Сказкотерапия при разводе для ребенка

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Сказкотерапия при разводе для ребенка". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей (стр. 2 из 9)

Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети склонны отставать в развитии.

Как сгладить негативные последствия: дети нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Обеспечьте ребенка его любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым, обеспечивая физический комфорт. Воспользуйтесь помощью друзей и родственников, чтобы иметь возможность отдохнуть и быть бодрой тогда, когда это нужно в общении с ребенком [16].

В этом возрасте эмоциональная связь с родителями наиболее сильная, весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме. Развод дети переживают очень сложно, им трудно принять сам факт расставания родителей. Малыши зачастую думают, что папа и мама расстались из-за них. Возможные детские реакции:

* проблемы со сном;

* внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;

* возврат к младенческому поведению (регрессия развития);

* проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться);

* возникновение панического страха, если родителя нет рядом.

Меры, которые следует предпринять родителям:

* выделить специальное время для общения с ребенком (совместные игры, чтение);

* не наказывать за возврат к младенческому поведению;

* все действия производить спокойно, размеренно;

* привлекать к общению с ребенком других близких родственников;

* рассказать ребенку, в доступной для него форме, почему папа (мама) больше не будет постоянно с вами проживать [13].

Дошкольники еще не понимают всей сути понятия развод, но не хотят, чтобы родители расставались, не смотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуации, последствия которой им не известны и не контролируемы. Дошкольники также могут винить себя в разводе родителей.

Возможные детские реакции:

* приятные и неприятные фантазии;

* появление неуверенности относительно будущего;

* ощущение ответственности за произошедшее;

* появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

* во сне часто мучают кошмары.

Как сгладить негативные последствия: Идеальный вариант, когда родители расходятся без ссор, скандалов и взаимных упреков, при этом позитивно оценивая изменения происходящие в их жизни («раз не сложилось, расстанемся друзьями»). Такой вариант развода меньше всего травмирует ребенка, так как в этом возрасте он ощущает эмоции родителей, даже если их пытаются скрывать. Дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, любой человек, которому ребенок доверяет, и который будет объективно смотреть на происходящее, а не настраивать дошкольника против одного из родителей. В этом возрасте дети хорошо реагируют на специальные книжки о разводе. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит. Также родителям следует принять еще и следующие меры:

* поощрять ребенка говорить о том, что его беспокоит, что он чувствует;

* убеждать ребенка, что он не ответственен за развод, что о нем будут заботиться вне зависимости от сложившихся обстоятельств;

* заверить ребенка, что он находится в безопасности;

* организовать встречи с родителем, оказавшимся вдали от ребенка (если это невозможно, то организовать хотя бы общение по телефону);

* каждый день уделять ребенку время для бесед и общих занятий;

* не разлучать ребенка с любимым животным [11].

Ребенок понимает, что такое развод, и знает, что его родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Дети бояться остаться одни в результате развода. Они могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот. Дети могут верить, что могут восстановить отношения между папой и мамой, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «хорошего» и «плохого». Школьники могут обвинять папу или маму в эгоизме и выражать свой гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и т.п. В результате стресса у детей часто возникают следующие реакции:

* ребенок чувствует себя обманутым;

* надеется, что родители еще будут вместе;

* чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал;

* игнорирует школу и избегает дружбы;

* жалуется на головные боли или боли в желудке;

* у него появляются тревожные сны;

* могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.
Как сгладить негативные последствия: Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и он не виноват в сложившейся ситуации. В тоже время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и объяснять ребенку, что развод был их общим решением. Важно поддерживать четкий график визитов, так как больше всего пользы в стрессовый период, дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. Очень полезно разработать четкий график посещений [19].

В любом случае в этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и со сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе [14].

Дети от одинадцати лет и подростки.

