Психологическое насилие над детьми статья

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Психологическое насилие над детьми статья". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних

Насилие над детьми оказывает травмирующее воздействие на их физическое и психическое состояние. Ребенку сложно не только противостоять насильственным действиям со стороны взрослого человека, но и часто в силу возраста осознать противоправность произошедшего с ними. В общем смысле под насилием по отношению к детям понимаются любые действия физического, сексуального, психического или эмоционального характера, причиняющие им вред.

Классификация насильственных действий

Можно выделить следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:

  • Физическое – сюда относятся действия, причиняющие вред здоровью или физические страдания: побои, ограничение свободы и т.п.
  • Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование.
  • Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних 1 . Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью. Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица. Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д. К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).

Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора. Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии. К сожалению, привлечь виновное лицо к какой-либо ответственности за подобные действия очень сложно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Что делать, если ребенок подвергся насилию?

Родители, опекуны или педагоги должны правильно отреагировать на сообщение ребенка о случившемся или на выявленный факт насильственных действий над несовершеннолетним. Во-первых, стоит успокоить ребенка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

Следующие возможные действия:

  • Если факт насилия выявлен в семье, то педагогу или иному гражданину, узнавшему о данном событии нужно обратиться в органы опеки, либо в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если насилие случилось с ребенком по вине посторонних лиц, родителям необходимо обратиться в Дежурную часть полиции.
  • Нужно взять направление у дежурного полицейского или следователя на прохождение медицинской экспертизы, подтверждающей факт насилия.
  • Нельзя купать ребенка до проведения экспертизы, стоит сохранить все вещи, на которых могли остаться следы произошедшего.

Если состояние здоровья ребенка находится в опасности, нужно обязательно вызвать врача или скорую помощь, при этом попросить медицинских работников подробно описать, в каком состоянии и с какими повреждениями ребенок поступил в больницу. Опрос малыша сотрудниками правоохранительных органов может проходить только в присутствии родителей, опекунов или психологов.

Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?

В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:

  • Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
  • Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
  • Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. Главная функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
  • Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.

Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.

Михаил Красильников

1 Судебное толкование

В. осужден по ст. 116 УК РФ: он хватал несовершеннолетнего С. за ворот куртки, сдавливая при этом шею ребенка до состояния удушения, причиняя физическую боль, протащил его в таком положении в подъезд и по ступенькам лестничного марша (судебный участок №1 Багратионовского района Калининградской области, дело №112/2012).

М. осуждена по ч. 1 ст. 116 УК РФ за совершение насильственных действий в отношении В., а именно: не пуская В. в квартиру, М. стала закрывать дверь и умышленно ударила потерпевшую дверью по спине, зажав В. в дверном проеме и причинив ей физическую боль (судебный участок N 81 Чусовского муниципального района Пермского края, дело №1-12/2011).

При рассмотрении уголовного дела в отношении Д. по ч. 1 ст. 116 УК РФ мировой судья пришел к выводу, что иные насильственные действия выразились в том, что подсудимая поставила несовершеннолетнего Г. на колени в угол прихожей, где ребенок простоял не менее семи часов, в результате чего от длительного соприкосновения коленей с твердой поверхностью мальчик испытывал физическую боль (судебный участок №1 Кемеровского района г. Кемерово, дело №1-17/2011).

Читайте так же:  Право на государственную защиту глазами ребенка

Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях

В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

1 августа 2019 18:18

23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.

22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.

23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.

24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.

30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не позволял ей вызвать полицию и скорую.

Елена Баканова, завкафедрой психологии Международного института монтессори-педагогики:

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Читайте так же:  Где искать детей для усыновления

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Психологическое насилие над детьми
статья по теме

Скачать:

Вложение Размер
psi-nasilie.doc 32.5 КБ

Уголовная ответственность

Если родители или опекуны нарушают права ребенка или уличены в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, они могут быть привлечены к ответственности. Она может быть разной:

  1. Административной.
  2. Гражданско-правовой.
  3. Семейно-правовой.
  4. Уголовной.

Уголовная ответственность – это самое строгое наказание, а потому применяется лишь в исключительных случаях, когда доказано умышленное причинение вреда или оставление в опасности. Если состава преступления нет, но ребенок подвергается нравственным или психологическим страданиям, то применяются более слабые меры. Так, представители органов опеки и попечительства могут взять семью на контроль, проверять жилищные условия, проводить беседы с представителями, разъясняя им перечень обязанностей, которые они должны выполнять.

