Содержание
- 1 Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
- 2 Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»
- 3 ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
- 4 Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
- 5 Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
- Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
- Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
- Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
- Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
Принципы ненасилия над детьми в воспитании:
- Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
- Не судите и не поучайте.
- Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
- Как стать своим и не нажить врагов.
Направления в работе педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми.
- Право на жизнь — главное право человека.
- Насилие в семье.
- Насилие среди сверстников.
- Насилие на улице.
- Сексуальное насилие.
- Психологическое насилие.
- Физическое насилие.
- Эмоциональное насилие.
Направления
Мероприятия
СЕНТЯБРЬ
Профилактическая работа с обучающимися
Проведение индивидуального собеседования с обучающимися и выявление случаев жестокого обращения с ними.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
2. Профилактическая работа с родителями
Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия:
- анкетирование родителей;
- анкетирование детей
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации с классными руководителями.
Методические рекомендации (памятки, буклеты)
ОКТЯБРЬ
1. Профилактическая работа с обучающимися
Индивидуальные консультации с агрессивными подростками.
Диагностика «Моя семья».
Классные часы для 2-4 кл. «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба»; для 5-9 кл. «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».
2.Профилактическая работа с родителями
Беседа с родителями «Взаимоотношения в семье»
Методические рекомендации
НОЯБРЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Диагностика Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность)
Индивидуальные коррекционные занятия.
2. Профилактическая работа с родителями
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Родительские собрания по теме правильного общения с детьми.
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации.
Беседа «Формы жестокого обращения с детьми»
ДЕКАБРЬ
1. Профилактическая работа с обучающимися
Диагностика «Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Диагностика семейных отношений
Диагностика толерантности у обучающихся
2.Профилактическая работа с родителями
Диагностика толерантности у родителей
3. Профилактическая работа с педагогами
ЯНВАРЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Беседы с обучающимися 9-11 классов по вопросам эмоциональной жестокости в семье.
Индивидуальная работа психолога с учащимися: коррекционная работа — игровые формы.
2.Профилактическая работа с родителями
Лекторий «Внимание — дети!» правила обращения с детьми
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила обращения с детьми»
ФЕВРАЛЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Анкетирование уч-ся 2-5 классов по вопросам семейных взаимоотношений.
Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (2-6 кл.).
2.Профилактическая работа с родителями
Анкетирование родителей для анализа методов воспитания в семье на родительском собрании «Семейные обязанности» — 7 класс
3. Профилактическая работа с педагогами
1.Профилактическая работа с обучающимися
Проведение бесед с обучающимися на темы:
Права и обязанности детей
«Если в семье конфликт».
Коррекционная работа сдетьми: индивидуальные психологические беседы .
2.Профилактическая работа с родителями
Психологический практикум с родителями: «Тренинги эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребёнок».
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации и беседы
АПРЕЛЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Индивидуальная работа с обучащимися, находящимися в «группе риска».
Индивидуальная работа с обучающимися, поставленными на внутришкольный учет
2.Профилактическая работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями обучающихся, поставленных на внутришкольный учет
Организация индивидуальных собеседований с семьями, состоящими на учете по теме «Жестокое отношение к детям – примета времени».
«Дни общения с родителями» — встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей (для 1-8 классов).
3. Профилактическая работа с педагогами
1.Профилактическая работа с обучающимися
Диагностика «Взаимоотношения в семье и в классе.
»Индивидуальные консультации с агрессивными детьми
Коррекционные занятия.
2.Профилактическая работа с родителями
Семейная творческая беседа «Личная и общественная безопасность»» с родителями и детьми 1-4 классов.
