Программа защиты права ребенка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Программа защиты права ребенка". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Программа защиты права ребенка

О НАС

Региональная общественная организация «Право ребенка» Работает с 1996 г., зарегистрирована в Управлении юстиции г. Москвы 18.03.1998 (свидетельство о регистрации № 8936).

101000, Москва, Лучников пер., д.4, подъезд 3,офис 6
Тел./ф.: (495) 624-07-52 / 621-15-65
Электронная почта: [email protected]

Страница в интернете:


Председатель Правления РОО «Право ребенка»: Борис Львович Альтшулер.

Участник правозащитного движения в бывшем СССР с начала 1970-х годов, член Московской Хельсинкской группы, член Общественной палаты РФ третьего и четвертого созывов (Указы Президента РФ 2009 и 2011 гг.), Председатель Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности.


Руководитель проектов «Право ребенка на семью» РОО «Право ребёнка» и проекта «ВИЧ и дети»: Светлана Ивановна Пронина,
эксперт Общественной палаты РФ.

РОО «Право ребенка» — входит в объединение правозащитных организаций «Российский исследовательский Центр по правам человека»; член Международной группы неправительственных организаций в защиту Конвенции о правах ребенка (Женева).

РОО «Право ребенка» лауреат всероссийского конкурса памяти Матери Терезы «Детство без насилия и жестокости»; награждена почетным знаком «За защиту прав человека» Уполномоченного по правам человека в РФ.

Основные направления деятельности:

— Ежедневная работа общественной приемной – «скорая помощь» для детей и семей с детьми.
— Работа с властью всех уровней по конкретным случаям и по насущным реформам в интересах детей и семьи.
— Проекты «Право ребенка на семью» и «ВИЧ и дети».
— Гуманитарная программа «Помоги детям России».
— Проект «Общественный контроль детских учреждений».
— Организация представления в Комитет ООН по правам ребенка «Альтернативных докладов» коалиций российских НПО.

Основные результаты деятельности:

— Спасенные дети и семьи.
— Социализация воспитанников интернатов: программы «На каникулы – в семью» и организация семейного воспитания для больных детей – воспитанников дошкольного специального (коррекционного) детского дома г. Смоленска, преобразование этого детского дома в областную службу сопровождения семьи.
— Созданы НКО по защите прав детей в ряде регионов России.
— Законотворческая работа (вместе с коллегами из других НКО): внесение инновационных позиций в проекты законов «Об основах социального обслуживания…», «Об образовании…», в Гражданский Кодекс РФ, разработка и продвижение проекта закона об общественном контроле детских интернатов (внесен Президентом РФ Д.Медведевым 27.12.2011 г., рассматривается Госдумой).
— В 1998, 2005 и 2013 гг. под эгидой РОО «Право ребенка» были сформированы коалиции российских НКО, представившие в Комитет ООН по правам ребенка «Альтернативные доклады», предложения которых были учтены в Заключительных замечаниях Комитета ООН (1999 и 2005 гг.) по периодическим государственным докладам РФ «О выполнении в РФ Конвенции о правах ребенка».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Банковские реквизиты:
Наименование в банке:

РОО “Право ребёнка”,
ИНН 7701215920 / КПП 770101001
Банк: ПАО СБЕРБАНК г. Москва
Расч./счёт 40703810638090000116
Кор./счёт 30101810400000000225
БИК 044525225

Юр. адрес: 103982, г. Москва, Лучников пер., д. 4, ком. 10

Bank accounts (EURO and USD):
SBERBANK OAO, Moscow, Russia
Saving bank of Russian Federation, Meshchanskoe branch 7811/096 (SBERBANK OAO, Moscow, Russia), 103031, Moscow, Neglinnaya str. 10

SWIFT: SABRRUMM
EURO:
ACCOUNT
№ 40703978638090000016
USD
ACCOUNT
№ 40703840738090000015

ACCOUNT NAME : “RIGHT OF CHILD” REGIONAL NON-GOVERNMENTAL
ORGANISATION FOR PROTECTION OF CHILDREN’S RIGHTS

Гуманитарная программа

Гуманитарная программа «Помоги детям России»

Проблемы семьи и детей

Семья, дети, стратегия, первоочередные меры, голодовки многодетных

ВИЧ и дети

Общественная палата в контексте ВИЧ-инфекции в России

Доклады в ООН

Альтернативные доклады в Комитет ООН по правам ребенка

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.

Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Ребёнок имеет право на равенство.

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

Ребёнок имеет право на собственное мнение.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Ребёнок имеет право на получение информации.

Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Читайте так же:  Что значит раздел имущества

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

Читайте так же:  Подлежит ли разделу квартира при разводе

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (е сли ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

Родитель, приемный родитель, опекун.

Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

Органы опеки и попечительства.
При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Защита прав ребенка

Защита прав ребенка.

Основной задачей социально-психологической службы становится социально-психологическая защита, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Для этого в школе должна быть разработана и осуществляться система взаимосвязанных мероприятий подготовки учителей и родителей по защите прав детей. Особое место в работе психолога занимает работа с родителями, которая строится в рамках индивидуального и группового консультирования. На родительских собраниях родителей знакомят с возрастными особенностями, обучают навыкам ассертивного поведения в процессе взаимодействия с собственными детьми. Кроме родительских собраний, проводится гостиная для родителей, где учитель организует индивидуальные беседы или групповые занятия по вопросам правового, эстетического и нравственного воспитания на темы «Наказания и поощрения», «Почему ребенок не слушается» и др. Но главное, о чем должны говорит учителя с родителями, – это о любви, о добром отношении к своим детям. От всех этих вопросов и зависит психологическая и физическая защищенность ребенка.

Досуговые внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, дают возможность общаться друг с другом во внеурочной деятельности, проявить талант и открыть что-то новое в своих одноклассниках. Сегодня стоит пред школой задача – научить ребенка уважать в себе личность, в другом и принимать ее такой, какая она есть. Тематические классные часы: «Как повысить культуру речи», «Учимся разрешать конфликты», «Мои нравственные ценности» позволяет формировать у учащихся навыки речевого общения, учат искусству ведения споров, дают детям опыт личного проживания ситуации общения со «своими» и «чужими», дают возможность пересмотреть и изменить прежние негативные представления о том, кто воспринимается как чужой. Уже с ранних школьных лет в школе у учащихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества толерантные установки. В школе должны проходить выборы уполномоченного по правам ребенка, который является необходимой связкой, усиливающей активизирующий диалог власти и общества, а также разработана программа, координирующая деятельность гражданско-правового воспитания.

Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях – низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что все права детей соблюдаются в полной мере даже тогда, когда эти права нарушаются. Причины нарушения прав детей связаны, прежде всего, с существующими условиями деятельности образовательных учреждений и со стереотипами в области его организации. И очень важно, как реализуются инновационные проекты, способствующие формированию школы, основанной на уважении прав личности ребенка.

Статья 16. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства

Информация об изменениях:

Законом Белгородской области от 11 мая 2010 г. N 341 в статью 16 настоящего Закона внесены изменения

Статья 16 . Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства

1. Органы исполнительной власти области в области осуществляют мероприятия по созданию необходимых правовых, экономических, социальных условий для реализации областных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок разработки и реализации указанных областных целевых программ определяется Губернатором Белгородской области.

Информация об изменениях:

Законом Белгородской области от 4 июня 2009 г. N 281 в часть 2 статьи 16 настоящего Закона внесены изменения

2. Финансирование областных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, региональных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансирование областных целевых программ выделяется в областном бюджете отдельной строкой.

>
Благотворительная деятельность в пользу детей
Содержание
Закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. N 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области» (принят областной.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Программа «Права ребенка»

Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен отстаивать не только свои права. Он окажет помощь людям в защите их прав и законных интересов, не станет мириться с нарушениями закона, будет противостоять преступным действиям.

«Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники- народы»

Читайте так же:  Установление отцовства если отец против

«Хотите ли предупредить преступление? Сделайте, чтоб просвещение распространялось между людьми»

(материалы кружковой деятельности «Права ребенка» в группах СИЗО.)

Выполнил: Трегубова И.К.

Учитель истории и обществознания

Высшая квалификационная категория.

«Почетный работник общего образования».