Они понимают, но не принимают развод. Возможные детские реакции:

* ребенок чувствует разочарование, обиду;

* чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом;

* пробует манипулировать родителями, используя сложившуюся ситуацию;

* становится «идеальным», или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.);

* игнорирует одного или обоих родителей;

* у ребенка возникает чувство неспособности иметь долгосрочные отношения [18].

Меры, которые следует предпринять родителям:

* поддерживать двухстороннюю связь;

* продолжать контролировать действия своего ребенка — при относительной его свободе;

* не вовлекать ребенка в споры между вами;

* не обсуждать с ним взрослые проблемы [12].

Конечно, мы рассмотрели далеко не все возникающие реакции и способы борьбы с ними. Иногда мы недооцениваем интенсивность влияния развода на неустойчивую детскую психику и поэтому решение надо принимать в соответствии с каждым конкретным случаем.

1.2.Методы психологической помощи детям в ситуации развода.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [7].

Читайте так же:  Выплаты за третьего ребенка новый закон

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям , сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству:

Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением впеолне конкретных ,часто нестандартных задач [10].

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуполановость игры обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Арттерапия – это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [9].

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Юлия Терлецкая
Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

История возникновения Сказкотерапии как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И. В, Лисина Е. и другие). Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание

Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно.

Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений.Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».

Образец психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОО Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника МБДОУ___ Ф. И. О. ___ года рождения В МБДОУ___ ребенок поступил ___г.

«Сказкотерапия, как метод развития эмоционально — волевой сферы дошкольников» Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели нашего детского сада, являются нарушение коммуникативных.

Схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося 1. Общие данные об ученике: а) фамилия, имя, класс, возраст;.

Сказка как метод психологической коррекции Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками. Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали.

Методы психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Сказкотерапия У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать.

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников «Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны» Альберт Энштейн. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих.

Сказкотерапия в коррекции страхов дошкольников Сказка «Смелый Гномик» Рассматривает проблему: боязнь темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары, общая боязливость. Для детей 5-6.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста Цель – создать в рамках данного образовательного учреждения условия для максимального личностного развития и подготовки к обучению в школе.

Конспект психолого-педагогической работы в подготовительной группе «Северная лайка» Программные задачи: Образовательная область «Художественное творчество» Учить детей лепить собаку лайку, передавая её характерные особенности.

Вариант написания психолого-педагогической характеристики на ребенка с РАС Характеристика обучающегося ФИО ребенка, год рождения группа Общие сведения: — дата поступления в ДОП, — состав семьи мама – ФИО, папа.

Помощь детям, переживающим развод родителей. Сказкотерапия.
материал по теме

Именно через чтение и обсуждение сказок мы, уважаемые педагоги, можем достаточно успешно решать проблемы маленького человека и помочь ребенку пережить переломный момент в его жизни.

Скачать:

Вложение Размер
skazka_dlya_detey_roditeli_kotoryh_rasstayutsya.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка для детей, родители которых расстаются.

«Расставание». Анна Смирнова

В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького Мишутки папа ушел жить в другую берлогу. На прощание он сказал только: «Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже». Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не сможет играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: «Вставай, соня, день уже начался». «Какие странные эти взрослые, -размышлял Мишутка, -вечно им что-то нужно менять. Ведь все было так хорошо». Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, Мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

-Послушай филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может мы, его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

-Знаешь, Мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

-Я слышал сегодня, как мама плачет и совсем растерялся. Вдруг папа ушел из-за меня? Он, наверное , перестал меня любить и если я уйду из дома, вернется к маме. тогда она больше не будет плакать.

-Я думаю, что твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

-Но если ему плохо, почему он не вернется?

-Потому, что жизни взрослых часто происходит то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет прежде, чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

-Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

Читайте так же:  Как вложить материнский капитал в строительство дома

-Нет, не забудет, вы же часть его жизни.

-Я не хочу быть частью, пусть все станет как раньше.

-Понимаешь, Мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают и мамы с папами превращаются в бабушек и дедушек, нянчат внуков. В других семьях папы и мамы расстаются раньше появления внуков.

