждениях детей связаны с проблемами в установлении и поддержании избирательной привязанности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опять-таки этот институциальный синдром напоминает описание поведения, данное много лет назад Гольдфарбом. Он писал, что в возрасте 6 лет дети, проведшие в учреждениях первые 3 года жизни, проявляли большую гиперактивность, тревожность и трудности с вниманием, чем их сверстники, выросшие исключительно в приемных семьях (как следовало из отчетов социальных работников, знающих этих детей).

Аналогично, Лоури (Lowrey) отметил закономерность гиперактивности, в частности, при переводе детей из учреждений в приемные семьи. По сообщению Тизард и Риз, приемные дети менее отвлекаемы и беспокойны, чем дети, оставшиеся в учреждении или воссоединившиеся со своими семьями.

Адаптация приемного ребенка в семье

Оказаться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы дети не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли получится. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же ошибку – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Лучше всего начинать знакомство еще при посещениях ребенка в учебном заведении. При первых визитах происходит знакомство ребенка с будущими родителями. Тон общения при этом должен быть максимально искренним. Стоит вести разговор об интересах ребенка, его привычках, рассказывать что-то о себе, попросить рассказать о своих увлечениях, если ребенок занимается в кружках – посмотреть его работы.

При последующих посещениях провести заочное знакомство с домом и домочадцами – принести на встречу фотографии семьи и дома. Рассказать о привычках и традициях, о членах семьи, вспомнить какие-то интересные случаи. Уместным будет сфотографировать комнату, в которой ребенку предстоит жить. Пусть он знает, что его ждут, к его приезду готовятся.

Во время последних визитов стоит взять с собой детей, вместе с ними сделать открытку или подарок, дарить должны именно дети.

В первые дни пребывания в новой семье желательно чтобы присутствовали только уже знакомые люди. В это время ребенок начинает знакомство с домом, с правилами и привычками. Знакомство с остальными родственниками так же должно проходить постепенно. И только когда ребенок будет знать всех, немного обвыкнется в новом доме, можно организовывать семейные торжества.

При адаптации ребенка в новом учебном заведении приемным родителям необходимо поддерживать тесную связь со школьной псохолого-педагогической службой. Если родные дети учатся в том же учебном заведении, их поддержка так же будет очень важна.

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Родные и приемные дети в семье

Даже если родные дети положительно воспринимают мысль о появлении чужого ребенка в семье, для них это тоже стрессовая ситуация. Особенно сложно приходится тем семьям, в которых до этого ребенок был один, не было других детей, с которыми он мог проводить время, учился уступать, идти на компромисс.

Как со стороны родных, так и приемных детей может проявляться ревность, агрессия, замкнутость, ухудшение успеваемости в школе.

Важно как можно чаще беседовать с родным ребенком, давать понять ему, что он всегда был и будет родным, но теперь появится новый член семьи, которому тоже нужна забота и любовь.

Внимание и ласка должны распределяться равномерно между детьми. При поощрениях и порицаниях разницы тоже не должно быть.

Необходимо научить детей работать вместе, оказывать помощь друг другу во время работы. Первые совместные задания и поручения должны выполняться под контролем взрослого, но без прямого вмешательства, пока приемные родители не убедятся, что дети могут слаженно взаимодействовать и оказывать помощь друг другу.

Кому стоит брать приемного ребенка в семью

Так как в приемные семьи отдаются преимущественно социальные сироты уже сознательного возраста, создавать приемную семью предпочтительно тем, кто имеет собственных детей, имеет опыт работы с детьми этой категории или уже является усыновителем, опекуном либо приемным родителем.


Брать в семью ребенка стоит людям психологически полностью готовым к этому шагу. Оба супруга, родные и приемные дети должны быть абсолютно уверены в своем желании. Никто из родственников не должен быть против этого решения. Важно заручиться поддержкой даже близких друзей. Отрицательное отношение кого-либо в будущем может пагубно отразиться как на адаптации ребенка, так и на его последующей жизни в семье.

Проблемы приемных детей

Одна из первых и серьезных проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители – это состояние здоровья ребенка. К этому вопросу следует отнестись весьма серьезно.

Читайте так же:  Лишение родительских прав после 18 лет

При ознакомлении с личным делом ребенка, стоит очень внимательно изучить его медицинскую карту. При этом не следует рассчитывать, что все сведения в ней верны. После принятия ребенка в семью приемным родителям желательно самостоятельно обследовать ребенка.

Если существуют какие-то проблемы, о которых известно на данный момент, следует заранее проконсультироваться со специалистами, так как период адаптации в новой семье всегда вызывает стресс у ребенка. Это может отразиться как на психическом, так и на физическом состоянии ребенка и привести к обострению хронических заболеваний.

Адаптация ребенка в новой семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при определении ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Здесь так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.

