Виды жестокого обращения с детьми

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Виды жестокого обращения с детьми". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Nav view search

Навигация

Искать

Авторизация

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Коммерческая сексуальная эксплуатация – это форма сексуального насилия над ребенком, которое совершается за вознаграждение в виде наличных денег или благ ребенку или третьему лицу.

Согласие ребёнка на сексуальный контакт не является оправданием, так как несовершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Формы сексуального насилия: половой акт; телесный контакт с половыми органами ребёнка; введение различных предметов во влагалище или анус ребёнка; мастурбация; демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку; демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку; совершение полового акта в присутствии ребёнка; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур; принуждение ребёнка к раздеванию в присутствии других лиц; игры сексуального характера; изготовление порнографических изображений ребёнка; подавление нормальных сексуальных интересов ребёнка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребёнка; разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребёнка; детская проституция; детский сексуальный туризм; детская порнография; трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях.

Физическое насилие

Физическое насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, телесные повреждения, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, вреда здоровью и угрозы жизни несовершеннолетнего.

Формы физического насилия: избиение; пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки; порка; нанесение травм, ожогов; вырывание волос; фиксация в неудобной позе; укусы; изоляция (запирание в кладовке, туалете и т. п.); преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребёнка в мороз на улицу без теплой одежды); грубое нарушение режима дня; обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос); сильное встряхивание грудных детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

2.Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье

Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в кризисных ситуациях.

Можно выделить следующие виды психологической помощи семье.

-Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психологическое консультирование — процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия-в-мире.

-Групповое консультирование (психотерапия) супружеских пар.

-Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.

-Групповое семейное консультирование (психотерапия

Пренебрежение нуждами

Пренебрежение нуждами – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами: оставление ребёнка без присмотра; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; несоответствие среды обитания потребностям ребёнка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребёнка, места для игр и занятий; приготовление пищи ребенку непригодным для него способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребёнка; отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена подгузников, стирка и смена белья и одежды; несоответствие одежды ребёнка погодным условиям; непредоставление медицинской помощи ребенку: обследования, лечения, профилактических прививок; неквалифицированное лечение ребёнка: дача лекарств без показаний, в неправильной дозировке; опасные условия для жизни ребёнка: антисанитария, паразиты, битое стекло, незащищенные электрические розетки, легкий доступ к ядовитым веществам и т.п.; отсутствие внимания развитию ребёнка соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребенком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей; бездействие в отношении школьного обучения или препятствование ему.

Распространённость

В основном физическому насилию дети подвергаются в своей собственной семье.

По научным данным на 2016 год, более 78 % детей в России сталкиваются с жестоким обращением в той или иной форме.

Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, физическому — мальчики. Чем младше ребёнок, тем чаще его бьют и тем более тяжкие телесные повреждения наносят. Наибольшему риску быть убитым или покалеченным подвержены дети младше 3 лет. Большинство случаев физического и психологического насилия приходится на родителей, из них половина — на матерей. Если насилие совершают не родители, то здесь 75% случаев приходится на мужчин. А сексуальное насилие совершают почти одни мужчины — 95% случаев. Отчимы насилуют девочек в 5 раз чаще, чем родные отцы.

Причины

Первой причиной жестокого обращения с детьми является личность насильника. Известно, что многие взрослые, проявляющие жестокость к детям, сами в детстве подвергались насилию со стороны своих родителей. Вероятно, они просто перенимают этот стиль воспитания и полагают, что это нормальный, правильный и единственный подход к детям. Очевидно, что именно личностные особенности Елены Спаховой побудили её проявить жестокое обращение с младенцем Егором, которого она похитила. Никаких других причин сделать это не было.

Вторая причина относится к личности ребёнка. Риск жестокого обращения выше у ребёнка с различными дефектами и отклонениями. Родителей может раздражать, что ребёнок плачет, не может ухаживать за собой, требует много внимания и времени. Чрезмерно обидчивые дети также подвергаются высокому риску насилия.