-Это как у лисенка? От них ушла мама.

-И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, и стоит ему заступиться, как и ему тоже достается.

-Я знаю, зайчик говорил, что боится папу, и с мамой ему спокойнее.

-Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное твои родители чувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как в семье зайчика, расстались.

Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увядать, постоянно споря и ссорясь. Когда же их пересадят на разные клумбы, они снова расцветают.

Так же бывает и у взрослых.Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит, и жить вместе становится трудно.

-Я понимаю, но от этого не легче.

-Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое тяжело случается. Главное, суметь это пережить.

-Трудно быть ребенком, вздохнул Мишутка.

-Взрослым быть тоже не легко.Ты поймешь это, когда вырастешь. так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ И РАЗВОД:как сделать, чтобы он стал не трагедией, а жизненным ур.

Развод – это разрыв супружеских отношений, он затрагивает реорганизацию всей семейной системы и практически всегда проходит на фоне болезненных переживаний у всех, без исключения, членов семьи.

В статьях описывается как дети реагируют на развод родителей, какие изменения происходят в поведении ребенка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА.

Арт-терапия в работе с детьми.

20 ноября — Всемирный День правовой помощи детям. Консультация для родителей «Права ребенка — соблюдение их в семье&raquo.

курсовая работа Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей

Влияние развода на ребенка. Методы психологической помощи детям в ситуации развода. Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.02.2008
Размер файла 56,2 K

Подобные документы

Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация. Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности. Виды и формы оказания психологической помощи детям в кризисной ситуации. Сказкотерапия как эффективный метод психологической помощи детям.

курсовая работа [71,7 K], добавлен 24.06.2011

Процесс развода как социально–психологическое явление. Воздействие на разводящуюся семью методами социальной работы с целью преодоления дезадаптации детей. Коррекционная программа, направленная на ее преодоление и профилактику в случае развода родителей.

дипломная работа [88,4 K], добавлен 27.05.2015

Видео (кликните для воспроизведения).

Семейные кризисы и развод как утрата семьи. Контакты во время развода: варианты развития взаимоотношений. Влияние родительского развода на дальнейшую жизнь детей. Социально-психологическая помощь выхода из кризиса детям, пережившим развод родителей.

дипломная работа [135,9 K], добавлен 23.04.2017

Анализ кризисных периодов в развитии семьи. Особенности развития взаимоотношений с детьми во время развода. Конструктивный выход детей из кризиса. Направления социально-психологической помощи в школе. Взаимодействие социального педагога с ребенком.

дипломная работа [76,2 K], добавлен 24.01.2018

Основные причины распада супружеских отношений, стадии их дезорганизации. Стратегии поведения в разводной ситуации. Формирование у детей искаженных представлений о семейной роли мужчины и женщины. Негативные и позитивные последствия разводов для детей.

курсовая работа [92,5 K], добавлен 24.04.2015

Сказка как поиск жизненного сценария и материала для психологической помощи ребенку. Арттерапия и сказкотерапия — психокоррекционные методики для психологической помощи детям. Выявление влияния сказок на развитие коммуникативных способностей детей.

дипломная работа [172,6 K], добавлен 13.01.2010

Развод как социально-психологическое явление. Суть социально-психологической адаптации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические особенности детей предподросткового возраста. Особенности социальной адаптации детей после развода родителей.

дипломная работа [288,5 K], добавлен 02.06.2014

Выявление проблем организации воспитания ребенка после развода. Виды и основные причины образования неполной семьи. Отношения детей и родителей в состоянии развода. Психологические проблемы детей. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

курсовая работа [162,3 K], добавлен 12.10.2012

Семья как институт социализации ребенка. Понятие нормативного и ненормативного кризисов семьи. Особенности реагирования детей на ситуацию развода в семье. Влияние развода родителей на подростков. Изучение самочувствия подростков в неполных семьях.