Одной из проблем может оказаться асоциальное или агрессивное поведение ребенка. Эта проблема может возникать не сразу и быть вызвана сложностями в процессе адаптации, непринятии нового образа жизни, нового учебного заведения, проблемой подросткового возраста, конфликтами между родными и приемными детьми.

Процедура усыновления по шагам

Для того, чтобы усыновить ребенка, вам понадобится:

  • Обратиться в органы опеки и собрать необходимые документы по списку.
  • пройти обучение в школе приемных родителей (не требуется близким родственникам ребенка, мачехам и отчимам);
  • получить разрешение на усыновление ;
  • встать на учет в качестве усыновителя ;
  • если вы еще не знаете, кого усыновить — подобрать ребенка ;
  • встретиться с ребенком в присутствии органов опеки ;
  • обратиться в суд с заявлением об усыновлении ;
  • зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС ;
  • если ребенок будет жить не в России — поставить его на консульский учет .

Документы на усыновление

Ребенка усыновляют через суд. В заявлении, которое подается в суд надо указать:

  • ФИО, адрес, контакты усыновителей;
  • ФИО, дату рождения усыновляемого, его адрес, информацию о родителях, наличие братьев, сестер;
  • обстоятельства, которые обосновывают просьбу усыновителей, документы, подтверждающие обстоятельства;
  • просьбу изменить ФИО, место рождения усыновляемого, дату его рождения, записать усыновителей родителями в органах ЗАГС.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении усыновителей (если усыновляет ребенка лицо, которое не состоит в браке);
  • копию свидетельства о браке; если ребенка усыновляет один из супругов, нужно согласие другого супруга или документ, подтверждающий прекращение семейных отношений, отсутствие совместного проживания более года (если получить такой документ не удается, то нужно найти другие доказательства);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья потенциальных родителей;
  • справку с места работы, указать в ней должность, доход, или копию декларации о доходах;
  • документ, который подтверждает право пользования жилым помещением, право собственности на жилплощадь;
  • документ, подтверждающий постановку на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.

Выбор ребенка для усыновления

Если вы не усыновляете ребенка, для которого являетесь близким родственником или другом семьи, вам предстоит выбор ребенка для усыновления. Основываться лучше всего на том, ребенка какого возраста и категории здоровья вы готовы принять в семью. О возможности усыновить ребенка с инвалидностью надо сразу предупреждать органы опеки, чтобы это было прописано в выданном вам заключении.

О детях, оставшихся без попечения родителей, вам могут рассказать и в органах опеки.

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования и науки Российской Федерации (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору.

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства является заявление кандидата в усыновители с просьбой о подборе ребенка на усыновление и заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем (заключение действительно в течение года со дня его выдачи).

Можно также посмотреть анкеты детей в открытых базах данных или на сайтах благотворительных фондов, занимающихся поддержкой детей-сирот.

Как усыновить ребенка

1. Как усыновить ребенка?

Усыновить можно несовершеннолетнего ребенка, единственный или оба родителя которого:

  • дал согласие на усыновление;
  • умер или объявлен умершим судом;
  • неизвестен;
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • лишен судом родительских прав;
  • по причинам, признанным судом неуважительными, не проживает более шести месяцев совместно с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания (за исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства).

Дети, являющиеся братьями и сестрами, не могут быть отданы на воспитание разным людям, за исключением тех случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

2. Кто может стать усыновителем?

Усыновить ребенка-гражданина России могут как граждане России, так и граждане других стран (за исключением граждан США). Для этого нужно соответствовать требованиям к усыновителям . При этом суд может пренебречь некоторыми требованиями (состоянием здоровья потенциального усыновителя, его уровнем дохода и отсутствием подготовки) если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.

Если вы хотите усыновить ребенка, у которого есть один из родителей, вы должны состоять с этим родителем в браке и он должен быть согласен на усыновление.

Для усыновления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоять в браке не обязательно. Если вы уже замужем (женаты), вашему супругу (супруге) не обязательно усыновлять ребенка вместе с вами — достаточно согласия на усыновление.

Усыновить одного и того же ребенка двое людей, не состоящих в браке, не могут.

На усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественное право имеют близкие родственники ребенка.

3. Как проходит процедура усыновления?

4. Как пройти обучение в школе приемных родителей?

Согласно Семейному кодексу России, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти специальное обучение в Школе приемных родителей.

Если вы уже являетесь опекуном (попечителем) или усыновителем, повторное обучение в Школе приемных родителей не требуется.

5. Как получить разрешение на усыновление?

Процедура получения заключения о возможности быть усыновителем не может занимать более 10 рабочих дней после предоставления в орган опеки и попечительства полного пакета документов.

Если вы ранее получали заключение о возможности быть опекуном или усыновителем и оно еще действительно, получать новое заключение вам не требуется.