Уголовная ответственность, в отличие от административной и гражданской, применяется, если было зафиксировано жестокое обращение. Обратиться с соответствующим заявлением может любой человек, который стал свидетелем этого факта и располагает соответствующими данными о нарушителе и потерпевшем.

Законодательство

Запрет на жестокое обращение с детьми носит международный характер. В статье 19 Конвенции о правах детей прописано, что страны, которые входят в ее состав, обязаны прилагать все усилия, чтобы исключить насилие над несовершеннолетними во всех его формах и проявлениях. Конечно, добиться 100% результата достаточно трудно, но проводимая в этой области государственная политика направлена на постепенное снижение жестокого отношения.

Статьей 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» регулируется применение уголовных наказаний по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей их родителями или опекунами. Данная статья применяется в тех случаях, когда указанные проступки сопровождались жестоким обращением с детьми.

Статья 156 применяется без дополнения, если ребенку не был причинен тяжкий вред. В противном случае она может быть отягчена дополнительными статьями УК РФ. Зачастую сторона обвинения в зависимости от квалификации может присовокупить не одну статью к уже указанной, что, безусловно, влияет на конечный судебный вердикт и степень налагаемой ответственности.

Условия привлечения

Нерадивым родителям и опекунам будет нелишним узнать, за что именно могут применяться уголовные меры наказания. Жестокое обращение подразумевает под собой следующие действия:

  1. Физическое насилие – истязания, побои, умышленное или неумышленное причинение вреда здоровью малолетнего.
  2. Психическое насилие – унижения, оскорбления, эксплуатация.
  3. Непредоставление ребенку питья, еды, одежды.
  4. Применение угроз.
  5. Постоянная критика и психологическое давление.
  6. Унижение его чести и достоинства.
  7. Пренебрежение его интересами и потребностями.

При таком обращении с ребенком процесс формирования его личности деформируется. Последствиями такого обращения у малолетнего могу стать следующие проявления:

  1. Задержка физического развития.
  2. Отсталость в умственном развитии.
  3. Снижение обучаемости.
  4. Полная потеря уважительного отношения к взрослым.
  5. Психические изменения.

Меры наказания

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ к родителям или опекунам, которые были уличены в жестоком обращении по отношению к опекаемым, могут применяться следующие меры:

  1. Штраф в размере до 100 тысяч рублей или годовой размер зарабатываемого дохода.
  2. Привлечение к обязательным работам на срок до 440 часов.
  3. Исправительные работы сроком до 2 лет.
  4. Принудительные работы до 3 лет. Как дополнительная мера наказания может применяться лишение права занимать определенные должности или выполнять какие-то обязанности. Обычно данная мера применяется по отношению к лицам, которые занимаются воспитательской и педагогической деятельностью. Период ограничения может варьироваться от трех до пяти лет.
  5. Лишение свободы на срок до трех лет с применением дополнительного ограничения по трудовой деятельности или без такового.

В случаях, когда речь идет о тяжком вреде здоровью несовершеннолетнего, указанные меры могут быть ужесточены, в соответствии с дополнительными статьями, вменяемыми представителям.

Предварительный просмотр:

Психологическое насилие над детьми

Повезло тому, кто, вспоминая своё детство, вспоминает и то чувство защищённости, которое испытывал будучи совсем маленьким. Потому что рядом были мама и папа – эта защита от большого и часто такого непонятного мира. Та самая «каменная стена», которая ограждала от всего плохого. Это – семья, колыбель, в которой и формируется наша личность. И от того, каков «микроклимат» в этой колыбели зависит то, какими мы становимся.

Не всем, к сожалению, в этом везёт. Особенно сейчас, когда мы живём в бешеном темпе, и на детей частенько не хватает времени и сил. Нет, хорошие родители, даже валясь с ног от усталости, ребёнка напоят, накормят, проверят уроки, уложат спать. Но вот поговорить с ним по душам уже некогда. Усталость, желание поскорее лечь спать и, в итоге, раздражение.

То же самое раздражение преследует нас и днём. Раздражение и спешка. И поэтому частенько наблюдаем мы на улицах города злящихся родителей, буквально волокущих за собой непоспевающих детишек. И при этом на детскую голову непрерывным потоком выливается ругань, а иногда и просто ненормативная лексика.