курсовая работа [89,9 K], добавлен 10.06.2011

Сущность понятия «развод», основные стадии. Влияние расставания родителей на детей. Характерные ошибки родителей при разводе, детские страхи. Возможные детские реакции детей дошкольного возраста. Терапевтические методы помощи, игровая и песочная терапия.

презентация [103,4 K], добавлен 18.11.2013

Развод родителей

Автор: admin · 20 марта, 2019

Чтобы поддержать ребенка, и объяснить, как теперь будет жить их семья, прочитайте ребенку «Сказку про маленькую весёлую рыбку» .

Развод родителей – это, конечно, очень не простая и сложная тема.

Развод сопряжен со стрессом, для всех участников это процесса. Развод родителей для ребенка является не меньшим стрессом, чем для взрослых. Он переживает и страдает от этого.

Если вы уже поняли, что развод неизбежен, то расскажите об этом своему ребенку. Пусть он обдумает эту горькую и грустную правду. Возможно он захочет поговорить об этом с обоими родителями, постарается как то приспособиться к непривычной для него ситуации. Дайте ему такую возможность.

Просто и понятно объясните причины расхода родителей, тогда ребенку будет легче принять новую ситуацию. Обязательно скажите, что родители могут разойтись, но разлюбить и расстаться со своим ребенком не могут, никогда. Они всегда его будут любить и заботится о нем, даже если и будут жить теперь не вместе.

Скажите ребенку, что он сможет видеться со вторым родителем. Если, вы знаете, что второй родитель не хочет, в дальнейшем, встречаться с ребенком, то обязательно, скажите ребенку, что причина не в нем.

Скажите, что ребенок не сделал ничего плохого, для того чтобы родители развелись. Потому что детям, часто кажется, что развод происходит по их вине.

Обязательно, общайтесь с ребенком чаще, уделяйте ему внимание, разговаривайте с ним, чтобы он чувствовал себя нужным, а не заброшенным.

Читайте так же:  Раздел квартиры дду

Сказкотерапия при разводе для ребенка

Про Маленькую Веселую Рыбку

К Морю текла большая, красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Весе­лую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Ре­кой по течению к Морю и росла-подрастала. А ещё у Ма­ленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой. Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко, казалось, померкло. Маленькой Рыб­ке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад, туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла её впе­ред и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить.

— Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как пре­жде? — спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. — Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

— Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я сле­таю вперед и расскажу тебе, что там? — спросил Ветерок и умчался далеко вперед.

А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

  • Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень сим­патичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.
  • Ну почему, почему Река разделяется? — возмутилась Маленькая Рыбка. — Я не хочу!
  • Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся. Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, — сказал ей мудрый Ветерок.

Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

Но верный друг Ветерок её успокоил:

— Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с то­бой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

— Ладно-ладно, я поняла, — засмеялась Маленькая Рыб­ка. — Сделаю, как ты советуешь!

Рыбка выбрала правый Ручей. И чем дальше, тем спо­койней становился Ручеек: сначала взъерошенный и мут­ный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И вто­рой Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Весе­лую Рыбку веселые брызги. От них над Ручейком зажегся мостик-радута. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со свои­ми Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

ЛЕЧЕБНАЯ СКАЗКА ПРО РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

Чт Май 19, 2016 9:32

ЛЕЧЕБНАЯ СКАЗКА ДЛЯ РЕБЕНКА ПРО РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ.
http://homepsychology.ru Татьяна Тонких ©

СКАЗКА ПРО РОЗОВУЮ КАПЕЛЬКУ.
Далеко-далеко за морями и океанами за лесами и горами, есть одна сказочная страна красок. В этой стране живут только одни краски.

