Закон о домашнем насилии полный текст

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Закон о домашнем насилии полный текст". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

ЖизньСсылка дня: Полный текст законопроекта о бытовом насилии

Который составили правозащитники

В РУБРИКЕ «ССЫЛКА ДНЯ»

мы рекомендуем материалы других изданий на темы, заслуживающие внимания.

Хватит манипуляций, лжи и запугивания родителей! Законопроект предполагает реальные меры защиты жертв насилия и системную работу с агрессором, чтобы агрессор прекратил применять насилие, смог контролировать свой гнев, свои эмоции и не подавлять своих близких. Он направлен на помощь всем пострадавшим от насилия, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, материального статуса. Законопроект не предоставляет никаких новых полномочий органам опеки и никак не изменяет механизмы защиты прав детей, предусмотренные сегодня семейным законодательством.

Правозащитники подготовили специальную страницу на сайте Сети взаимопомощи «ТыНеОдна», на которой подробно объясняют проект закона о профилактике семейно-бытового насилия. Прежде всего, там опубликован текст законопроекта без правок, предложенных Советом Федерации. Напомним, что правозащитники раскритиковали редакцию госоргана, который подверг документ значительным изменениям — они противоречат изначальной цели и в целом делают его «бессмысленным».

Так, в Совфеде посчитали, что законопроект должен быть направлен на примирение сторон и «устранение причин» насилия в семье. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала участвовать в обсуждении документа всех, кто заинтересован в его качественной доработке, при этом указала на важность услышать мнение религиозных представителей. РПЦ уже выступила против принятия закона, заявив, что вся статистика о насилии «никак не связана с реальностью». А сайт Совета Федерации атаковали комментариями о том (на данный момент их более 6,7 тысячи), что детей будут изымать из семей за «воспитание подзатыльником и повышенный голос».

Чтобы объяснить, почему редакция Совфеда недопустима, в своём первом тексте законопроекта авторы оставили пояснения о важности того или иного положения. Кроме того, на странице можно найти правки, которые правозащитники подготовили для редакции Совета Федерации, — они объясняют, чем грозят предложенные госорганом термины и пункты. В разделе «За и против» можно увидеть, какие общественные и культурные деятели высказываются в поддержку закона о домашнем насилии, а какие, наоборот, требуют не принимать документ. На странице найдутся и материалы, которые используются в кампании против закона о бытовом насилии — правозащитники называют их ложью и поясняют, чему именно противоречат высказывания противников документа.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

2 декабря 2019 года

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Законодателями предложен комплекс мер по защите прав лиц, подвергающихся семейно-бытовому насилию

Согласно законопроекту, семейно-бытовое насилие представляет собой умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

Законопроект направлен на защиту супругов, в том числе бывших, лиц, имеющих общего ребенка (детей), близких родственников, а также совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство иных лиц, связанных свойством. Нарушителем является лицо, достигшее восемнадцати лет, совершившее или совершающее семейно-бытовое насилие.

Профилактика семейно-бытового насилия включает в себя оказание помощи лицам, подвергшимся насилию, выявление и устранение причин и условий его возникновения, пресечение насилия как явления, привлечение к ответственности виновных лиц.

Профилактическое воздействие осуществляется в формах правового информирования, профилактической беседы, учета и контроля, помощи в социальной адаптации и реабилитации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, применения специализированных психологических программ, выдаче защитного предписания, а также судебного защитного предписания. Одновременно могут применяться несколько форм профилактического воздействия.

К примеру, защитным предписанием нарушителю может быть запрещено совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону, с использованием сети «Интернет», предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю. Неисполнение защитного предписания влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

Нарушители обязаны участвовать в профилактических мероприятиях, получить вынесенные в их отношении защитные предписания, соблюдать установленные запреты.

В законопроекте приводится перечень субъектов профилактики семейно-бытового насилия, а также определены их полномочия в осуществлении мер профилактики.