Третьей причиной являются принятые в обществе нормы, писаные и неписаные, в отношение насилия, в том числе в отношении детей.

Факторами, повышающими риск жестокого обращения с детьми, являются бедность, безработица. Хотя насилие над детьми встречается во всех слоях общества.

Отношение к жестокому обращению с ребёнком в российском обществе

По данным статистики в России в два раза меньше случаев жестокого обращения с детьми, чем в США. Но по данным той же статистики в России в два раза больше детей погибают от жестокого обращения!

Читайте так же:  Ребенок гражданский брак элементы

О чём говорят эти цифры? Вероятно, о том, что в России в два раза больше детей страдают от жестокого обращения, но факты жестокого обращения фиксируются в четыре раза реже.

Я не один год проработал в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и могу свидетельствовать, что должностные лица очень неохотно работают с фактами жестокого обращения с детьми.

Последствия

В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть.

Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности, психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями.

Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.

Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими.

Восприятие детьми жестокого обращения

1. Существует шесть основных видов поведения, которые дети 5–7 лет считают насилием: убийство, рукоприкладство (побои), изнасилование, моральное подавление, унижение, принуждение. Наиболее распространено представление о насилии как физическом воздействии: убийстве и рукоприкладстве.

2. Дети, не имеющие опыта домашнего насилия, воспринимают последнее как абстрактное преступное деяние (убийство, рукоприкладство, изнасилование): «Бандит стреляет в другого бандита, тот падает и умирает насовсем»; «Взрослые мальчики больно дерутся на улице руками и ногами – прямо кровь может с человека капать» или «Дядя тёте делает больно, и она горько так плачет».

3. Дети, пережившие опыт жертвы насилия в семье, воспринимают его как конкретную форму физического принуждения (побои), сочетающегося с моральным подавлением личности: «Папа, когда злится, бьет меня и маму»; «Мама, когда у неё плохое настроение, злобно говорит, что лучше бы меня, такой бестолковой, не было».

4. Главной причиной, по которой люди подвергаются семейному насилию, дети считают провоцирующее поведение жертвы при нарушении последней принятых в семье норм и правил. Само насилие дети воспринимают как эффективное средство «исправления» поведения или личности жертвы.

5. В процессе семейного воспитания с репрессивными элементами у детей нередко возникает положительный образ человека, прибегающего к насилию, которое, по их мнению, направлено на исправление их нежелательного поведения. Таким образом, у части детей может формироваться положительное восприятие насильственных действий как вынужденного средства адаптации к неприятным ситуациям взаимодействия ребёнка с близкими: «Я плохая, поэтому папа и мама меня иногда бьют».

6. Дети с опытом жертвы семейного насилия сами приблизительно в три раза чаще по сравнению с детьми без такового используют физическое принуждение в отношениях со сверстниками. При этом первая группа ребят не просто воспроизводит пережитые в личном опыте семейной жизни формы насилия, а осознанно выбирает виды насилия по отношению к другим в зависимости от содержательного контекста ситуации и целей своего поведения.

Профилактика

Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.

Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально-психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения, управления своими эмоциями, отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому самостоятельно с помощью книг:

1.2. Формы и виды жестокого обращения с детьми

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляются два основных понятия: насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в XМеждународной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы.

Жестокое обращение с детьми– насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.Насилие– форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства [17].

Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить на экономические, социальные, политические, идеологические, физические и др. Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают много различных действий. Существует ряд понятий, определяющие основные виды насилия, факторы риска и жестокого обращения с детьми [12].

Насилие –это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.

Домашнее насилие– это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другими разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).

Выделяют три сферы отношений, в которых происходит социализация детей и где ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.

Жестокое обращение с детьми– осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр.

Насильственные действиямогут проявляться в разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.

Жертва насилия– это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана.

Пренебрежениепреимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы и опеки, когда ребенок является бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслуживании и защите от опасных условий.

