Психологическое насилие над детьми в школе

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Психологическое насилие над детьми в школе". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Психологическое насилие над детьми в школе

Психологические основы насилия в школе

План:

1.Виды насилия над детьми и влияние на детей.

2. Причины проявления насилия

Виды насилия над детьми и влияние на детей.
В современной отечественной литературе выделяют 4 основные формы жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное), и пренебрежение нуждами ребенка (моральное).
1. Физическое насилие — действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, грубые хватания.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы)- по каким признакам можно отследить.

  • задержка физического развития, малоподвижность;
  • дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми (причина).
  • могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • страх физического контакта, боязнь идти домой;

И за что же родители бьют своих детей? Как рассказали подростки:

— за плохие поступки — 23 человека (30 %)
— за то, что не слушаюсь — 8 человек (10,4 %)
— за неправду — 2 человека (2,6 %)
— за «двойки» — 2 человека (2,6 %)
— за то, что сказал что-то остроумное — 1 человек.

И только 53 % подростков (41 человек) написали, что их родители не бьют. Это может свидетельствовать о том, что 47 % из опрошенных детей подвергаются физическому насилию со стороны родителей. Это почти половина.

2.Отсутствие заботы о детях — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
  • устает, апатичен.

3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие): Психическое (эмоциональное) насилие — это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

О психическом насилии позволяют заподозритьследующие особенности состояния и развития ребенка:

— задержка физического и умственного развития ребенка;

— нервный тик, энурез;

— постоянно печальный вид;

— различные соматические заболевания.

Последствия психического насилия для ребенка:

-беспокойство, тревожность, нарушения сна;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— склонность к уединению, неумение общаться;

«Мои родители меня любят, поэтому они…»

— не бьют меня — 39 человек (50 %)
— не ругают меня — 10 человек (13 %)
— не знаю — 7 человек (9 %)
— хотят, чтобы я хорошо учился — 7 человек (9 %)
— выполняют просьбы — 5 человек (6,5 %)
— покупают вещи — 4 человека (5 %)
— дают деньги — 3 человека (4 %)
— бьют меня — 1 человек
— ругают меня — 1 человек

Так говорили подростки. Эти цифры вызывают тревогу, так как большинство детей расценивают любовь родителей с позиции «бьют — не бьют», «ругают — не ругают».

Причины проявления насилия многочисленны . Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с культурой, традициями народа.(Традиции народов, где женщина бесправна).

Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта и тем самым для ребенка тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным и единственно возможным. Других моделей отношений он не видит.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет ребенка вымещать на окружающих свои детские комплексы. (чаще всего связано с перенесенным в детстве сексуальным насилием).

В — четвертых, психологическая неудовлетворенности собой вынуждает человека самоутверждаться за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием (темперамент ребенка — уровень активности и вспыльчивость).

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказаниях

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы.

Исследования показали, что у детей, использующих насилие отмечается отставание развития в такой черты, как личная независимость. Обследование 4000 школьников средних общеобразовательных школ показало, что 34,7% из нихни разу не готовили себе еду самостоятельно, а в целом, до поступления в школу, готовили еду два- три раза только 63,7%; 30% детей ни разу не жарили рыбу, и 10% детей никогда не снимали кожуру с яблока. Смысл этих фактов заключается в том, что в семье дети пребывают в состоянии, когда они не могут быть самостоятельными и когда с ними не обращаются достаточно уважительно, как со взрослыми людьми. Результатом такой жизни в семье является, как это отмечено в исследовании, нежелание становиться взрослыми (так ответили 70% учеников начальной общеобразовательной школы). Среди причин такого нежелания на первом месте (35% опрошенных) стоит ответ: «ребенком быть удобнее».

Итак, можно сделать вывод, что предпосылки формирования человека, который будет использовать насилие, закладываются в семье.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

1. Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

Читайте так же:  Верховный суд раздел совместного имущества

2. Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

3. Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

4. Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они — дети являются причиной разлада в семье. У них глубоко закладывается чувство вины, мешающее счастливо жить.

5. Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

7. Чувство, «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: «Все в порядке детка, папочка нас действительно любит», приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает» чтобы его избивали.

8. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников [30].

Наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:

  • дети, которые воспитываются в условиях жестких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со строны сильных и сами проявляют насилие к слабым.
  • дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, брошенности, эмоционального отвержения.
  • дети, которые воспитываются в обстановке жесткого беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нарушенной внутренней границей, боязливые, тревожные.
  • Дети с психическим аномалиями, неспособные адекватно оценить опасные ситуации: с психопатией, олигофренией и т.п.

Однако существуют другие данные, представляющие для нас особый интерес. Это сведения о так называемых жизнестойких детях. Тяжелые жизненные испытания, такие как неблагополучная семья, пьющие родители, жестокие побои не причинили этим детям вреда и трудности, они добились в жизни успеха. Психологи обнаружили у таких детей 5 общих черт:

    • они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых.
    • они уверенны в себе и самодостаточны, непредвиденные ситуации их не смущают.
    • эти дети независимы, хотя и прислушиваются к советам взрослых, но и не попадают при этом под их влияние; у этих детей обычно существует несколько устойчивых контактов, придающих им чувство безопасности и защищенности.
    • эти дети стремятся к достижениям, успех доставляет им радость, и видят, что могут добиться много и изменить условия, в которых оказались.
    • они имеют поддержку со строны взрослых, берущих на себя функцию родителей; в жизни таких детей был, по крайней мере, один человек, который их безусловно любил.

Опыт выживания таких детей может помочь детям, которые находятся в менее экстремальных условиях, чтобы выработать адекватные стратегии преодоления жизненных трудностей.

Психологическое насилие над детьми
статья на тему

Подборка материала для стенда по теме «Психологическое насилие над детьми». Содержит информацию: Что такое психологическое насилие»? Каковы признаки психологического насилия? Последствия психологического насилия. Формы психического насилия. Как не допустить психического насилия в своей семье.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_nasilie_nad_detmi.docx 290.16 КБ

Предварительный просмотр:

Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Каковы признаки психологического насилия?

Дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, часто страдают от депрессии, нарушения сна и аппетита, немотивированных страхов и фобий, также у них могут учащаться соматические заболевания. Они могут проявлять асоциальное, деструктивное или же саморазрушающее поведение, повышенную тревожность, немотивированную агрессию, полное отсутствие доверия к людям, низкую самооценку, чрезмерную пассивность. Дети страдают от эмоциональной нестабильности, чрезмерной стеснительности, невозможности достичь успехов ни в одной сфере как следствия отсутствия уверенности в себе. Их посещают мысли о самоубийстве. Также такие дети могут страдать от таких привычек, как сосание или кусание пальцев и губ, постоянно испытывать чрезмерную потребность во внимании, а их поведение может не соответствовать возрасту и уровню развития

Последствия психологического насилия:

  • Эмоциональные проблемы как результат замедления эмоционального развития ребенка. Ребенок не способен понять чувства других людей и испытывает трудности в проявлении собственных эмоций.
  • Заниженная самооценка . Ребенок вырастает с уверенностью, что он глупый, уродливый, ни на что не способный и заслуживает только плохого отношения к себе. Повзрослев, такой человек искренне удивляется, когда видит, что кто-то считается с его мнением и т. п.
  • Проблемы в построении отношений. Этому способствует не только слабое эмоциональное развитие, но и полное отсутствие доверия к окружающим людям. Ребенок во всем видит только подвох, от каждого человека ждет, что тот будет над ним издеваться, высмеивать его и т. п., ждет агрессии, направленной на себя. Все это мешает ему строить отношения с людьми.

Формы психологического насилия:

Как же не допустить психологического насилия

в своей собственной семье?

Родителям – о насилии над ребенком

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов. Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.

Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Читайте так же:  Гаагская конвенция о международном похищении детей

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

  • отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
  • запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;
  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
  • устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:

1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.