Полный текст законопроекта, подготовленного членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, опубликован на сайте Совета Федерации для общественного обсуждения.

Опубликованы поправки к последней версии законопроекта о домашнем насилии. Главное

Депутаты Госдумы, правозащитники и адвокаты подготовили поправки к последней версии законопроекта о профилактике домашнего насилия, которая была раскритикована общественностью. В них, в частности, уточняется расстояние, на которое преследователю будет запрещено приближаться к жертве, подробно раскрыт термин «семейно-бытовое насилие» и перечислены его виды, а также прописаны варианты наказания абьюзеров. «Предполагаются реальные меры защиты жертв насилия и системная работа с агрессором. Мы выступали и будем выступать за работающий закон, который действительно спасет и защитит пострадавших от домашнего насилия», — написала на своей странице в Facebook соавтор поправок, правозащитница Алена Попова.

Основные положения поправок к законопроекту

1. Определение семейно-бытового насилия. Авторы поправок пишут, что семейно-бытовое насилие — это умышленное действие или бездействие в отношении близких, если это деяние причиняет пострадавшему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет психические страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Сюда же относится угроза совершения подобного деяния.

Оговариваются виды домашнего насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Право на необходимую оборону предлагается не считать семейно-бытовым насилием. Кроме того, уточняется, что если родители, например, не разрешают своему ребенку слишком много времени проводить около компьютера или записали его в спортивную секцию, то они не совершают насилия.

«Более того, важно понимать, что „не купил ребенку трансформера“ или „не купил жене шубу“ также не является ни в коем случае экономическим насилием», — говорится в поправках к законопроекту. Под экономическим насилием предлагается понимать умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, лекарств или иных предметов первой необходимости

К физическому насилию относятся любые умышленные насильственные действия (лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ, причинившие вреда здоровью и физической боли), а также отказ в удовлетворении основных потребностей в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности пострадавшего. Психологическое насилие — это, в том числе, оскорбления и распространение клеветы, высказывание угроз, шантаж, преследование, изъятие личных документов. Сексуальное насилие — деяние, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу пострадавшего, в том числе посредством силы, угроз или шантажа.

2. Преследование. Еще один термин, который, как и семейно-бытовое насилие, пока не закреплен юридически. Согласно предложенным поправкам, преследование — это действия, направленные на пострадавшего вопреки его воле. Они могут выражаться в поиске жертвы, попытке выяснить ее место проживания или пребывания, навязчивых телефонных звонках (сообщениях в интернете), в попытках выйти на связь через третьих лиц. Преследование — это также посещение места работы, учебы или лечения пострадавшего.

Читайте так же:  Занятие жестокое обращение с детьми

3. Право на защиту и профилактика. Закон о домашнем насилии должен распространяться не только на формальных родственников, а на всех проживающих совместно, а также бывших супругов, их иждивенцев, близких и свидетелей правонарушения, работников соцслужб, если есть основания полагать, что им тоже может быть причинен вред.

В профилактике домашнего насилия, по мнению авторов поправок, могут принимать участие как органы власти, надзорные органы и полиция, так и общественные и кризисные некоммерческие организации. Меры профилактики нужно предпринимать незамедлительно после того, как к ним поступят заявления пострадавшего или узнавших о факте насилия, решения судов или компетентных органов.

Среди мер профилактики называются индивидуальные профилактические беседы и постановка на учет агрессоров. Законопроект также подразумевает принудительные специальные курсы по работе с гневом для реабилитации абьюзеров. Для пострадавших предусмотрены программы психологической поддержки.

4. Защитные и охранные предписания. Защитные предписания должны выдавать сотрудники полиции. Предписание выносится с согласия пострадавшего и без, если жертва из-за возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости или по какой-то еще причине не может выразить согласие.

