Совершенствование защиты прав детей

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Совершенствование защиты прав детей". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Совершенствование защиты прав детей

Права, свободы и интересы детей являются главной ценностью любого правового государства и гражданского общества. Их нарушение приводит не только к тому, что страдают дети здесь и сейчас, но и оказывается негативное влияние на будущие поколения, а также это отражает правовую культуру и моральный уровень всего современного общества.

Российским законодательством именно на родителей возложена приоритетная обязанность по воспитанию и содержанию своего ребенка, его защите. Так, согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ), родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также защищать права и законные интересы во всех, без исключения, случаях их нарушения. При этом родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий, разрешения и доверенности (ст. 64 СК РФ).

Статья 8 СК РФ предусматривает следующие способы защиты прав детей:

Судебный порядок. Защита прав детей, либо восстановление нарушенных прав осуществляется судами по правилам гражданского, уголовного либо административного судопроизводства.

Родители, будучи законными представителями своих детей, от своего имени, но в интересах детей, вправе обратиться в суд. В зависимости от характера противоправных действий, а также нарушенных прав несовершеннолетнего, порядок, сроки и форма обращения могут различаться.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда один родитель обращается в суд для того, чтобы взыскать со второго родителя алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка.

Данная ситуация безусловно относится к категории семейных правоотношений, т.к. регулируется нормами СК РФ (ст. ст. 80-88, 99-120), но в тоже время порядок обращения в суд регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ), и относится к исковому производству. Это значит, что родитель должен обратиться в суд с исковым заявлением. Обращаться можно в суд по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства — на свое усмотрение (ч. 3 ст. 29 ГПК РФ). При этом обращаться для взыскания алиментов необходимо в районный суд.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины по делам о взыскании алиментов на содержание ребенка составляет 150 рублей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ключевые документы, которые истец должен приложить к исковому заявлению: копии искового заявления для суда и ответчика; копия квитанции об оплате государственной пошлины; копии паспорта истца, а также свидетельства о рождении ребенка; документы, подтверждающие, что второй родитель не исполняет своих обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.

Итогом обращения в суд с подобным исковым заявлением станет решение суда о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка. В случае неисполнения решения суда взыскание алиментов будет производиться судебными приставами в порядке исполнительного производства.

Обращение в компетентные органы, к которым можно отнести: органы министерства внутренних дел (полицию), прокуратуру, органы опеки и попечительства. Необходимо отметить, что вышеуказанные органы действуют только в пределах их компетенций.

К примеру, органы прокуратуры действуют на основании ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (далее – Закон о прокуратуре РФ), и могут предъявить иск о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК); предъявить в суд, органы опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона о прокуратуре РФ); непосредственно участвовать в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ; ст. ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); вносить предостережение о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона о прокуратуре РФ); опротестовывать при наличии оснований акты других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (ст. 23 Закона о прокуратуре РФ).

Органы внутренних дел (далее — ОВД) руководствуются в своей деятельности ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях в РФ, СК РФ и иным законодательством. Сотрудники ОВД вправе участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Вместе с тем, для защиты прав и законных интересов детей родители и их законные представители вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местной администрации города. Среди полномочий данных комиссий можно отметить: профилактику правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность органов опеки и попечительства регулируется Федеральным законом № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве». В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого органы опеки и попечительства: предъявляют иски о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК РФ участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Читайте так же:  Рабочий день матери одиночки

В последнее время в области защиты и охраны прав, свобод и законных интересов детей набирает значение Институт Уполномоченного по правам ребенка в РФ и в отдельных субъектах России. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», основными задачами уполномоченного по правам ребенка являются: осуществление независимого контроля за соблюдением прав и законных интересов детей; обеспечение гарантий государственной защиты детей; содействие беспрепятственной реализации и восстановлению их нарушенных прав, свобод и законных интересов; совершенствование механизма обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов детей; разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди детей и их законных представителей; содействие в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Следует упомянуть, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации предоставляет необходимые способы и возможности для защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних. Основной проблемой остается низкий уровень осведомленности граждан о способах и возможностях защиты своих детей. Родителям важно понимать, что защита прав и свобод своих детей является не просто их правом, а обязанностью. В противном случае, компетентные органы могут обратить внимание и на родителей, чье бездействие наносит ребенку вред.