3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет. «.

5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Родители, никогда так не поступайте…

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».

Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».

Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».

Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.

Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.

Ребенок — не раб, родитель — не господин.

Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.

Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Читайте так же:  Процедура ограничения родительских прав

Есть старинная мудрость:

«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.

Прежде чем обидеть — посчитай до ста.

Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».

В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!

Родители, пожалуйста, образумьтесь!

Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Из Семейного кодекса РФ

Статья 56. Право ребенка на защиту.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита
своих прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами их
заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опеки
и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительные, жестокие, грубые, уничтожающие человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

Насилие в школе. Как защитить ребенка

  • Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку.

    Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, — один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.

    Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, — верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого.

    1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.

    Все примеры ниже — московские, свежие, из приличных школ.

    Для печати подробности рассказывают крайне неохотно и только с условием полной анонимности: такие раны долго не заживают.

    Обыкновенные истории

    «Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

    «На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».

    «Учительница началки говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел — он и есть козел».

    Подробностями готовы делиться только те, у кого ребенок уже перешел в другую школу.

    «Учительница ударила моего сына по руке за то, что он неаккуратно пишет. На следующий день он подрался с другим мальчиком, и она выдрала обоих за уши. Сын сказал, что уже не в первый раз. У второго мальчика на ушах я видела кровоподтеки — и старые, и свежие, — но его мама жаловаться побоялась. Учительница била еще троих детей, но все молчали.

    Я пошла к директору. Та обещала принять меры — вплоть до увольнения. Родители стали собирать подписи в защиту учителя и против моего ребенка. Мне говорили: ваш сын ее доводит, таких надо драть! Учительницу уволили, но через два дня делегация родителей сходила к директору и уговорила восстановить ее на работе. Я просто перевела сына в другую школу — даже жаловаться не стала».

    Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

    Беззащитность и безнаказанность

    Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

    Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.
    Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил — не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

    Учителя в один голос жалуются на беззащитность перед детьми. Априорный авторитет, держащийся на любви или страхе, а то и просто на представлении о священной роли учителя, — давно в прошлом. Перехода этого мы не заметили.

    Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.

    В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос — что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» — не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.

    Беспомощность

    На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение — по-взрослому, без скидок на малолетство.

    Читайте так же:  Соседи вызвали участкового что обижаем ребенка

    Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки — и методически, и дисциплинарно.

    Говорят, что нынешние дети — настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, — острейший в сегодняшней школе.

    Вот одна учительница пишет на сайте пресловутого сериала «Школа»: «Мы не воспитатели, а учителя! А воспитание закладывается в семье. Так что это сигнал не нам, учителям, а ВАМ, уважаемые родители! Почаще надо заглядывать ребенку в душу, а не затыкать еe деньгами и свободой, и в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в месяц! Вот тогда и результат будет!».

    Учителя свято веруют, что у родителей есть пульты дистанционного управления детьми. И забывают о том, что на уроке дети — это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители в эту группу уже не входят.

    Что делать?

    Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) — учителя начинают взрываться, как банки в погребе, и калечить окружающих.

    При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

    Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки. Кто это должен делать? Это вопрос не только к Минобрнауки и региональным образовательным властям, но и к каждой школе.

    Что делать родителям? Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим — что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем. Если педагог превысил полномочия — точно выяснять, что случилось и какова доля вины ребенка (если она есть — работать с этим отдельно). Фиксировать побои у врача, а моральный вред — у психолога, если вред и побои налицо. Заявление на имя директора школы — обязательно, в милицию — по желанию, все это с копиями справок. Копию заявления можно подать в районное управление образования. Если школа не принимает никаких мер — изымать ребенка из травмирующей ситуации и жаловаться выше: в районное управление образования, в прокуратуру.

    Пока молчим — ничего не изменится.

    Под текст

    Нормы закона, о которых надо помнить и на которые можно ссылаться в заявлениях:

    Закон об образовании:

    Статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

    Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

    Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.

    Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания.

    Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.