Физически жестокое обращениеопределяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

Сексуальное злоупотреблениепонимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрации порнографии, проституция несовершеннолетних.

Читайте так же:  Домашнее насилие цель проекта

Под сексуальным злоупотреблениемпонимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей.

Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Характеристика жестокого обращения с детьми включает:

Оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

Продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

Насилие и жестокое обращение следует отличать от агрессии, но эти феномены имеют много общего. Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

1.Основные формы жестокого обращения с ребенком

Различают четыре основные формы жестокого обращения сдетьми.

Физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Сексуальное насилие или развращение — осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральна жестокость) — отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Виды и формы жестокого обращения с детьми и их последствия

Различают четыре основных вида жестокого обращения с детьми: физическое, психическое (эмоциональное), сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие над ребенком – это умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

Физическое насилие над ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, наносит непоправимый ущерб здоровью ребенка. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1–2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное воздействие родителей или других взрослых на психику ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Психическое насилие является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми, тяжесть связанных с ним последствий дает основание считать психическое насилие основным механизмом, нарушающим психическое развитие ребенка и его социальное функционирование при ненадлежащем поведении родителей.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия над детьми являются:

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

импульсивность, недостаточная способность к контролю собственного поведения;

низкая самооценка и повышенная тревожность;

неумение устанавливать доверительные, эмоционально-теплые отношения;

трудности в общении со сверстниками.

Сексуальное насилие над ребенком – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не является оправданием, так как не­совершеннолетний не обладает свободой воли, находится в зависимом положении по отношению к взрослому и в силу функциональной незрелости не осознает значения действий взрослого и не может предвидеть все последствия этих действий.

Психологические последствия сексуального насилия разделяют на ближайшие и отдаленные. Ближайшие психологические последствия сексуального злоупотребления проявляются:

эмоциональными расстройствами (сниженное настроение, тревога);

когнитивными расстройствами (навязчивые воспоминания о случившемся);

поведенческими расстройствами (нанесение самоповреждений) и вегетативными (нарушение сна и аппетита).

К отдаленным психологическим последствиям сексуального насилия относятся:

нарушения сексуального поведения;

трудности при воспитании детей;

Пренебрежение нуждами – это постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Пренебрежение основными потребностями ребенка является чрезвычайно коварной формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно кажется сравнительно безопасным, хотя может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка. Ребенок, лишенный заботы родителей, оставленный ими без медицинской помощи, не получивший образования, не может стать полноценным членом общества. Нередко такие дети начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками, совершают преступления, что причиняет обществу значительный социальный ущерб.

3. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми

Насилие над детьми – сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы. Эта сложность и глубина предполагает необходимость долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или иным формам злоупотребления. Специалисты, работающие в этой области, должны быть подготовлены к долгосрочным непрерывным терапевтическим отношениям с членами таких семей, иногда в течение нескольких лет.

Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством. 1

Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья – убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. Официальные данные о детях, переживших насилие в семье, нигде не приводятся.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской беспризорности и беспризорничества, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения и насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних дел, но и всего общества.

Читайте так же:  Ошибка в свидетельстве о рождении ребенка

Насилие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.

По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 – 24%), запирание в темноте (10 – 15%), изгнание из дома (12,6%). 1

Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.

В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок – мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории.

Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.

С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.

Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.

Психологическая теория основывается на том, что ребенок сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Накоплен достаточный материал для того, чтобы сделать некоторые общие выводы относительно родителей, плохо обращающихся с детьми.

Взрослые – жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей.

Предполагается, что 90% родителей, жестоко обращающихся с детьми, имеют шансы на излечение. Оставшиеся 10% родителей, имеющих серьезные эмоциональные расстройства, рассматриваются как группа, недоступная для лечения с точки зрения общих терапевтических подходов. 1

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицом, осуществляющим уход или опеку. Эти повреждения могут включать побои, встряхивания, ожоги, человеческие укусы, душение, приводящие к синякам и рубцам, переломам, шрамам или внутренним повреждениям.