Читайте так же:  Защита прав ребенка в российском законодательстве

Кто то возмутится про себя при виде подобной картины. Кто-то примет за нечто само собой разумеющееся. И мало кто поймёт – над ребёнком прямо сейчас, в эту самую минуту совершается психологическое насилие.

Что такое психологическое насилие? Научная литература даёт нам такое определение — это враждебное или безразличное отношение к ребёнку, приводящее к снижению его самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации. Причём такое воздействие может быть как однократным, так и хроническим.

А если проще и конкретнее, это обвинения, брань и крики, принижение успехов ребёнка и унижение его достоинства. Сюда же можно отнести отвержение ребёнка, длительное лишение маленького человека любви, нежности, заботы со стороны родителей, принуждение его к одиночеству. И даже совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу и другим детям и причинение боли домашним животным с целью его запугать.

Думаете, это преувеличение, считать насилием ругань или фразу: «Какой же ты у меня бестолковый. Все дети, как дети, а ты…»? Ладно, если поругали за дело. Ладно, если подобная фраза сорвалась сгоряча и единожды. А если такое поведение для родителей – норма? Как существовать маленькому человеку в такой атмосфере? Каково чувствовать, что твои родители, эти «каменные стены», вместо того, чтобы защищать от зла мира, как будто каждый день обрушиваются на тебя такого маленького и растерянного. Не защищая, а подавляя. И спрятаться, укрыться просто негде. Потому что ты уже дома.

Научно доказанным фактом является то, что если маленького (ещё грудного) ребёнка редко берут на руки, разговаривают с ним, да просто «агукают», это негативно сказывается на его физическом развитии. Малыш не набирает вес, страдает мышечное развитие и даже развитие внутренних органов. Потому что в нашем организме всё взаимосвязано. И с возрастом это не изменяется.

И у более взрослого ребёнка признаками психического насилия могут стать задержка в физическом и речевом развитии, задержка роста. Изменяется он и внутренне. Бывает, становится излишне уступчивым и податливым. Или наоборот, слишком импульсивным и взрывчатым. У ребёнка появляются такие вредные привычки, как сосание пальцев, вырывание волос. Сон нарушается, часто бывают ночные кошмары. Ребёнок начинает бояться темноты, людей, их гнева. Его постоянно преследуют депрессии, печаль, ощущения беспомощности и безнадёжности. Здесь же — частое состояние злости, потеря смысла жизни, её цели.

Как страшно, что мы сами можем довести своего ребёнка до такого состояния. И самым страшным является то, что, в конце концов, ребёнок может не выдержать такого существования и свести счёты с жизнью. Недаром статистика детского суицида в последнее время просто пугающа.

Мы не призываем наших читателей бороться с мировым злом. Но присмотреться к тому, что происходит в своей собственной семье, должен каждый. Чтобы исправить свои ошибки, пока не поздно. Сохранить жизнь и здоровье своих детей и, по возможности, сделать их счастливыми.

Потому что когда закончится эта вечная спешка, а она закончится рано или поздно, можно остаться в гордом одиночестве. Потому что и дети могут не найти для нас времени. И мы начнём их раздражать. И наше насилие вернётся нам многократно.

Жестокое обращение с детьми

Огромное количество государственных инстанций и общественных организаций направляют свои усилия на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Законодательство строго регламентирует обязанности официальных представителей детей и предусматривает ответственность за их нарушение. Но, несмотря на это, во многих семьях и сегодня дети подвергаются жесткому обращению со стороны родителей или опекунов. Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Данная формулировка включает в себя целый ряд правонарушений.

Обязанности родителей

Дети в возрасте до 18 лет считаются недееспособными. Они требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых. Официальными представителями детей при их рождении автоматически становятся биологические родители. Именно на них возлагается весь спектр обязанностей по защите детей. Если родителей нет или они были лишены своих прав, то полномочия передаются опекунам или попечителям, которые несут ту же ответственность. Представители обязаны выполнять свои функции до совершеннолетия ребенка.

Родители обязаны выполнять следующие действия:

  1. Заботиться о материальном обеспечении своих детей.
  2. Воспитывать несовершеннолетних.
  3. Защищать их права.
  4. Представлять интересы своих отпрысков в различных инстанциях.
  5. Давать образование.
  6. Развивать детей соответственно возрасту.
  7. Не препятствовать общению с иными родственниками.
  8. Заботиться о здоровье.
  9. Создавать жилищные условия, позволяющие расти, обучаться и развиваться.