Папы — краски, мамы — краски, дети- краски, дедушки, бабушки, дяди, тёти и все они — краски. В этой сказочной стране живёт маленькая капелька розовой краски. У неё есть мама – краска белого цвета и папа – красного цвета. Именно поэтому доченька у них получилась нежно розовая. Как — то раз капелька розовой краски стала рисовать. И нарисовала она красивую цветочную поляну и много-много разных бабочек. Она нарисовала целую сказочную страну бабочек и мотыльков, в которой жила – была одна бабочка, и звали её Баняша. Она была очень красивой, талантливой бабочкой, умела сама себя развеселить и развлечь. Она часто танцевала, порхая над цветами и травами, иногда пила вкусный нектар, а иногда просто наблюдала за тем, как танцуют и кружатся другие бабочки.

У Баняша была мама Нина, которая очень любила свою малышку — бабочку. Они вместе летали, катались на радуге, пили свежую росу по утрам, дышали свежим воздухом после дождя. Иногда по выходным Баняша со своей мамой летала к знакомым бабочкам и мотылькам на соседнюю цветочную поляну. У Баняши ещё был папа Егор, который тоже очень любил свою доченьку. Он всегда любовался ею и говорил, какая же она у него красивая и нежная.
Жили они все вместе дружно и счастливо. И вот однажды, волшебница Судьба (повелительница всех судеб в мире), решила сделать каждого в этой семье бабочек ещё счастливее. Когда вся семья спала под ночным небом крепким сном, Судьба прилетела к ним в виде лёгкого ветерка и шепнула на ушко что-то маме и папе Баняши.

Утром родители проснулись и приняли решение больше не жить и не летать вместе. Они решили, что Баняша теперь будет летать вместе с мамой Ниной, а папа Егор будет летать за лесом на другой цветочной поляне.
Баняша узнала об этом позже и сначала очень огорчилась. Она не понимала, почему это всё произошло с ней и для чего это нужно. Ведь она любила маму и папу одинаково. Она привыкла, что мама и папа всегда рядом и летают они все вместе. Сначала Баняша сердилась на маму, потом на папу, а затем на себя и на всю, нарисованную красочкой, волшебную страну.

Это были неприятные чувства: была злость, обида
Хотелось грустить и .
Продолжение сказки читайте на нашем сайте «Домашняя психология»: http://homepsychology.ru/skazka-razvod-roditelei

Сказкотерапия

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Сказкотерапия для детей.

Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи.

Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.

Что такое сказкотерапия.

Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.

Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.

Читайте так же:  Как подать на алименты беременной жене

Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.

И так давайте знакомится с таким интересным направлением.

Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии! Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.

Какая польза от сказок для детей.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.

С помощью сказок ребенок сможет:

  • Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
  • Фантазировать и развивать воображение;
  • Расширять свои знания об окружающем мире;
  • Сформировать положительные черты характера;
  • Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • Находить поддержку;
  • Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
  • Решить проблемы своего характера;
  • Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • Справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

С какого возраста можно заниматься.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.

В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.

В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.

Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Как заниматься.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.

Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок и вместе с героем погружается в его трудности и радости, «примеряет» на себя происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.

Работа с психотерапевтическими сказками.

  1. Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
  2. Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
  3. Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
  4. Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
  5. Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
  6. Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
  7. Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.

Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.

Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.

Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.

Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку!

Интересно почитать

Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей

По дисциплине «Консультативная психология»

Тема: «Сказкотерапия как методы психологической помощи детям в ситуации развода родителей»

1.1.Развод: влияние на ребенка…………………………………………………..5

1.2.Методы психологической помощи детям в ситуации развода………..…12

1.3. Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей………………………………………………………………15

2. Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей………………………………………………………………. 21

Актуальность темы. Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае — несчастливыми. Дефекты воспитания — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия — только отношение к ребенку.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

В настоящее время с увеличением числа разводов возросла актуальность психологических исследований в области детско-родительских отношений в ситуации развода.

