Программа жестокое обращение с детьми

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Программа жестокое обращение с детьми". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми

  1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
  2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
  2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
  3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

  1. Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
  2. Не судите и не поучайте.
  3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
  4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми.

  1. Право на жизнь — главное право человека.
  2. Насилие в семье.
  3. Насилие среди сверстников.
  4. Насилие на улице.
  5. Сексуальное насилие.
  6. Психологическое насилие.
  7. Физическое насилие.
  8. Эмоциональное насилие.

Направления

Мероприятия

СЕНТЯБРЬ

Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуального собеседования с обучающимися и выявление случаев жестокого обращения с ними.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

2. Профилактическая работа с родителями

Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия:

  • анкетирование родителей;
  • анкетирование детей

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации с классными руководителями.
Методические рекомендации (памятки, буклеты)

ОКТЯБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальные консультации с агрессивными подростками.
Диагностика «Моя семья».
Классные часы для 2-4 кл. «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба»; для 5-9 кл. «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

2.Профилактическая работа с родителями

Беседа с родителями «Взаимоотношения в семье»
Методические рекомендации

НОЯБРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Диагностика Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность)
Индивидуальные коррекционные занятия.

2. Профилактическая работа с родителями

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Родительские собрания по теме правильного общения с детьми.

3. Профилактическая работа с педагогами

[1]

Индивидуальные консультации.
Беседа «Формы жестокого обращения с детьми»

ДЕКАБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Диагностика семейных отношений
Диагностика толерантности у обучающихся

2.Профилактическая работа с родителями

Диагностика толерантности у родителей

3. Профилактическая работа с педагогами

ЯНВАРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Беседы с обучающимися 9-11 классов по вопросам эмоциональной жестокости в семье.
Индивидуальная работа психолога с учащимися: коррекционная работа — игровые формы.

2.Профилактическая работа с родителями

Лекторий «Внимание — дети!» правила обращения с детьми

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила обращения с детьми»

ФЕВРАЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Анкетирование уч-ся 2-5 классов по вопросам семейных взаимоотношений.
Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (2-6 кл.).

2.Профилактическая работа с родителями

Анкетирование родителей для анализа методов воспитания в семье на родительском собрании «Семейные обязанности» — 7 класс

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение бесед с обучающимися на темы:
Права и обязанности детей
«Если в семье конфликт».
Коррекционная работа сдетьми: индивидуальные психологические беседы .

2.Профилактическая работа с родителями

Психологический практикум с родителями: «Тренинги эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребёнок».

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации и беседы

АПРЕЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальная работа с обучащимися, находящимися в «группе риска».
Индивидуальная работа с обучающимися, поставленными на внутришкольный учет

2.Профилактическая работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями обучающихся, поставленных на внутришкольный учет

Организация индивидуальных собеседований с семьями, состоящими на учете по теме «Жестокое отношение к детям – примета времени».

«Дни общения с родителями» — встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей (для 1-8 классов).

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Взаимоотношения в семье и в классе.
»Индивидуальные консультации с агрессивными детьми
Коррекционные занятия.

2.Профилактическая работа с родителями

Семейная творческая беседа «Личная и общественная безопасность»» с родителями и детьми 1-4 классов.

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации, тематические беседы.

http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-po-profilaktike-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi.php

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

Задачи: 1.Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых.

2. Предупредить факты семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.

3. Познакомить родителей с правовой стороной вопроса.
4. Привлечь родителей к обсуждению по теме «Наказания и поощрения детей в семье».

Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга (в форме групповой проблемной работы).

Участники: кандидаты в замещающие родители

Оформление помещения, оборудование

1. Столы расставлены для работы в группах.

2. На доске тема собрания.

3. Листы красного, зеленого и желтого цветов, ручки; информационные буклеты.

4. Проектор, экран.

1. Репортаж из архива Ивановских новостей.

2. Слайдовая презентация собрания.

1.Вступительное слово психолога

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в современном обществе. Очень актуальным стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости к детям, о потере семейных ценностей. Мы сегодня собрались обсудить с вами некоторые из этих проблем, а также познакомиться с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.

2. «Мозговой штурм – блиц-опрос» Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы:

1.В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)

2.На кого возлагается основная ответственность за воспитание ребенка по конвенции? (на родителей)

3.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

3.Демонстрация видеосюжета. Психолог: Вашему вниманию будет представлен репортаж из архива Ивановских новостей, который определит тему нашего собрания (показ видеосюжета).