На самом деле обязанности официальных представителей намного шире, но многие пункты просто невозможно регламентировать по закону.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Читайте так же:  Квартира в собственности ребенка при разводе

Отравляющая педагогика: эмоциональное насилие над детьми

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

— изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

— угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

— «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

— терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

— поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

— брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

— моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

— предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

— чрезмерно сурово наказывает ребенка;

— чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;

— злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

— эмоционально невосприимчив, равнодушен;

— грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

— сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);

— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

— «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

— испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

— не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

— ночной и дневной энурез (недержание мочи);

— психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;

— замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Порядок привлечения

Уголовная ответственность наступает только после того, как будет проведено расследование обстоятельств дела, собрана доказательная база, вынесен приговор. Эти меры позволяют оценить степень вины родителей или опекунов и назначить наказание в строгом соответствии с деянием.

Инициировать судебное разбирательство имеют право представители органов опеки или прокурор. Привлечение к ответственности родителей производится в следующем порядке:

  1. При выявлении жестокого обращения дети должны быть немедленно ограждены от родителей. Органы опеки пишут акт, в соответствии с которым ребенок изымается из семьи. Несовершеннолетний может быть передан в специализированное учреждение или под временную опеку родственников или иных лиц.
  2. Проводится разбирательство по факту выявленного нарушения. В его ходе производятся опросы соседей, родных, знакомых, медицинских работников, воспитателей, педагогов. Собираются характеристики на родителей и детей.
  3. Дело передается в суд, где и выносится приговор.

Родителей же лишают родительских прав, после чего они не имеют возможности воспитывать своих детей. По отношению к кровным отцам и матерям может подразумеваться поблажка, если они доказали, что желают исправить ошибку и выполняют для этого все требования.

Судебная практика

В 2018 году в Азнакаевском городском суде Республики Татарстан на открытом заседании было рассмотрено дело по жестокому обращению с детьми.

Иск был выдвинут против гражданина, который систематически причинял физические и нравственные страдания родным детям и дочери своей жены от первого брака. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он находил ничтожные поводы для того, чтобы избить и унизить детей. Снятые побои были квалифицированны как ущерб, не повлекший вреда здоровья, но причинявший детям немалые нравственные страдания.

Подсудимому по совокупности преступных деяний и на основании статьи 156 УК и статье 117, которая подразумевает преступление против личности, был вынесен совокупный приговор три года и шесть месяцев. Отбывание наказания должно проводиться в исправительной колонии общего режима.

Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Неисполнение родительских обязанностей

В той или иной мере все родители заботятся о своих детях, но закон не признает полумер и четко прописывает, какие действия или бездействия могут быть признаны невыполнением родительских обязанностей. Под этой формулировкой понимается формальный подход к исполнению родительской функции. Такое же определение дается и в тех случаях, если вред ребенку был нанесен посторонними людьми, с которым его оставили родители или опекуны.

Читайте так же:  Усыновление ребенка из дома малютки документы процедура

Итак, под неисполнением родительских обязанностей понимается:

  1. Содержание несовершеннолетнего в антисанитарных условиях. Имеется в виду грязная одежда, несоблюдение гигиены тела, неухоженное жилье, в котором водятся насекомые или грызуны.
  2. Оставление малыша без надзора. При нахождении его в дошкольных или школьных учреждениях, в секциях, на кружках, ответственность за него несут педагоги и воспитателя. В остальное время именно родители должны следить за несовершеннолетним, нельзя оставлять его дома одного и тем более выпускать на улицу без сопровождения взрослых. Конкретные возрастные ограничения устанавливаются субъектами федерации самостоятельно.
  3. Недостаточная забота и внимание.
  4. Препятствие получению среднего образования и медицинского обслуживания.
  5. Пренебрежительное отношение к несовершеннолетнему.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

— любовь – это обязанность;

— родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;

— дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

— высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

— нежность (сильная любовь) вредна;

— удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

— лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

— то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

— родители не переживут, если их обидят;

— родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

— родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

– бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;

– потребность дать выход подавленным чувствам;

– потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;

– самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

– страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;

– желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов. опубликовано econet.ru

Из книги И. Малкиной-Пых «Экстремальные ситуации»

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Психологическое насилие над детьми статья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here