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3
  2. Цели и задачи……………………………………………………………6
  3. Тематическое планирование курса…………………………………….7
  4. Адреса учреждений г. Пскова по защите прав ребенка………………12
  5. Рекомендации несовершеннолетним подросткам, стоящим на учете в органах внутренних дел…………………………………………………13
  6. Используемая литература……………………………………………….25

Конвенция ООН о правах ребенка

Всеобщая Декларация Прав человека (извлечение)

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

Международный пакт о гражданских и политических правах (извлечение)

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних

Конституция РФ (извлечение)

Гражданский Кодекс РФ (извлечение)

Уголовный Кодекс РФ (извлечение)

Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечение)

Семейный Кодекс РФ (извлечение)

Трудовой Кодекс РФ (извлечение)

Жилищный Кодекс РСФСР (извлечение)

Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР (извлечение)

Уголовно-процессуальный Кодекс РФ (извлечение)

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (извлечение)

Пояснительная записка

Общество и государство сегодня особенно нуждаются в гражданско-правовых знаниях. Гражданско-правовое образование необходимо, если мы действительно хотим жить в правовом государстве. В ликвидации «правового нигилизма», о котором сегодня так много говорят, нуждаются все слои нашего общества. Но особенно это актуально для учащихся подросткового возраста, потому что именно в этом возрасте происходит формирование ценностных ориентиров развивающейся личности, становление характера, осознание своих прав и обязанностей, личной ответственности за поступки.

Очень остро сегодня стоит вопрос о правонарушениях и отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Это не является проблемой только правоохранительных органов: судов, прокуратуры и даже правительства. Реагирование на правонарушения подростков определяет способ и траекторию социализации той части молодежи, поведение которой не соответствует социально-одобряемым нормам и ожиданиям.

Впечатляет количество несовершеннолетних преступников: в настоящее время в России 64 воспитательных колонии, в которых содержится от 18 до 22 тыс. подростков в возрасте от 14 до 21 лет, в специальных отделениях СИЗО для малолеток – от 14 до 20 тыс. несовершеннолетних подследственных и подсудимых (для сравнения: во Франции в пенитэнциарных учреждениях только 500 подростков). В течение года в Псковском СИЗО до суда содержится около 150 несовершеннолетних, в среднем от полугода до 3-х лет.

Основные преступления, за которые были арестованы и осуждены несовершеннолетние, кражи. Но не редки грабежи, разбои, изнасилования, убийства, хулиганства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, неправомерное завладение автомобилем, незаконное изготовление, приобретение, перевозка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Заключение для подростков, даже нахождение в СИЗО, оборачивается необратимыми последствиями: их личностное становление проходит там, где царят жесткие законы особого социального мира. Не редко подростки теряют социальные связи с обществом, о них могут забыть и родители.

На сегодняшний день не существует структур, которые бы занимались социальным патронатом несовершеннолетних правонарушителей. На сегодняшний день по данным статистики 30 % от общего числа преступлений повторные, причем совершаются они в первые 3-4 месяца после освобождения.

Своеобразие ситуаций в современной России состоит в том, что в настоящее время отсутствуют как развитой институт уполномоченного по правам ребенка, так и система ювенальной юстиции.

Мы вступили в 21 век – век глобальных, фантастических, научно-технических открытий. Но одним из основных показателей уровня развития общества является не его технический прогресс, а его отношение к детям. По этому показателю нам еще далеко до цивилизованного общества. В нашем обществе немало детей, которые голодают, лишены возможности посещать школу и обеспечивают свое существование лишь за счет изнурительной работы, воровства, проституции, нищенства. Огромное количество бездомных и беспризорных детей. Множество детей лишены заботы, подвергаются побоям, плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Предлагаемый курс «Права ребенка» поможет несовершеннолетним подросткам не только ознакомиться с основными правами, провозглашенными Конвенцией ООН о правах ребенка и гарантированным российским законодательством, но и послужит профилактикой предупреждения правонарушений несовершеннолетними подростками.

Дети в силу особенностей психического и физического развития требуют особого подхода, а в силу жизненного опыта и в определенной степени зависимого положения, они не всегда сами самостоятельно могут обратиться за защитой своих прав и законных интересов. Кроме того, будущее любой страны зависит от благополучия, нормального развития детей.

Предложенные материалы могут быть использованы:

— на уроках обществознания по теме «Политика — правовая сфера жизни общества»;

— на факультативных занятиях по правам ребенка;

— внеклассных мероприятиях по предмету, олимпиадах, викторинах, родительских собраниях;

— для работы с несовершеннолетними подростками группы риска и находящихся под следствием или временно содержащихся в СИЗО;

— для сотрудников СИЗО, работающих с несовершеннолетними подростками.