4.Сообщение психолога по теме собрания

По научным данным за 2018 год более 78 % детей в России сталкивались с жестоким обращением в той или иной форме. В основном физическому насилию дети подвергались в своей собственной семье. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения ему наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Также большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

По данным Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами в г. Иваново возросло. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Выделяют такие виды жестокого обращения с детьми как

2. сексуальнее насилие;

3. моральное насилие или пренебрежение нуждами;

4.психологическое (эмоциональное) насилие.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей к своим детям.

Актуальность нашей встречи состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие, перенесённое в детском возрасте, особым образом оказывает негативное влияние на психическое, физиологическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в обществе. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости по отношению к другим.

Но всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Разработаны нормативно-правовые документы, в которых отражаются меры защиты и права ребенка: Всеобщая декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Уголовный кодекс РФ — ст. 106-136, ст. 150-157

Семейный кодекс РФ — ст. 54, 56, 69, 77

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

— Теперь с вами обсудим, какие существуют наказания для детей.

1. Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка.

2.Физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и сами находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил.

3. Вербальная агрессия. Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот.

4.Существует еще такое наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы (родители игнорируют ребенка и его просьбы, не общаются с ним). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте».

Ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо: сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур.

Естественно, применение таких наказаний как, например, наложение обязанностей; выражение морального порицания; осуждение; лишение или ограничение определенных прав бывает не только необходимо, но и полезно для детей.

Уважаемые родители! Когда вам все же придется наказывать своих детей, делать это надо грамотно. Во-первых, для того, что бы этот не очень приятный воспитательный момент пошел на пользу ребенку и чтобы потом не жалеть об этом поступке. Во-вторых, чтобы не получилось так, что мы, взрослые, не разобравшись в ситуации и с видом раздражения и ненависти, даем выход своим чувствам и эмоциям.

Психолог Владимир Леви предлагает всем родителям использовать при наказании ребенка семь правил, которые он назвал «золотые правила наказания»: (раздаточный материал)

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Вывод: Если родитель будет соблюдать эти несложные правила при наказании, то и ребенок не будет чувствовать себя агрессивным, ущемленным в своих правах, обиженным на родителей. У ребенка будет формироваться адекватная самооценка к себе и к окружающим, уверенность, доверие.

5. Задание «Светофор» Уважаемые родители, вам предлагается вспомнить, что такое светофор и что обозначают сигналы светофора.

Задание 1 группе. Вам предлагается на листе зеленого цвета составить и записать список всего того, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению, т.е. разрешения.

Задание 2 группе. На листе желтого цвета записать список действий, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила: ограничения.

(психолог: именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине; внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения).

Задание 3 группе. На красном листе – те действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах, т.е. запреты.

Полученные результаты анализируются.

6. «Поощрения». Чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить. Вашему вниманию представлены варианты слов или действий, которые можно использовать для поощрения своего ребенка.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Психолог: Сегодня на собрании мы обсудили важные вопросы. Спасибо за активное участие, сотрудничество и взаимопонимание! Всего вам доброго и успехов.

Памятка для родителей

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Памятка для родителей

Виды насилия и жестокого обращения

Насилие может быть:

— Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

— Психологическое (эмоциональное) — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

— Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

— Моральное (пренебрежение нуждами) — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести серьезный вред здоровью.

В результате жестокого обращения могут быть некоторые последствия:

2. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства.

3.У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. 4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями . 5.Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают.

6.Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства.

7.Становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

8.Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_roditelskogo_sobraniya_na_temu_profilak_150751.html

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Цель программы:

1.Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

2.Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.

3.Единость комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

Программа предусматривает решение школой следующих задач:

  1. Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
  2. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3.Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.

4.Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

5.Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правопорядка, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

1.Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.

2.Не судите и не поучайте.

3.Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.

4.Станьте своими и не наживайте врагов.

Содержание программы

Программа содержит 4 блока:

— профилактическая работа с обучающимися

— профилактическая работа с родителями

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ »

Директор МОУ СОШ №3

профилактики жестокого обращения с детьми

Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.

Единость комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.

Программа предусматривает решение школой следующих задач:

Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.

Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

Сотрудничество с органами опеки и попечительства, правопорядка, здравоохранения, культуры с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.

Не судите и не поучайте.

Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.

Станьте своими и не наживайте врагов.

Программа содержит 4 блока:

— профилактическая работа с обучающимися

— профилактическая работа с родителями

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантном поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Программу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

1) Проведение тематических педагогических советов.

2) Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми.

3) Составление социального паспорта класса, школы.

4) Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете ОДН.

5) Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу)

6) Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

1) Анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми.

1) Проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика.

2) Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений.

3) Заполнение личной карточки учащегося

4) Посещение семей.

5) Работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором.

6) Работа с участковым терапевтом.

7) Работа со специалистами из МБУ «Центр социальной помощи семье и детям»

Профилактическая работа со школьниками:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних

2) индивидуальные профилактические беседы с учащимися

выявление причин отклонений в поведении;

беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, школьного врача, администрации школы с детьми

3) использование интерактивных методов воспитания

4) тренинговые упражнения для школьников

Видео (кликните для воспроизведения).

5) тренинговые занятия для подростков

6) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростков

7) вовлечение детей «группы риска»во внеурочную деятельность

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года;

оказание помощи в трудоустройстве в летний период

8) организация консультаций специалистами

9) оказание психологической помощи подростку

Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств;

4) проведение родительского Всеобуча:

По профилактике жестокого обращения в семье

Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего. Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и обязанности семьи. Причина детских суицидов

По профилактике правонарушений и преступлений

Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности и ответственность родителей и несовершеннолетнего

По профилактике взаимоотношений и налаживанию общения в семье и обществе

Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно-ценностные ориентации. Содержание жизнедеятельности

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения

Создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска».

Разработать план мероприятий, необходимых для профилактики жестокого обращения с детьми.

Получение информации о состоянии здоровья учащихся.

Получение информации о внутрисемейных отношений.

Получение характеристики микроклимата семьи.

Сформировать у ребенка жизненную позицию.

Сформировать у учащегося здоровый образ жизни.

Активизировать познавательные интересы у подростка.

Организация правового просвещения детей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Организация правового просвещения родителей.

Построение духовно-нравственных отношений детей и взрослых.

Создание приоритетного родительского воспитания.

Срок реализации Программы 3 года

по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав,

профилактике суицида среди несовершеннолетних,

оказанию помощи в трудной жизненной ситуации на 2013-2016 годы

Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации

Директор школы, зам. директора по ВР

Сотрудничество с КДН и ЗП, ОДН, службами опеки в работе с несовершеннолетними, молодежью по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности детей, правонарушений

Зам. директора по ВР,

Организация встречи с участковым инспектором ОДН

1 раз в полгода

Заместитель директора по ВР

«Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба», «О насилии на стадии свиданий», «Взаимоотношения в семье», «О правилах поведения и безопасности на улице», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

Изучение курса «Права человека»

В течение учебного года

— противодействия жестокому обращению с детьми;

-предотвращения конфликтных ситуаций в образовательной среде;

-профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних;

— оказания помощи и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Зам. директора по ВР

Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения

Обучение учащихся навыкам психологической адаптации

Организация и проведение мониторинга

«Выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности» с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

Осуществление по итогам мониторинга соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами, обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.

Посещение семей учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

В течение учебного года

Соцпедагог, классные руководители

Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми

Администрация, классные руководители, соцпедагог

http://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/programma-profilaktiki-zhiestokogo-obrashchieniia-s-diet-mi

Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми

  1. Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.
  2. Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. Защита детей от жестокого обращения начиная с самого раннего возраста.
  2. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе, в общественных местах.
  3. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

Принципы ненасилия над детьми в воспитании:

  1. Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти.
  2. Не судите и не поучайте.
  3. Ищите людей с близкими вам принципами и ценностями.
  4. Как стать своим и не нажить врагов.

Направления в работе педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми.

  1. Право на жизнь — главное право человека.
  2. Насилие в семье.
  3. Насилие среди сверстников.
  4. Насилие на улице.
  5. Сексуальное насилие.
  6. Психологическое насилие.
  7. Физическое насилие.
  8. Эмоциональное насилие.

Направления

Мероприятия

СЕНТЯБРЬ

[3]

Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуального собеседования с обучающимися и выявление случаев жестокого обращения с ними.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед с обучающимися
Анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения.

2. Профилактическая работа с родителями

Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия:

  • анкетирование родителей;
  • анкетирование детей
Читайте так же:  Соглашением матери одиночке

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации с классными руководителями.
Методические рекомендации (памятки, буклеты)

ОКТЯБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальные консультации с агрессивными подростками.
Диагностика «Моя семья».
Классные часы для 2-4 кл. «Давайте жить дружно!», «Друг. Дружба»; для 5-9 кл. «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями».

2.Профилактическая работа с родителями

Беседа с родителями «Взаимоотношения в семье»
Методические рекомендации

НОЯБРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Диагностика Опросник Басса-Дарки (агрессивность);
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность)
Индивидуальные коррекционные занятия.