    Статья 151 ГК РФ позволяет требовать денежной компенсации за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).

    Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

    Посетители блога в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

    Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
    В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

    Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

    Об ответственности
    Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
    За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана вина педагога, то в зависимости от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

    Также по теме в блоге:
    « Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
    «Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
    «Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
    «Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
    «Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
    «Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
    «Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

    Психологическое насилие в образовательной среде.

    Психологическое насилие в образовательной среде.

    Всем нам известно, что когда меняется что-то в государстве ( не зависимо то того в лучшую сторону или худшую), то наиболее остро отражается на детях. Современные реформы в образовании, «старой» взгляд на все новое в школе, занятность родителей, ухудшения здоровья ухудшает положения детей.

    Менять что-то в школе необходимо было давно. Введение нового стандарта образования это уже не необходимость, это состоявшийся факт. И мы его принимаем как должное. Мнения педагогов не буду высказывать, это всем известно, но вот что, же с детьми?

    Большая проблема сейчас в современных детях. Они не хотят учиться. К Нам педагогам-психологам часто обращаются с таким вопросом: «Что делать ребенок не хочет учиться?» Сложно работать с мотиваций. Как говорят психологи –немотивированный клиент это не клиент. Так может современного ребенка и не устраивает сегодняшняя модель образования, может с выбором будет интереснснее, полезнее и клиент будет мотивирован на учебу. Ребенок, подросток захочет идти в школу не только для того, чтобы провести там время , а для того чтобы узнать новое, его научат получать знания, образовательный процесс поменяется качественным образом. И это хорошо. Но вернусь к современным детям и психологии подростка. Психология современных детей во многом не совпадает с психологией предыдущих поколений. При советской системе изменения происходили один раз в 20 лет, сейчас происходят раз в три года: динамичность современного мира отражается в умах и сердцах новых поколений.

    Читайте так же:  Календарь семейных дел

    В подростковом возрасте продолжает формироваться характер ребенка, у него яркая потребность в самоутверждении, критичность мышления, но и одновременно любознательность, жажда новых ощущений и проверки себя. Возможны и серьезные затруднения, связанные с учебой:

    – Неумение выполнять действия по образцу, инструкции,

    – затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение),

    – инертность мыслительной деятельности,

    -не сформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности,

    -неосознанность учебной деятельности (целеполагания). Из опыта работы в школе могу сказать, что более половины учащихся, пришедших в 10 класс не знают для чего они это сделали (не знают, зачем им 10 класс, что они будут делать, кем хотят стать и куда пойдут учиться дальше),

    – дисгармония мотивов учения.

    Все это необходимо учитывать в современной ситуации.

    Но поговорим сегодня не об этом. Речь пойдет о той теме, которую многие из нас замалчивают. Педагоги говорят, что ее нет, а родители и дети закрывают на это глаза и молчат. Это тема насилия в учебных заведениях.

    Школьное насилия- это вид насилия, при котором имеет место принуждения, применения силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

    Чаще всего в ОУ встречается психологическое насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное настроение, унижает его, снижает самооценку ребенка, повышает тревожность и т.д. От этого может пострадать любой ребенок, но как показывает практика, это те дети, которые слабее или как-то отличаются от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия могут стать дети, имеющее :

    -физические недостатки ( носят очки, плохо слышат, и т.д.)

    -с особенностями поведение ( замкнутся импульсивные)

    -с внешними явлениями особенностями

    -школьную тревожность ( страх перед школой)

    -болезни ( заикание, нарушение речи, письмо, счетаи т.д.)

    – с низким интеллектоми трудностям в обучении.

    В современной литературе указывают; что психологическое насилие в школе встречаются в 2-х формах:

    Во- первых, оно появляется как авторитарный стиль учителя с учеником.

    Во-вторых, это непосильные требования современных программ. Причем дети, которые не справляются с учебной программой, терпят двойное насилие ( в школе, когда их принуждают заниматься тем, что им не под силу, и дома, когда их «воспитывают» родители по поводу их неуспехов в школе).