Программа защиты права ребенка

Реализация права ребенка на семью – основное направление нашей деятельности на протяжении многих лет. Куратор Программы: Светлана Пронина, сказавшая в одном из интервью ключевые слова: «Мы теряем детей, потому что мы теряем семьи» .

В рамках этой Программы, наряду со спасением коллективом РОО «Право ребенка» конкретных кровных либо опекунских семей, реализованы проекты содействия семейному воспитанию детей-сирот в Новгородской и Смоленской областях, инициировано принятие в этих областях законов о патронатном воспитании (к сожалению аннулированных, как и по всей России, Федеральным законом 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»), в Смоленской области реализована программа «На Каникулы в семью», в рамках которой сотни подростков из школ-интернатов впервые оказались в семейной обстановке – в семьях жителей Смоленщины, где многие из них, в возрасте 12-14 и более лет, впервые в жизни помыли посуду, увидели деньги, нашли под домашней елкой новогодний подарок Деда Мороза… И оказалось, что неравнодушных людей, готовых принять в семью ребенка, хотя бы временно, очень, очень много – об этом см. статью 2006 года «Не упустить исторический шанс» .

По инициативе Светланы Прониной, благодаря поддержке руководства Смоленской области и энтузиазму Директора дошкольного специального (коррекционного) детского дома г. Смоленска Светланы Кузьменковой, в 2002-2007 г.г. было осуществлено преобразование этого сиротского учреждения в областную Службу сопровождения семьи, успешно работающую и в настоящее время. Можно долго перечислять имена детей «с диагнозами», спасенных этой программой патронатного воспитания от неизбежного в возрасте 5-6 лет перевода на «пожизненное заключение» в ДДИ – ПНИ, которые вместо этого обрели семью, учатся в обычных школах, посещают кружки, нормально развиваются. – См. Доклады С.Н. Кузьменковой 2006 и 2008 годов.

Читайте так же:  Подать на развод при наличии несовершеннолетних детей

Важнейшее направление Программы – профилактика социального сиротства, т.е. изучение, обобщение и обмен лучшим (достаточно редким, уникальным) российским опытом восстановительной работы со взрослыми неблагополучными родителями. Здесь ключевые «игроки»: соцзащита и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выполняющие роль межведомственного координатора. И основная проблема – включить в эту профилактическую работу органы опеки и попечительства, ориентированные Семейным Кодексом РФ на разделение детей и родителей. Этот опыт представлен во многих публикациях РОО «Право ребенка» — см., например, Сборник 2008 года «Защита детства и семьи в субъекте Российской Федерации» (размещен на старом сайте РОО «Право ребенка» ) и Отчет о семинаре 2009 года в Ярославле. Эта деятельность продолжается и сегодня.

Таким образом, Программа «Право ребенка на семью» включает три направления работы: сохранение кровной семьи, содействие традиционному семейному устройству и новое для нас направление – реформа самих учреждений: отказ от «принципа общежития» и организация жизни воспитанников исключительно в группах семейного типа. Письмо «15.05.2013 О.Ю. Голодец…»

Наряду с защитой права ребенка не быть сиротой и права детей-сирот на семейное воспитание, особое направление нашей работы – защита прав воспитанников учреждений. Многолетние усилия по изучению международного и российского (Пермской гражданской палаты, Ассоциации «Даун Синдром» совместно с сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ…), увенчались разработкой в 2010 г. (совместно с другими правозащитниками) проекта закона об общественном контроле детских интернатов. Судьба этого законопроекта фантастична: его поддержали все, и самое главное – Президент РФ Д.А. Медведев, который внес его в Госдуму 27 декабря 2011 г. А в декабре 2012 г. в Указе Президента РФ В.В. Путина говорится о необходимости принятия этого закона «в приоритетном порядке». Однако на сегодня он безнадежно похоронен в Госдуме – см. ниже публикацию «Очевидное-невероятное» .


НЕКОТОРЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

10 октября 2013 г. в Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание Совета Минборнауки по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной вопрос – обсуждение проекта Постановления Правительства РФ «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В Подмосковье не будут закрывать малокомплектные детские дома, развиваются семейное устройство и проживание воспитанников интернатов в семейных группах. .

Защита прав детей. Комитет по защите прав ребенка. Международная защита прав детей

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует.

Первые отношения

Семья — это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Читайте так же:  Решение суда смена фамилии ребенка

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

В заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

Программа защиты права ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here