6. Как встать на учет в качестве усыновителя?

Если вы постоянно проживаете в России:

Встать на учет в качестве усыновителя можно как в том же органе опеки и попечительства, в котором вы получали заключение о возможности быть усыновителем, так и в любом другом органе опеки и попечительства, а также в региональном или федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Читайте так же:  Нотариальная доверенность на несовершеннолетнего ребенка

При постановке на учет требуется предъявить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть усыновителем, а также необходимо заполнить анкету гражданина и заявление установленного образца.

Если вы постоянно проживаете на территории иностранного государства:

На территории иностранного государства вам необходимо собрать следующие документы:

Все документы должны быть легализованы. После легализации они должны быть переведены на русский язык, перевод должен быть заверен нотариально. С документами вам нужно обратиться в организацию детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей или в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

7. Как найти ребенка, если я не знаю, кого хочу усыновить?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите усыновить, вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть производную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, о причинах отсутствия родительского попечения, о наличии у детей братьев и сестер.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть усыновителем.

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

Оператор органа опеки предоставит вам данные только о тех детях, которые соответствуют указанным вами в анкете требованиям.

8. Как проходит встреча с ребенком?

Если вы хотите усыновить ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, перед усыновлением вы обязаны встретиться с ним в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с медицинским заключением ребенка подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка. Но при проведении медосмотра должен присутствовать сотрудник организации, в которой находится ребенок.

Если вам понравился ребенок, а вы — ребенку, вам необходимо сообщить оператору органа опеки, предоставляющему анкеты детей усыновителям, что вы готовы усыновить ребенка. После этого анкету ребенка не будут показывать другим кандидатам.

Если вам не понравился ребенок или вы — ребенку, орган опеки может предоставить вам разрешение на посещение другого ребенка.

9. Как обратиться в суд?

Для усыновления ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, вам понадобятся:

  • исковое заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении — если вы не состоите в браке;
  • свидетельство о заключении брака — если вы состоите в браке;
  • согласие супруга (супруги) на усыновление — если вы состоите в браке. Если вы прекратили семейные отношения и не проживаете совместно более года, вам нужно представить документ, подтверждающий это. Если такой документ получить невозможно, доказательства, подтверждающие эти факты, нужно указать в исковом заявлении;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья (форма №164у);
  • справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате или копия декларации о доходах или иной документ о доходах;
  • документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение*;
  • документ о постановке на учет в качестве кандидата в усыновители;
  • документ, подтверждающий, что вы прошли обучение в школе приемных родителей (не требуется близким родственникам ребенка, отчимам и мачехам).

Если вы гражданин России или лицо без гражданства и постоянно проживаете за рубежом, либо вы иностранный гражданин, вам дополнительно понадобится:

  • заключение компетентного органа иностранного государства об условиях жизни и о возможности быть усыновителями;
  • разрешение компетентного органа иностранного государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Суд вправе затребовать и иные документы.

Документы иностранных граждан должны быть легализованы и переведены на русский язык. Перевод должен быть удостоверен нотариально.

Все документы представляются в двух экземплярах. Если ребенка усыновляют оба супруга, пакет документов представляет каждый из них.

Исковое заявление необходимо подавать в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения ребенка. В Москве это Мосгорсуд.

Судья обязан рассмотреть ваше заявление в течение 2 месяцев с момента его подачи. Заявление рассматривается в закрытом режиме. На заседании суда обязаны присутствовать усыновитель, представитель органа опеки и попечительства, прокурор, сам ребенок, если он старше 14 лет. Также могут присутствовать другие заинтересованные лица, например, родитель ребенка.

Документ не требуется, если вы относитесь к коренным малочисленным народам РФ и вы хотите усыновить ребенка, относящегося к коренным малочисленным народам РФ.

10. Как зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС?

После того как у вас на руках появится вступившее в силу решение суда, вам нужно будет зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС и поменять свидетельство о рождении ребенку.

После регистрации усыновления вам выдадут свидетельство об усыновлении.

11. Как поставить ребенка на консульский учет?

Если ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, будет постоянно проживать за пределами России, вам нужно поставить его на консульский учет.

Для этого вам понадобятся документы:

  • заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением 2 фотографий ребенка;
  • свидетельство об усыновлении;
  • документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

Подать документы вы можете в своей стране лично в консульское учреждение, а можете сделать это на территории России — через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.

12. Контролируют ли органы опеки жизнь ребенка после усыновления?

После того как вы усыновите ребенка, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается.

  • Первое контрольное обследование — в 1-ый год после усыновления по истечении 5-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-ого месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • второе контрольное обследование — по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • третье контрольное обследование — по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  • четвертое контрольное обследование — по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3-х лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления.

Принцип усыновления подходящего ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here