2. Профилактическая работа с родителями

Родительские собрания по теме правильного общения с детьми.

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Беседа «Формы жестокого обращения с детьми»

ДЕКАБРЬ

1. Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Шкала враждебности» Кука-Медлей;
Диагностика семейных отношений
Диагностика толерантности у обучающихся

2.Профилактическая работа с родителями

Диагностика толерантности у родителей

3. Профилактическая работа с педагогами

ЯНВАРЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Беседы с обучающимися 9-11 классов по вопросам эмоциональной жестокости в семье.
Индивидуальная работа психолога с учащимися: коррекционная работа — игровые формы.

2.Профилактическая работа с родителями

Лекторий «Внимание — дети!» правила обращения с детьми

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации.
Памятка «Правила обращения с детьми»

ФЕВРАЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение индивидуальной работы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, с семьями, где наблюдается насилие над детьми.
Анкетирование уч-ся 2-5 классов по вопросам семейных взаимоотношений.
Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (2-6 кл.).

2.Профилактическая работа с родителями

Анкетирование родителей для анализа методов воспитания в семье на родительском собрании «Семейные обязанности» — 7 класс

Читайте так же:  Раздел имущества после развода решения

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Проведение бесед с обучающимися на темы:
Права и обязанности детей
«Если в семье конфликт».
Коррекционная работа сдетьми: индивидуальные психологические беседы .

2.Профилактическая работа с родителями

Психологический практикум с родителями: «Тренинги эффективного вербального общения в коммуникации родитель – ребёнок».

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации и беседы

АПРЕЛЬ

1.Профилактическая работа с обучающимися

Индивидуальная работа с обучащимися, находящимися в «группе риска».
Индивидуальная работа с обучающимися, поставленными на внутришкольный учет

2.Профилактическая работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями обучающихся, поставленных на внутришкольный учет

Организация индивидуальных собеседований с семьями, состоящими на учете по теме «Жестокое отношение к детям – примета времени».

«Дни общения с родителями» — встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей (для 1-8 классов).

3. Профилактическая работа с педагогами

1.Профилактическая работа с обучающимися

Диагностика «Взаимоотношения в семье и в классе.
»Индивидуальные консультации с агрессивными детьми
Коррекционные занятия.

2.Профилактическая работа с родителями

Семейная творческая беседа «Личная и общественная безопасность»» с родителями и детьми 1-4 классов.

3. Профилактическая работа с педагогами

Индивидуальные консультации, тематические беседы.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://psycholog-school.ru/psikhologi/programma-po-profilaktike-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi.php

Конспект родительского собрания на тему «Профилактика жестокого обращения с детьми»

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

Задачи: 1.Привлечь внимание родителей к проблемам современных взаимоотношений детей и взрослых.

2. Предупредить факты семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними в семье.

3. Познакомить родителей с правовой стороной вопроса.
4. Привлечь родителей к обсуждению по теме «Наказания и поощрения детей в семье».

Форма проведения: обучающий семинар с элементами тренинга (в форме групповой проблемной работы).

Участники: кандидаты в замещающие родители

Оформление помещения, оборудование

1. Столы расставлены для работы в группах.

2. На доске тема собрания.

3. Листы красного, зеленого и желтого цветов, ручки; информационные буклеты.

4. Проектор, экран.

1. Репортаж из архива Ивановских новостей.

2. Слайдовая презентация собрания.

1.Вступительное слово психолога

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на очередной встрече. Она посвящена серьезной теме, постоянно обсуждаемой в современном обществе. Очень актуальным стоит вопрос об отношении взрослых к детям, о всплесках жестокости к детям, о потере семейных ценностей. Мы сегодня собрались обсудить с вами некоторые из этих проблем, а также познакомиться с правовыми аспектами взаимодействия родителей и детей.

2. «Мозговой штурм – блиц-опрос» Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы:

1.В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (от 0-18)

2.На кого возлагается основная ответственность за воспитание ребенка по конвенции? (на родителей)

3.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (и правом и обязанностью)

3.Демонстрация видеосюжета. Психолог: Вашему вниманию будет представлен репортаж из архива Ивановских новостей, который определит тему нашего собрания (показ видеосюжета).