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации, тематические беседы.
http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-po-profilaktike-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi.php
Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»
«Профилактика жестокого обращения с детьми» Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях. Задачи: 1.Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых. 2. Предупредить факты семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье. 3. Познакомить родителей с правовой стороной вопроса. Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга (в форме групповой проблемной работы). Участники: кандидаты в замещающие родители Оформление помещения, оборудование 1. Столы расставлены для работы в группах. 2. На доске тема собрания. 3. Листы красного, зеленого и желтого цветов, ручки; информационные буклеты. 4. Проектор, экран. 1. Репортаж из архива Ивановских новостей. 2. Слайдовая презентация собрания. 1.Вступительное слово психолога Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в современном обществе. Очень актуальным стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости к детям, о потере семейных ценностей. Мы сегодня собрались обсудить с вами некоторые из этих проблем, а также познакомиться с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей. 2. «Мозговой штурм – блиц-опрос» Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы: 1.В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18) 2.На кого возлагается основная ответственность за воспитание ребенка по конвенции? (на родителей) 3.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью) 3.Демонстрация видеосюжета. Психолог: Вашему вниманию будет представлен репортаж из архива Ивановских новостей, который определит тему нашего собрания (показ видеосюжета). 4.Сообщение психолога по теме собрания По научным данным за 2018 год более 78 % детей в России сталкивались с жестоким обращением в той или иной форме. В основном физическому насилию дети подвергались в своей собственной семье. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения ему наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Также большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы. По данным Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами в г. Иваново возросло. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Выделяют такие виды жестокого обращения с детьми как 2. сексуальнее насилие; 3. моральное насилие или пренебрежение нуждами; 4.психологическое (эмоциональное) насилие. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей к своим детям. Актуальность нашей встречи состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки насилия и жестокого обращения в семье. Но всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Разработаны нормативно-правовые документы, в которых отражаются меры защиты и права ребенка: Всеобщая декларация прав человека (1948) Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Уголовный кодекс РФ — ст. 106-136, ст. 150-157 Семейный кодекс РФ — ст. 54, 56, 69, 77 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» — Теперь с вами обсудим, какие существуют наказания для детей. 1. Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка. 2.Физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и сами находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил. 3. Вербальная агрессия. Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот. 4.Существует еще такое наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы (родители игнорируют ребенка и его просьбы, не общаются с ним). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте». Ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо: сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур. Естественно, применение таких наказаний как, например, наложение обязанностей; выражение морального порицания; осуждение; лишение или ограничение определенных прав бывает не только необходимо, но и полезно для детей. Уважаемые родители! Когда вам все же придется наказывать своих детей, делать это надо грамотно. Во-первых, для того, что бы этот не очень приятный воспитательный момент пошел на пользу ребенку и чтобы потом не жалеть об этом поступке. Во-вторых, чтобы не получилось так, что мы, взрослые, не разобравшись в ситуации и с видом раздражения и ненависти, даем выход своим чувствам и эмоциям. Психолог Владимир Леви предлагает всем родителям использовать при наказании ребенка семь правил, которые он назвал «золотые правила наказания»: (раздаточный материал) СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического. Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите. Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо. Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено). Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка. Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства. Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать. Вывод: Если родитель будет соблюдать эти несложные правила при наказании, то и ребенок не будет чувствовать себя агрессивным, ущемленным в своих правах, обиженным на родителей. У ребенка будет формироваться адекватная самооценка к себе и к окружающим, уверенность, доверие. 5. Задание «Светофор» Уважаемые родители, вам предлагается вспомнить, что такое светофор и что обозначают сигналы светофора. Задание 1 группе. Вам предлагается на листе зеленого цвета составить и записать список всего того, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению, т.е. разрешения. Задание 2 группе. На листе желтого цвета записать список действий, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила: ограничения. (психолог: именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине; внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения). Задание 3 группе. На красном листе – те действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах, т.е. запреты. Полученные результаты анализируются. 6. «Поощрения». Чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить. Вашему вниманию представлены варианты слов или действий, которые можно использовать для поощрения своего ребенка. 7.Подведение итогов. Рефлексия. Психолог: Сегодня на собрании мы обсудили важные вопросы. Спасибо за активное участие, сотрудничество и взаимопонимание! Всего вам доброго и успехов. Памятка для родителей СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического. Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите. Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо. Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено). Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка. Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства. Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать. Памятка для родителей Виды насилия и жестокого обращения Насилие может быть: — Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений; — Психологическое (эмоциональное) — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение; — Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека; — Моральное (пренебрежение нуждами) — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести серьезный вред здоровью. В результате жестокого обращения могут быть некоторые последствия: 2. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. 3.У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. 4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями . 5.Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. 6.Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. 7.Становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь. 8.Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими . http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_roditelskogo_sobraniya_na_temu_profilak_150751.html ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ![]() ![]() Цель программы: 1.Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. 2.Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека. 3.Единость комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми. Программа предусматривает решение школой следующих задач:
3.Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах. 4.Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях. 5.Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правопорядка, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности. Принципы ненасилия над детьми в воспитании: 1.Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти. 2.Не судите и не поучайте. 3.Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями. 4.Станьте своими и не наживайте врагов. Содержание программы Программа содержит 4 блока: — профилактическая работа с обучающимися — профилактическая работа с родителями Просмотр содержимого документа
|
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
5) тренинговые занятия для подростков
6) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростков
7) вовлечение детей «группы риска»во внеурочную деятельность
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;
охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года;
оказание помощи в трудоустройстве в летний период
8) организация консультаций специалистами
9) оказание психологической помощи подростку
Профилактическая работа с родителями:
1) правовая просвещенность родителей;
2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств;
4) проведение родительского Всеобуча:
По профилактике жестокого обращения в семье
Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и обязанности семьи. Причина детских суицидов
По профилактике правонарушений и преступлений
Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетнего
По профилактике взаимоотношений и налаживанию общения в семье и обществе
Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно-ценностные ориентации. Содержание жизнедеятельности
5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;
6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения
Создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска».
Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики жестокого обращения с детьми.
Получение информации о состоянии здоровья учащихся.
Получение информации о внутрисемейных отношений.
Получение характеристики микроклимата семьи.
Сформировать у ребенка жизненную позицию.
Сформировать у учащегося здоровый образ жизни.
Активизировать познавательные интересы у подростка.
Организация правового просвещения детей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Организация правового просвещения родителей.
Построение духовно-нравственных отношений детей и взрослых.
Создание приоритетного родительского воспитания.
Срок реализации Программы 3 года
по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав,
профилактике суицида среди несовершеннолетних,
оказанию помощи в трудной жизненной ситуации на 2013-2016 годы
Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации
Директор школы, зам. директора по ВР
Сотрудничество с КДН и ЗП, ОДН, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений
Зам. директора по ВР,
Организация встречи с участковым инспектором ОДН
1 раз в полгода
Заместитель директора по ВР
«Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «О насилии на стадии свиданий», «Взаимоотношения в семье», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».
Изучение курса «Права человека»
В течение учебного года
— противодействия жестокому обращению с детьми;
-предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде;
-профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних;
— оказания помощи и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Зам. директора по ВР
Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения
Обучение учащихся навыкам психологической адаптации
Организация и проведение мониторинга
«Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду
Осуществление по итогам мониторинга соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися
Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Посещение семей учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
В течение учебного года
Соцпедагог, классные руководители
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми
Администрация, классные руководители, соцпедагог
Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
- Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
- Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
- Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
- Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
Принципы ненасилия над детьми в воспитании:
- Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
- Не судите и не поучайте.
- Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
- Как стать своим и не нажить врагов.
Направления в работе педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми.
- Право на жизнь — главное право человека.
- Насилие в семье.
- Насилие среди сверстников.
- Насилие на улице.
- Сексуальное насилие.
- Психологическое насилие.
- Физическое насилие.
- Эмоциональное насилие.
Направления
Мероприятия
СЕНТЯБРЬ
Профилактическая работа с обучающимися
Проведение индивидуального собеседования с обучающимися и выявление случаев жестокого обращения с ними.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.