Каждый год более 50000 российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев. 38% от общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений составляют неспособные защищаться дети, инвалиды, женщины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

По разным источникам в 75 – 90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам; в 35 – 45% насильником является близкий родственник, а в 30 – 45%-дальний. 1

Российским законодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцами, и дети, вовлеченные в сексуальные отношения родителями или близкими, определяются как жертвы одного и того же деяния.

Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое пренебрежение – последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение – хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми

Выделяют 4 типа:

  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Психологическое (психическое) насилие.
  • Пренебрежение нуждами.

Психологическое насилие

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера и нарушению психического развития.

Формы психологического насилия: отвержение, игнорирование, открытая неприязнь, холодность, отказ в общении, унижение, высмеивание, запугивание, оставление в опасности или незнакомом месте, изоляция.

Отвержение – слова и действия, демонстрирующие неприятие ребёнка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребёнка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребёнка в страшное для него место; оставление ребёнка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Читайте так же:  Установление отцовства где сделать

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребёнка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребёнка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения: побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребёнка; воспрепятствование естественному развитию ребёнка; лишение ребёнка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

3. Предложенная в.В. Юстицкисом, который выделяет семьи:

1.«Недоверчивая семья»: повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам), с которыми семье приходится общаться.

2.«Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему

3.«Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей

М. И. Буянов выделил следующие стили:

• Тревожно мнительное семейное воспитание.

• Гиперсоциальное воспитание в семье.

• Гипосоциальное воспитание в семье.

• Эгоцентричное воспитание в семье.

Г.Т. Хоментаускас подчеркивает, что мир семьи разнообра­зен и многолик. Он дает родителям почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Вместе с тем родителям следует помнить, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к самому себе. семье.

К факторам, способствующим нарушению реализации воспитательной функции семьи, Н.И. Шевандрин относит:

· аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение и др.);

· недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

· неполный состав семьи;

· конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи);

Н.В. Клюева выделяет общие критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье: · выраженное удовольствие от общения с близкими людьми; · уверенность ребенка в своих силах и самодостаточность; · умение видеть свои недостатки и способность просить по­мощь у окружающих;

В.В. Бодалев и А.А. Столин разработали классификацию типов неадекватного отношения матери к ребенку, проявляющиеся в неполных семьях:

1) ребенок, «замещающий мужа2) гиперопека и симбиоз. 3) воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви. 4) воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.

4.Концепция SOS-детской деревни базируется на четырех принципах, сформулированных ее основателем Германом Гмайнером:

Каждый ребенок обретает маму, которая становится его постоянным спутником в жизни. Она живет вместе с доверенными ей детьми в одном семейном доме, ведет домашнее хозяйство, окружает их заботой и дарит материнскую любовь.

2. SOS-БРАТЬЯ И СЕСТРЫ.

В SOS-семье мальчики и девочки разного возраста воспитываются как братья и сестры. Родных братьев и сестер не разлучают, их помещают в одну SOS-семью.

3. SOS-СЕМЕЙНЫЙ ДОМ.

Каждая SOS-семья живет в отдельном и уютном семейном доме. Доверительная атмосфера в доме способствует созданию благоприятных условий для формирования семейных отношений.

4. SOS-ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ.

Сообщество SOS-детской деревни способствует развитию у детей чувства родства и защищенности. Деревня образует связующее звено с окружающим миром — это сообщество взрослых и детей. На этих же принципах строит свою работу и SOS-организация Республики Беларусь.

Герман Гмайнер смог убедить в правильности своей идеи огромное количество SOS-друзей, которые небольшими взносами помогли начать строительство детских деревень в других странах. «Цепная реакция добра» охватила все континенты и сегодня эта идея реализована в 131 стране мира, в том числе и в Республике Беларусь. «Будущее наших детей — это наше будущее», — эти слова принадлежат Герману Гмайнеру, который всегда был на шаг впереди своего времени.