Документ запрещает нарушителям преследовать и вступать в любые контакты с жертвой, приближаться к пострадавшему на расстояние ближе, чем на 50 метров. Действовать предписание будет 30 суток, в случае необходимости этот срок может быть продлен до двух месяцев. На время действия защитного предписания нарушитель ставится на профилактический учет органами внутренних дел.

Охранные предписания будут выдаваться в судебном порядке в случае, если защитное предписание не останавливает нарушителя. Оно может продлеваться максимум на срок до двух лет и предполагает более широкие меры воздействия. Обидчику также нельзя будет контактировать с жертвой, приближаться на расстояние ближе, чем на 50 метров, а еще приобретать и пользоваться любыми видами оружия. Агрессора могут обязать покинуть совместное жилье (независимо от того, кто является собственником жилого помещения, но при условии наличия у нарушителя возможности проживать в ином жилом помещении, в том числе по договору найма). Кроме того, абьюзера могут заставить передать пострадавшему человеку личные вещи, которыми он располагает, а также пройти специализированную психологическую программу.

За первое нарушение защитного предписания нарушителей предлагается наказывать штрафом, а за повторное или игнорирование охранного ордера — привлекать к уголовной ответственности, предусмотрев один год лишения свободы. Также могут быть назначены исправительные или обязательные работы.

5. Временное жилье. Авторы поправок считают, что органы власти обязаны «незамедлительно обеспечить» временным бесплатным жильем жертву домашнего насилия, если такая просьба поступила от потерпевшего. Оговаривается срок — минимум на два месяца. Он может быть продлен, если угроза жизни и здоровью потерпевшему не устранена.

Соавторами поправок стали депутаты Оксана Пушкина, Ирина Роднина, Ольга Савастьянова, Елена Вторыгина, Татьяна Касаева, адвокаты Мари Давтян и Алексей Паршин, а также правозащитница Алена Попова. Все они принимали участие в разработке опубликованной Совфедом версии законопроекта.

Обсуждение законопроекта — до 15 декабря

Последняя версия законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия была опубликована на сайте Совфеда 29 ноября. Эксперты раскритиковали документ, заявив, что его положения не были согласованы с рабочей группой, принимавшей участие в его разработке. «Это редакция не просто урезанная и сокращенная, она еще и во многом юридически безграмотная. Это результат заигрываний Совфеда с разного рода радикальными консервативными группами», — отметила адвокат Мари Давтян.

Дмитрий Медведев прокомментировал законопроект о домашнем насилии

Сейчас опубликованный законопроект — предмет открытого общественного обсуждения, которое продлится до 15 декабря. К размещенному на сайте Совфеда документу уже поступило более 5 тыс. комментариев.

За принятие законопроекта выступают многочисленные кризисные центры, правозащитные, благотворительные и феминистские сообщества. Генпрокуратура поддержала введение защитных предписаний для домашних агрессоров. Против закона о домашнем насилии высказываются ультраконсервативные организации вроде «Сорока сороков» и «За права семьи». Они считают, что закон разрушит институт семьи в России, поскольку нарушает пределы вмешательства государства в домашние дела граждан. В РПЦ заявили, что закон о домашнем насилии приведет к «бракоразводным войнам».

Согласно недавнему опросу «Левада-центра», каждый третий житель России (31%) сталкивался с домашним насилием в собственной семье и своем ближайшем окружении. По данным МВД, за девять месяцев 2019 года от домашнего насилия пострадала 15 тыс. 381 женщина. Исследование «Новой газеты» и «Медиазоны» показало, что 79% осужденных женщин становились жертвами насилия со стороны тех, кого потом убили.

ЖизньЧто будет и чего
не будет в новом законе
о домашнем насилии

Шелтеры, беседы и охранные ордера

В России до сих пор нет отдельного закона

о домашнем насилии — хотя, по данным ООН, похожие законы приняты по крайней мере в ста сорока четырёх странах. За последние двадцать лет соответствующие законопроекты составлялись десятки раз, но пройти чтения в Госдуме им не удавалось. Самый известный законопроект о домашнем насилии последнего времени был внесён в Госдуму три года назад, в 2016 году, однако он не прошёл первое чтение.