2. Профилактическая работа с родителями
Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия:
- анкетирование родителей;
- анкетирование детей
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации с классными руководителями.
Методические рекомендации (памятки, буклеты)
ОКТЯБРЬ
1. Профилактическая работа с обучающимися
Индивидуальные консультации с агрессивными подростками.
Диагностика «Моя семья».
Классные часы для 2-4 кл. «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба»; для 5-9 кл. «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».
2.Профилактическая работа с родителями
Беседа с родителями «Взаимоотношения в семье»
Методические рекомендации
НОЯБРЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Диагностика Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность)
Индивидуальные коррекционные занятия.
2. Профилактическая работа с родителями
Родительские собрания по теме правильного общения с детьми.
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации.
Беседа «Формы жестокого обращения с детьми»
ДЕКАБРЬ
1. Профилактическая работа с обучающимися
Диагностика «Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Диагностика семейных отношений
Диагностика толерантности у обучающихся
2.Профилактическая работа с родителями
Диагностика толерантности у родителей
3. Профилактическая работа с педагогами
ЯНВАРЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Беседы с обучающимися 9-11 классов по вопросам эмоциональной жестокости в семье.
Индивидуальная работа психолога с учащимися: коррекционная работа — игровые формы.
2.Профилактическая работа с родителями
Лекторий «Внимание — дети!» правила обращения с детьми
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила обращения с детьми»
ФЕВРАЛЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Анкетирование уч-ся 2-5 классов по вопросам семейных взаимоотношений.
Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (2-6 кл.).
2.Профилактическая работа с родителями
Анкетирование родителей для анализа методов воспитания в семье на родительском собрании «Семейные обязанности» — 7 класс
3. Профилактическая работа с педагогами
1.Профилактическая работа с обучающимися
Проведение бесед с обучающимися на темы:
Права и обязанности детей
«Если в семье конфликт».
Коррекционная работа сдетьми: индивидуальные психологические беседы .
2.Профилактическая работа с родителями
Психологический практикум с родителями: «Тренинги эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребёнок».
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации и беседы
АПРЕЛЬ
1.Профилактическая работа с обучающимися
Индивидуальная работа с обучащимися, находящимися в «группе риска».
Индивидуальная работа с обучающимися, поставленными на внутришкольный учет
2.Профилактическая работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями обучающихся, поставленных на внутришкольный учет
Организация индивидуальных собеседований с семьями, состоящими на учете по теме «Жестокое отношение к детям – примета времени».
«Дни общения с родителями» — встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей (для 1-8 классов).
3. Профилактическая работа с педагогами
1.Профилактическая работа с обучающимися
Диагностика «Взаимоотношения в семье и в классе.
»Индивидуальные консультации с агрессивными детьми
Коррекционные занятия.
2.Профилактическая работа с родителями
Семейная творческая беседа «Личная и общественная безопасность»» с родителями и детьми 1-4 классов.