В силу объективных и субъективных причин в настоящее время в нашей стране именно папа живет после развода отдельно от семьи, а обязанность по воспитанию детей не редко становится прерогативой только женщины. Это подтверждают факты статистики и примеры из нашей психологической практики. Но мы, тем не менее, не склонны умолять роль мужчины, отца в воспитании детей в полной и, уж тем более, неполной семье. Останавливаясь в основном на поведенческих реакциях женщин, мы руководствовались лишь тем, что эмоциональный фон развода чаще всего зависит именно от женщины, от того, насколько мудро и благоразумно она поведет себя в этот сложный период жизни семьи.

Объект исследования: Сказкотерапия

Предмет: Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей

Цель исследования: разработка сказкотерапевтических занятий

1. Проанализировать литературу по проблеме.

2 Разработать сказкотерапевтическую коррекционную программу для детей, переживших развод родителей.

1.1. Развод: влияние на ребенка.

Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод – это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей – это всегда разрушение среды обитания. Это и землетрясение, и война сразу [6].

Читайте так же:  Как подать документы на развод в суд

Одно из самых ближайших последствий послеразводового стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке [5].

Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?

1. Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

2. Одним из самых больших опасений детей являются грядущие изменения. С разводом эти изменения коснутся многих домашних обязанностей. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства – это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается и расставание с любимым животным.

3. Дети боятся, что, если они потеряли одного родителя, то они могут потерять и другого. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Они перестают чувствовать себя в безопасности, волнуются относительно того, кто будет заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы.
4. Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное – дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение [8].

Это очень важный момент развития ваших будущих отношений, как с бывшим мужем, так и с детьми. Совершенно ясно, что лгать детям нельзя. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. С другой стороны, понятно, что и всю правду о ваших отношениях иногда сказать, не травмируя ребенка, бывает невозможно. Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у него возникнут вопросы об отце (или матери).

Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но будет приходить к вам. Наиболее доступна для маленького ребенка формулировка: «Папа переезжает, больше с нами жить не будет, но будет приходить к нам, и ты сможешь с ним видеться столько, сколько захочешь». Понятно, что такие слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей. Подростку можно сказать больше, однако не нужно вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. К сожалению, приходится слышать высказывания типа: «Папа плохой, мы его выгнали и больше к нам не пустим». Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношения к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем. Когда произошел серьезный разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка любого возраста важно знать, что они продолжают любить его и будут всегда о нем заботиться.

В любом случае нужно понятно и доступно объяснить ему ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности лучше не говорить, как не говорить и о других случаях, когда поступки одно из супругов унижали достоинство другого. Вполне возможно, что вопроса «Почему?» не последует вовсе, т.к. дети склонны принимать обстоятельства такими, как они есть [1].

Но прежде чем приступить к разговору, нужно еще раз хорошо продумать – как понятно и правдиво объяснить детям, что произошло между вами, как часто папа (или мама) будут их видеть, где вы вместе с ребенком будете жить, кто из родственников будет чаще других гостить в вашем доме. Если ребенку расскажет об этом человек, которому он доверяет и которого любит, сообщит все обстоятельства по возможности спокойно, без преувеличений и без лишних эмоций, ребенок отнесется к происшедшему более разумно и спокойно.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Другими дополнительными стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд и повторный родительский брак. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно устранить негативные проявления.

Приведем некоторые наиболее общие реакции детей на развод, которые соответствуют определенному возрасту [15].

Грудной возраст. От рождения до 18 месяцев

Грудной ребенок, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Ребенок не может высказать того, что он чувствует, поэтому его частые заболевания становятся ответом на происходящее. Возможные детские реакции:

Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети склонны отставать в развитии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как сгладить негативные последствия: дети нуждаются в стабильности и близости с родными людьми. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода, особенно в отношении питания и сна. Обеспечьте ребенка его любимыми игрушками, проводите с ним время дольше обычного, чаще держите на руках, тем самым, обеспечивая физический комфорт. Воспользуйтесь помощью друзей и родственников, чтобы иметь возможность отдохнуть и быть бодрой тогда, когда это нужно в общении с ребенком [16].

Сказкотерапия при разводе для ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here