4.Сообщение психолога по теме собрания

По научным данным за 2018 год более 78 % детей в России сталкивались с жестоким обращением в той или иной форме. В основном физическому насилию дети подвергались в своей собственной семье. Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения ему наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Также большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

По данным Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами в г. Иваново возросло. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Выделяют такие виды жестокого обращения с детьми как

2. сексуальнее насилие;

3. моральное насилие или пренебрежение нуждами;

4.психологическое (эмоциональное) насилие.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей к своим детям.

Актуальность нашей встречи состоит в том, чтобы, как можно раньше предупредить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие, перенесённое в детском возрасте, особым образом оказывает негативное влияние на психическое, физиологическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в обществе. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости по отношению к другим.

Но всем родителям необходимо знать и помнить, что все дети от жестокого обращения взрослых защищены законом! Разработаны нормативно-правовые документы, в которых отражаются меры защиты и права ребенка: Всеобщая декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Уголовный кодекс РФ — ст. 106-136, ст. 150-157

Семейный кодекс РФ — ст. 54, 56, 69, 77

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

[2]

— Теперь с вами обсудим, какие существуют наказания для детей.

1. Самым распространённым среди многих родителей является наказание, состоящее в лишении за проступок каких-либо приятных моментов (например, игры на компьютере, просмотра любимых мультфильмов, похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить полностью, а отсрочить это значимое событие для ребенка.

2.Физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя, но при этом часто прибегают к этому методу воспитания. Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение и сами находятся в агрессивном состоянии. Очень важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то приказал или заставил.

3. Вербальная агрессия. Ругань и оскорбления в адрес ребенка тоже малоэффективны, потому что такое поведение родителей только зарождает в ребенке злость, раздражение и ненависть к окружающим и стремление сделать все наоборот.

4.Существует еще такое наказание, которое применяют родители – это лишение ребенка части родительской любви и заботы (родители игнорируют ребенка и его просьбы, не общаются с ним). Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботиться о своем ребенке лишают его тепла, любви и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и недолго, потому, что, если часто использовать этот метод наказания, ребенок может почувствовать себя ненужным, одиноким и заброшенным, и может пойти искать любовь и заботу в «другом месте».

Ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо: сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур.

Естественно, применение таких наказаний как, например, наложение обязанностей; выражение морального порицания; осуждение; лишение или ограничение определенных прав бывает не только необходимо, но и полезно для детей.

Уважаемые родители! Когда вам все же придется наказывать своих детей, делать это надо грамотно. Во-первых, для того, что бы этот не очень приятный воспитательный момент пошел на пользу ребенку и чтобы потом не жалеть об этом поступке. Во-вторых, чтобы не получилось так, что мы, взрослые, не разобравшись в ситуации и с видом раздражения и ненависти, даем выход своим чувствам и эмоциям.

Психолог Владимир Леви предлагает всем родителям использовать при наказании ребенка семь правил, которые он назвал «золотые правила наказания»: (раздаточный материал)

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Вывод: Если родитель будет соблюдать эти несложные правила при наказании, то и ребенок не будет чувствовать себя агрессивным, ущемленным в своих правах, обиженным на родителей. У ребенка будет формироваться адекватная самооценка к себе и к окружающим, уверенность, доверие.

5. Задание «Светофор» Уважаемые родители, вам предлагается вспомнить, что такое светофор и что обозначают сигналы светофора.

Задание 1 группе. Вам предлагается на листе зеленого цвета составить и записать список всего того, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению, т.е. разрешения.

Задание 2 группе. На листе желтого цвета записать список действий, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила: ограничения.

(психолог: именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине; внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения).

Задание 3 группе. На красном листе – те действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах, т.е. запреты.

Полученные результаты анализируются.

6. «Поощрения». Чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить. Вашему вниманию представлены варианты слов или действий, которые можно использовать для поощрения своего ребенка.

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Психолог: Сегодня на собрании мы обсудили важные вопросы. Спасибо за активное участие, сотрудничество и взаимопонимание! Всего вам доброго и успехов.

Памятка для родителей

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики», наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это не было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»: нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго: натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка: ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он, либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Памятка для родителей

Виды насилия и жестокого обращения

Насилие может быть:

— Физическое — избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

— Психологическое (эмоциональное) — насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

— Сексуальное — вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

— Моральное (пренебрежение нуждами) — умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести серьезный вред здоровью.

В результате жестокого обращения могут быть некоторые последствия:

2. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности , психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства.

3.У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. 4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями . 5.Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают.

6.Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства.

7.Становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

8.Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими .

http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_roditelskogo_sobraniya_na_temu_profilak_150751.html

Читайте так же:  На развод подал муж после развода
Программа жестокое обращение с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here