    Но, остановится бы хотелось на первом виде школьном психологическом насилие (авторитарный стиль учитель).

    При общении с учениками по вопросу общения «учитель-ученик» многих из них волнует, что «у учителя вся власть на уроке», « ученик не имеет права, а имеет только обязанности», «оценки вещь не справедливая, все зависит от симпатии учителя», « учитель всегда выше ученика, даже в обычной беседе», «учителя нас не понимают».

    Современные дети не боятся предъявлять претензии учителю. Современные родители так же не боятся делать этого. Однако по результатом исследований видно, что школьная тревожность падает, а при изучении школьной мотивации учебной деятельности выяснилось, что более половины опрошенных (58%) указывают, что страх-является ведущим мотивом их детей.

    Многие исследователи считают, что школьная среда (сама по себе) провоцирует и стимулирует жестокость ( Е.Н. Волкова,2008г.):

    – общий психоэмоциональный фон образовательных учреждений, характеризуется высоким уровнем тревожности, а так же неумения контролировать собственные эмоции и эмоциональное состояние,

    – сама система ОУ, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, а так же считающих авторитарно директивный стиль управления самым оправданным,

    – отношения учитель-ученик строятся на бесправности последних,

    – система взаимоотношений внутри классного коллектива,

    – традиции образовательной организации , которые «рекламируют» СМИ.

    Взаимодействие учителей и учеников в последнее время сильно изменились. К сожалению педагоги очень часто переступают ту грань, которую переступать ни в коем случае нельзя. Ведь любой вид насилия у детей и подростков искажает их образ Я, а именно:

    – у ребенка может нарушится эмоциональный фон,

    – проблемы в учебе и поведении и т.д.

    Многие педагоги меня осудят, скажут, что этого не может быть, так не бывает. Однако, каждый из нас может вспомнить неприятный случай в отношении со своим учителем, и мы его помним, не забываем. Хорошо, если такой случай 1, а если таких случаев много. Тогда роль жертвы является причиной низкого статуса в классе. Решение своих проблем такие дети часто находят в асоциальной среде, что может привести к пристрастию к алкогольным напиткам. В последствии это может сказаться и на создании собственной семьи ( они не могут дать достаточно тепла, поскольку не решили свой психологические проблемы).

    Так почему же педагоги переступают ту грань, что является причиной их поведения по отношению к ученику:

    1. Особенности личности учителя. Все люди разные ,но учитель не должен быть тревожным, доминированным, агрессивным, с низким уровнем интеллекта, раздражительным.
    2. Отсутствие любви к детям и к своей работе. Причем в данном случае не любовь- это негативное отношение.
    3. Неудовлетворительность своим социальным положением.
    4. Низкий уровень социальных навыков.
    5. Незнание других способов работы с непослушными детьми.

    Наиболее частый вид насилия со стороны педагога- психологическое насилие, которое является основным средством не только обучения, но и воспитания. Если дома ребенок рассказывает родителям а таком воздействии, то родители либо бездействуют, либо идут в школу для беседы. Еще один вариант действий- они просто не знают куда обратится.

    Психологическое насилия в школьной среде проявляется в разных формах .

    Вот наиболее типичные насильственные способы реагирование педагогов:

    – частое употребления выражения типа: «Учитель здесь Я!»,

    – общается с сарказмом,

    – выгоняет ученика из класса,

    – уверен в своей правоте,

    – сравнивание одного ученика с другим.

    Если говорить об ученике, то можно выделить:

    – подавления инициативы учеников,

    – наказания за неправильный ответ,

    – некорректные высказывания педагога о внешнем виде, манерах ребенка,

    – неравное отношения ко всем ученикам ( есть любимчики, есть изгои),

    – применения «кличек» и детям,

    – повышенный тон, интонация педагога.

    Часто психологическое насилие используется поддержания дисциплины в классе. О чем жаль, что многих педагогах это основной и единственный метод воспитания.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

    Психологическое насилие над детьми в школе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here