Член Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Артем ВОРОБЬЕВ

«Защита прав ребенка в образовательном учреждении» (Консультация для педагогов)

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_po_pravam_rebenka.docx 25.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Защита прав ребенка

в образовательном учреждении»

(Консультация для педагогов)

инспектор по охране

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой культуры, правовой практики по отношению к детям.

Педагоги ДОУ выполняют социальный заказ: воспитывают подрастающее поколение, которое в дальнейшем будет определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны. Поэтому система прав ребёнка и система образования должны объединиться в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка. А в рамках системы дошкольного образования может и должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

1. Правовая основа защиты прав ребенка в ДОУ

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях.

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жесткого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает:

— обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

— защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

— обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

— признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

— защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

— защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

— за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

— право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

— право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

— меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

— немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает:

— право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5);

— предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с Уставом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает права каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

Читайте так же:  Жена подала на развод как сохранить семью

2. Реализация защиты прав ребенка в ДОУ

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой — дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта .

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

— неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

— присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

— безработица, финансовые трудности;

— постоянные супружеские конфликты;

— статус беженцев, вынужденных переселенцев;

— низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок;

— умственные или физические недостатки ребенка;

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

— психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

— не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

— изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

— проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

— отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

Видео (кликните для воспроизведения).

— повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

— враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

— судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

— чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

— демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие. Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если у кого-нибудь из детей отмечаются похожие признаки поведения? В этом случае необходимо присмотреться более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых могут подтвердить опасения в отношении родителей?

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

— предположение подтверждается (не подтверждается);

— решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка .

Читайте так же:  Развод в декрете с одним ребенком

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

— разработка системы планирования;

— обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

— подготовка дидактического материала;

— определение содержания работы;

— создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Можно определить следующие формы их взаимодействия:

— встречи с интересными людьми;

— дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала) .

Подводя соответствующий итог и отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция — провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах ребенка». Это:

— познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

— развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.);

— способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);

— развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

— разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Социально-правовая защита детей и совершенствование российского законодательства в области защиты прав ребенка

Актуальные проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних

Комитет ООН по правам ребенка отметил следующие проблемы в области прав ребенка в современной России:

Недостаточные гарантии в отношении предупреждения незаконного вывоза (траффикинга) детей за рубеж, возможность «злоупотребления международным усыновлением в целях траффикинга детей, в том числе для их экономической и социальной эксплуатации»;

сохранение высокого уровня детской смертности, ухудшение инфраструктуры и служб здравоохранения;

отсутствие соблюдения прав детей в районах вооруженных конфликтов;

детский труд и экономическая эксплуатация детей;

отсутствие системы ювенальной юстиции, т.е. закона о ювенальной юстиции и ювенальных судов. Глушкова С.И. Права человека в России. Учебное пособие. М., Юрист, 2005. — С. 348.

Для решения этих и других проблем, связанных с соблюдением и защитой прав человека, постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 года была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004). Наряду с данной программой российским Правительством была утверждена 3 октября 2002 года Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 гг., которая включает в себя несколько подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети — сироты» и «Дети — инвалиды». Необходимость разработки и принятия Федеральной целевой программы «Дети России» была обусловлена следующими серьезными нарушениями прав ребенка в современной России:

  • а) только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми;
  • б) доля здоровых детей в субъектах Федерации — от 4 до 10%;
  • в) каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает;
  • г) рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей — объектов продажи и сексуальной эксплуатации;
  • д) более чем из 11 тысяч подростков, содержащихся за различные правонарушения в воспитательных колониях, многие не имеют образования, соответствующего возрасту;
  • е) рост числа детей — инвалидов. Глушкова С.И. Указ. соч. — С. 364

Так, в 1439 школах — интернатах системы образования обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками; 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме — интернате системы социальной защиты населения; 19,5 тыс. детей — в 249 домах ребенка системы здравоохранения. Там же.