3. Профилактическая работа с педагогами
Индивидуальные консультации, тематические беседы.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-po-profilaktike-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi.php
Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»
![]() «Профилактика жестокого обращения с детьми» Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях. Задачи: 1.Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых. 2. Предупредить факты семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье. 3. Познакомить родителей с правовой стороной вопроса. Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга (в форме групповой проблемной работы). Участники: кандидаты в замещающие родители Оформление помещения, оборудование 1. Столы расставлены для работы в группах. 2. На доске тема собрания. 3. Листы красного, зеленого и желтого цветов, ручки; информационные буклеты. 4. Проектор, экран. 1. Репортаж из архива Ивановских новостей. 2. Слайдовая презентация собрания. 1.Вступительное слово психолога Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в современном обществе. Очень актуальным стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости к детям, о потере семейных ценностей. Мы сегодня собрались обсудить с вами некоторые из этих проблем, а также познакомиться с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей. 2. «Мозговой штурм – блиц-опрос» Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы: 1.В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18) 2.На кого возлагается основная ответственность за воспитание ребенка по конвенции? (на родителей) 3.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью) 3.Демонстрация видеосюжета. Психолог: Вашему вниманию будет представлен репортаж из архива Ивановских новостей, который определит тему нашего собрания (показ видеосюжета). 4.Сообщение психолога по теме собрания По научным данным за 2018 год более 78 % детей в России сталкивались с жестоким обращением в той или иной форме. В основном физическому насилию дети подвергались в своей собственной семье. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения ему наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Также большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы. По данным Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами в г. Иваново возросло. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Выделяют такие виды жестокого обращения с детьми как 2. сексуальнее насилие; 3. моральное насилие или пренебрежение нуждами; 4.психологическое (эмоциональное) насилие. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей к своим детям. Актуальность нашей встречи состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки насилия и жестокого обращения в семье. Но всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Разработаны нормативно-правовые документы, в которых отражаются меры защиты и права ребенка: Всеобщая декларация прав человека (1948) Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Уголовный кодекс РФ — ст. 106-136, ст. 150-157 Семейный кодекс РФ — ст. 54, 56, 69, 77
— Теперь с вами обсудим, какие существуют наказания для детей. 1. Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка. 2.Физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и сами находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил. 3. Вербальная агрессия. Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот. 4.Существует еще такое наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы (родители игнорируют ребенка и его просьбы, не общаются с ним). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте». Ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо: сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур. Естественно, применение таких наказаний как, например, наложение обязанностей; выражение морального порицания; осуждение; лишение или ограничение определенных прав бывает не только необходимо, но и полезно для детей. Уважаемые родители! Когда вам все же придется наказывать своих детей, делать это надо грамотно. Во-первых, для того, что бы этот не очень приятный воспитательный момент пошел на пользу ребенку и чтобы потом не жалеть об этом поступке. Во-вторых, чтобы не получилось так, что мы, взрослые, не разобравшись в ситуации и с видом раздражения и ненависти, даем выход своим чувствам и эмоциям. Психолог Владимир Леви предлагает всем родителям использовать при наказании ребенка семь правил, которые он назвал «золотые правила наказания»: (раздаточный материал) СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического. Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите. Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо. Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено). Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка. Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства. Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать. Вывод: Если родитель будет соблюдать эти несложные правила при наказании, то и ребенок не будет чувствовать себя агрессивным, ущемленным в своих правах, обиженным на родителей. У ребенка будет формироваться адекватная самооценка к себе и к окружающим, уверенность, доверие. 5. Задание «Светофор» Уважаемые родители, вам предлагается вспомнить, что такое светофор и что обозначают сигналы светофора. Задание 1 группе. Вам предлагается на листе зеленого цвета составить и записать список всего того, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению, т.е. разрешения. Задание 2 группе. На листе желтого цвета записать список действий, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила: ограничения. (психолог: именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине; внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения). Задание 3 группе. На красном листе – те действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах, т.е. запреты. Полученные результаты анализируются. 6. «Поощрения». Чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить. Вашему вниманию представлены варианты слов или действий, которые можно использовать для поощрения своего ребенка. 7.Подведение итогов. Рефлексия. Психолог: Сегодня на собрании мы обсудили важные вопросы. Спасибо за активное участие, сотрудничество и взаимопонимание! Всего вам доброго и успехов. Памятка для родителей СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического. Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите. Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо. Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено). Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка. Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства. Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать. Памятка для родителей Виды насилия и жестокого обращения Насилие может быть: — Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений; — Психологическое (эмоциональное) — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение; — Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека; — Моральное (пренебрежение нуждами) — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести серьезный вред здоровью. В результате жестокого обращения могут быть некоторые последствия: 2. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. 3.У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. 4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями . 5.Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. 6.Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. 7.Становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь. 8.Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими . http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_roditelskogo_sobraniya_na_temu_profilak_150751.html |

Юрист в области гражданского права.
Стаж: 25 лет