5. Неадекватное поведение отца. Отцовское воспитание всегда специфично: для дочери он выступает эталоном настоящего мужчины; для сына он опять же, являясь эталоном настоящего мужчины, выступает защитником семьи, организатором ее быта, кормильцем, хозяином дома, мастером-умельцем, эрудитом в различных областях, авторитетом.

Отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспитания ребенка, Правомернее рассматривать воспитание как взаимодействие, т. е. совместную деятельность взрослых и ребенка в процессе достижения разнообразных целей, в результате которого осуществляется развитие личностию

При выборе и реализации поощрения и наказания как способов регуляции поведения ребенка необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

■ основным способом поощрения ребенка должна стать похвала, адекватно отражающая успехи и достижения ребенка;

■ материальные способы поощрения — подарки и другие блага — не должны быть привязаны к конкретным поступкам ребенка, а должны выступать как выражение положительного отношения к ребенку;

■ наказание, включающее запрещение действий и лишение благ, как и порицание поступков, должно соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка и открывать перед ним альтернативу возможных социально одобряемых действий;

Отсутствие у ребенка специальных традиций. В сплочении семьи, в адаптации ребенка важную роль играют традиции, т. е. устойчивые позитивные формы деятельности, обычаи. Роль традиций заключается в формировании произвольных форм поведения, в формировании положительных переживаний.

непосредственные детские традиции полезно сберечь: празднование дня рождения в шутливой форме, любимая с детства игрушка-талисман и т. д.

6. Под «семейной тревогой» Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами,опасениями,касающимися прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность эта обычно не распространяется на внссемейные сферы, а именно производственную деятельность, род­ственные, межсоседские отношения и т. п.

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большое значение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И. П. Павлова. Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источники перенапряжения: перенапряжение тормозного процесса, подвижности нервных процессов, столкновение противополож­ных процессов, или сшибка.

Состояние вины, связанное с семьей. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями индивида могут стать психотравмируюгдим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.

Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство индивида.

Читайте так же:  Мать в разводе с ребенком какие льготы

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

Каюмова Анна Михайловна
Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям — дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

2. сексуальное (развращение,

3. психическое (эмоциональное,

4. моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

1)Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка:

Поведенческие и психологические индикаторы:

— задержка развития, малоподвижность;

— дети могут становиться агрессивными, тревожными;

— могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой;

— тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

• малоподвижность, безразличие к окружающему миру;

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• реакция испуга на плач других детей;

• редкая улыбка и проявления радости;

• плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

• отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;

• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• копирование поведения взрослых;

жестокое отношение к животным;

• болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком:

— разные по времени возникновения;

— в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно,если:

— родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

— следы травм различной давности;

— родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

— обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

— не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

— отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

— повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

2. Моральная жестокость — (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный.

Всемирный день прав ребёнка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста Я, Хайруллина Э. Ш. воспитатель старшей группы «Звездочки» провела занятие на тему «Всемирный день прав ребенка». Цель занятия: формировать.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Фотоотчёт о развлечении по правовому воспитанию, приуроченного к «Всемирному Дню прав ребёнка» 20 Ноября. Едва на свете появился И приоткрыл свои глаза, Немного миру подивился — Ты получил свои права Дети – это маленькие создания,.

Консультация для приемных родителей «Жестокое обращение. Как приемный родитель может помочь ребенку» Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Краснополянский специализированный дом ребенка для детей с органическим.

«Права ребенка — соблюдение их в семье». Консультация для родителей Консультация для родителей «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ» В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Консультация для родителей «Соблюдение прав ребёнка в семье» Документы регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Всемирная декларация об.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей: «Жестокое обращение с детьми» Как бы печально это не звучало, но в наше время все чаще стало звучать понятие.

Консультация «Профилактика детского насилия» Цель : Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития.

Видео (кликните для воспроизведения).

Консультация для родителей «Детство без насилия» В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона — добро и темная сторона – зло. «Чтобы поверить в добро, надо.

Виды жестокого обращения с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here