Кроме данной программы, нуждаются в разработке также программы для защиты прав: детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (т.е. для детей — жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий); детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей — жертв насилия; детей, проживающих в малоимущих семьях; и т.п.

Актуальны и важны следующие направления государственной политики по защите прав детей, нуждающихся в тщательной разработке в современной России:

принятие законов о ювенальной юстиции;

создание действующих, реальных механизмов рассмотрения жалоб и оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

необходимость остановки процесса интернирования детей — сирот в детских учреждениях; а также:

развитие гражданских инициатив, направленных на защиту прав детей;

ликвидация детской безнадзорности и сиротства;

меры по выходу из тяжелого кризиса семьи и детства в России, причинами которого являются нищета и незащищенность, и т.п. Алыпшулер Б. Деятельность правозащитных организаций по защите прав детей // Права детей в регионах Российской Федерации. Доклад. М., Юрайт. 2002. — С. 7.

Стабильное будущее наших детей, нашего общества и мира в целом зависит от правовой защищенности детей, от того, насколько реален механизм признания, соблюдения и обеспечения прав детей.

Для совершенствования системы социально-правовой защиты детей в России необходимо развивать систему Федеральных и региональных программ по правам ребенка, создавать институты Уполномоченных по правам детей, по правам участников образовательного процесса (так называемого школьного омбудсмена), обучать детей защите своих прав и законных интересов, воспитывать у детей привычку, потребность в праве и защите своих прав, которые нарушаются не только действием, но и бездействием государственных органов. В России должно стать приоритетным ранее (с детских лет) формирование правового сознания, правовой культуры, осознание возможности, необходимости и естественности защиты своих прав.

Читайте так же:  Алименты на усыновленного ребенка после развода

Для реализации данных положений согласно ст. 5. Закона Самарской области от 06.05.2002 г. №18_ГД (ред. от 11.10.2005 г.) «Об уполномоченном по правам ребенка в Самарской области» ему предоставлены следующие права:

  • · обеспечение защиты прав ребенка;
  • · содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • · разработка мероприятий, направленных на усиление социальной защищенности детей на территории Самарской области;
  • · содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • · правовое просвещение в области прав ребенка, форм и методов их защиты Волжская коммуна, № 82, 11.05.2002 г..

Согласно ст. 6. Закона Самарской области от 30.12.2005 г. №246_ГД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Самарской области» комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут:

  • · вносить в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предложения по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.
  • · вести прием несовершеннолетних, родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
  • · применять в соответствии с действующим законодательством меры воздействия в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего, иных лиц за нарушение прав несовершеннолетнего и охраняемых законом его интересов.
  • · принимать меры, предусмотренные действующим законодательством, в отношении родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних Волжская коммуна, № 1 (25554), 06.01.2006 г..

Согласно Закона Самарской области от 16.07. 2004 г. №122_ГД (ред. 22.12.2005 г.) «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» устанавливаются следующие виды государственной поддержки граждан, имеющих детей:

Финансирование расходов, связанных с государственной поддержкой граждан, имеющих детей, осуществляется за счет средств областного бюджета Волжская коммуна, №133, 22.07.2004 г..

В нашем обществе постепенно формируется адекватное отношение к проблемам прав детей, намечается ответственная государственная политика. А это значит, что наступает поворот национального самосознания к проблемам прав ребенка. Можно полагать, что этот процесс не просто начался, а все более приобретает благоприятный характер.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проблемы развития законодательства в сфере социальной защиты несовершеннолетних

Бедственное положение детей осознается и озвучивается. На протяжении последних 20 лет в многочисленных официальных документах — программах, национальных планах, концепциях, Стратегии 2012 — 2017 гг. — не только назывались причины бедности детей и семей с детьми, сокращения рождаемости, плохого здоровья родителей и детей, но и предлагались разносторонние конкретные и значимые меры по исправлению сложившегося положения, многие из которых так и не были реализованы.

Несмотря на отдельные существенные решения, принятые в интересах детей, в развитии законодательства отчетливо проявилась и противоположная тенденция. Снижались ранее установленные для детей социальные гарантии, умалялись уже приобретенные ими права (были снижены размеры ежемесячных пособий на детей и ужесточены условия их предоставления; изменились в худшую сторону правила исчисления пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и по уходу за детьми, были монетизированы социальные льготы для детей-инвалидов и т.п.), ответственность за социальное обеспечение детей передавалась с федерального на региональный или муниципальный уровни, сокращалось финансирование социальной политики или оно было заведомо недостаточным и др.

Известны случаи выхода беременных женщин на акции протеста в связи с изменением правил исчисления пособий по беременности и родам, приведшим к сокращению размеров соответствующих страховых выплат, голодовок родителей из-за невозможности устроить детей в детские дошкольные учреждения и т.п. СМИ ежедневно обращаются к населению за материальной поддержкой детей, умирающих без дорогостоящей медицинской помощи, которая для семьи непосильна и по разным причинам не оказывается бесплатно. Тысячами исчисляются ежегодные отказы женщин от новорожденных детей в родильных домах. В России только по официальным данным производится в год около 1 млн. абортов.

Государство признается в ограниченности возможностей социального обеспечения маленьких россиян, открыто допуская их массовое иностранное усыновление, перед которым дети, лишенные попечения родителей, в силу своей беспомощности и незрелости беззащитны. При этом они лишаются российского гражданства и попадают в чужую для них среду. В течение длительного времени разрешалось прерывание беременности на больших ее сроках по многочисленным официально установленным социальным показаниям: многодетность, неполнота семьи, наличие в семье ребенка-инвалида, безработица одного из родителей, отсутствие надлежащего жилья, малообеспеченность семьи и т.д. Сейчас сохранилось лишь одно социальное показание для отказа от рождения ребенка при большом сроке беременности — факт изнасилования, хотя все названные выше факторы неблагополучия существуют и сегодня, а дети из таких семей, как отмечалось, наиболее уязвимы. Необходимость кардинального улучшения качества жизни детей, в том числе за счет социального обеспечения, дальнейших реальных действий в их интересах, равно как и научных исследований в этой сфере, не требует особых доказательств.

Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления защиты и необходимых благ беременной женщине. Права ребенка на жизнь и на охрану здоровья плохо совместимы с работой матери во время беременности. В перспективе все беременные женщины, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях, в особенности несовершеннолетние, должны получать пособие по беременности, причем с максимально раннего ее срока. Уже сегодня необходимо существенно расширить права учреждений здравоохранения на выдачу листка нетрудоспособности на весь период беременности — по состоянию здоровья женщины, по условиям ее труда либо по рекомендации врача в интересах ребенка.

Оптимальным продуктом питания в первый год-полтора жизни ребенка является материнское молоко, обеспечивающее адекватное развитие его организма при условии рационального питания кормящей женщины. Целесообразно ставить вопрос о предоставлении матери на весь период кормления ребенка грудью пособия по уходу за ним в большем размере, обеспечивающем, помимо прочих потребностей, ее качественное питание. Повышенный размер пособия мог бы стимулировать оптимальное кормление грудных детей.

Читайте так же:  Путин о материнском капитале сегодня

Для детей раннего (ясельного) возраста жизненно необходимо постоянное присутствие взрослого, что исключает для последнего возможность какой-либо иной регулярной деятельности, в частности оплачиваемого труда на условиях не только полной, но и неполной занятости. В соответствии с Трудовым кодексом РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако страховым случаем признается уход за ребенком лишь в возрасте до полутора лет (ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Необходимо согласовать нормы законодательства о труде и социальном обеспечении, признав страховым случаем уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой соответствующего страхового обеспечения застрахованному лицу или его супругу (супруге). Аналогично следует продлить период выплаты этого пособия и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое назначается в настоящее время в соответствии с региональным законодательством и составляет незначительную часть его официально установленного прожиточного минимума. Представляется, что федеральный законодатель не вправе самоустраниться от установления минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, по крайней мере для детей из многодетных и неполных семей.

Анализ теории и практики социального обеспечения детей позволяет сформулировать следующее общее правило, которое можно положить в основу развития законодательства о социальных пособиях. Учитывая, что средней заработной платы должно быть достаточно для воспроизводства рабочей силы, включая подрастающее поколение, блага социального обеспечения в виде ежемесячных семейных пособий на детей следовало бы предоставлять в дополнение к заработной плате родителей в тех случаях, когда размеры семьи (число детей) превышают определенный стандарт. В настоящее время таким условным стандартом можно назвать семью с двумя детьми (при двух работающих родителях) или единственного работающего родителя с одним ребенком. Соответственно, ежемесячное пособие должно назначаться на третьего и последующих детей в полной, на второго и последующих детей — в неполной семье без проверки нуждаемости, в заявительном порядке.

Другой причиной недостаточного развития социального обеспечения детей следует признать то обстоятельство, что в обыденном представлении ребенок является не столько полноправным гражданином государства, полноценным членом общества, сколько членом малой социальной группы — семьи. Хотя семья признается основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, в особенности детей, в то же время она существует автономно. Дети, как правило, живут с родителями, которые по собственному желанию и без какого бы то ни было согласования с государством или его разрешения произвели их на свет и тем самым приняли на себя ответственность за их судьбу. Поэтому в современном обществе, где многие взрослые люди бездетны, не желают, а зачастую и не могут себе позволить иметь детей, «детские» проблемы считаются частным делом семьи. Естественным является убеждение, что граждане должны соотносить потребность в детях или возможность их появления с наличием собственных финансовых и иных средств и условий, необходимых для их многолетнего содержания и воспитания.

В семейном законодательстве конституционная обязанность заботиться о детях конкретизируется и как обязанность родителей их содержать. Социальное же обеспечение детей выступает в качестве материальной поддержки семьи в тех случаях, когда родители в силу объективных причин не располагают минимально необходимыми средствами для их содержания. В значительном числе случаев, например, когда речь идет об обеспечении ежемесячными семейными пособиями, материальная поддержка предоставляется после проверки нуждаемости, то есть при явной недостаточности собственных доходов семьи. Не принимается во внимание, что само наличие детей, а тем более многодетность, даже при высокой заработной плате родителей нередко превращает семью сначала в малообеспеченную, а затем и в нищую. Соглашаясь с государственной позицией, добросовестные родители пытаются своими силами создать нормальные условия для жизни детей, в том числе и за счет интенсивной трудовой и бытовой нагрузок, ограничений в удовлетворении своих личных потребностей. В то же время миллионами исчисляются и родители, в основном отцы, которые не только проживают отдельно от детей, но и уклоняются от уплаты на них алиментов.

Что касается положения о справедливой заработной плате, об уровне оплаты труда, то его нарушает и сам законодатель, поскольку устанавливаемый им минимальный ее размер не только не соответствует его же собственному требованию об обеспечении достойного человека существования для него самого и его семьи, но не достигает даже физиологического прожиточного минимума, необходимого для удовлетворения потребностей хотя бы самого работника. Поставленная Стратегией 2012 — 2017 гг. задача сокращения бедности детей и обеспечения им минимального гарантированного дохода должна решаться прежде всего за счет установления механизма реализации положения ТК РФ о справедливой оплате труда. Без решения этого общего, но важного вопроса сфера социального обеспечения в силу ограниченности ее функций и средств не справится с проблемой детской бедности ни сейчас, ни в отдаленной перспективе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Развитие законодательства о правах детей и семей с детьми с учетом приведенных выше положений должно способствовать более оптимальному учету их интересов в сфере социального обеспечения. Органы социальной защиты населения должны играть активную организующую роль в объединении различных категорий семей с детьми для совместных действий в интересах детей, для решения проблем таких семей за счет самоорганизации и взаимопомощи, в том числе и в качестве социальных работников.

Совершенствование защиты прав детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here