К работе над нынешним законопроектом присоединилась депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина. Законопроектом занимаются члены трёх рабочих групп: Госдумы, Совета Федерации и Совета по правам человека при президенте РФ, — под руководством вице-спикера Галины Кареловой.

Валентина Матвиенко отметила, что Совет Федерации рассчитывает подготовить проекты нормативно-правовых актов по борьбе с домашним насилием к началу декабря. Представители Минтруда и МВД должны дать свои комментарии до 1 ноября. Предполагается, что после парламентских слушаний в Госдуме документ обсудят на площадке Совета Федерации, а затем итоговый текст, с учётом всех предложений, внесут в Госдуму.

Мы решили разобраться, как должен работать новый закон о насилии — и как он будет защищать пострадавших.

Разработка закона

В 2016 году в Госдуму внесли законопроект, который разработали правозащитница Алена Попова и адвокат Мари Давтян. Документ не прошел даже первое чтение. Спустя два года к работе подключилась зампредседателя комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина. Летом 2019 года инициативой заинтересовалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко — она поручила проанализировать законодательство и проконсультироваться с женскими организациями. Итоговый проект закона о домашнем насилии должен быть готов к 1 декабря.

Осенью обсуждение законопроекта усилилось: 16 октября представители Совета Федерации провели конференцию и рассказали, как ведется разработка документа. В Госдуме 21 октября прошли парламентские слушания по предупреждению домашнего насилия. «Заслушанные мнения сторонников и противников закона говорят о том, что мы на верном пути. Работа над проектом закона ведется нижней и верхней палатой совместно с СПЧ. О нюансах закона, терминологии и механизме профилактических действий говорить пока рано, но рабочей группой активно обсуждается возможность введения термина «домашнее насилие» и защитных предписаний», — прокомментировала «Таким делам» Оксана Пушкина.

Правозащитники настаивают на трех важных пунктах в законе: определение домашнего насилия и его видов (сексуальное, физическое, экономическое, психологическое), охранные ордера (предписания, которые запрещают насильнику приближаться к жертве, контактировать с ней и ее близкими, преследовать ее), перевод всех дел о домашнем насилии в категорию частно-публичных и публичных.

Читайте так же:  Статистика дети после разводов

«Главная задача законопроекта — предложить меры, направленные на предотвращение новых правонарушений и защиту пострадавших, — говорила Оксана Пушкина. — В качестве таких мер может применяться та же профилактическая беседа, если, к примеру, в пылу ссоры член семьи только угрожает рукоприкладством. Но если тиран перешел от слов к делу, то нашим законопроектом предусмотрены охранные меры для пострадавшей стороны».

Публичное и частно-публичное обвинение

Ещё одна важная задача нового российского законопроекта о домашнем насилии — добиться того, чтобы перевести соответствующие дела о домашнем насилии в категорию публичного и частно-публичного обвинения из частного обвинения (так сегодня, например, обстоят дела со статьёй 116 УК РФ, касающейся повторных случаев побоев). В этом случае потерпевшим не придётся самостоятельно доказывать вину агрессора — от них требуется лишь написать заявление, а обвинением займётся государство. При этом рассказать о произошедшем насилии правоохранительным органам могут не только те, кто непосредственно от него пострадали, но и любой человек, ставший свидетелем насилия или узнавший о нём.

Изгнать и перевоспитать агрессора. Каким будет закон о семейно-бытовом насилии?

К внесению в Госдуму готовится законопроект о профилактике семейно-бытового насилия, который должен дать жертвам право на реабилитацию и охранный ордер от агрессора. Правозащитницы добиваются принятия специального закона много лет — в современном российском законодательстве нет понятия «домашнее насилие». Какие предложения есть в документе и как он может изменить ситуацию в семьях — в материале «Таких дел».

Фото: pxhere.com

Масштабы домашнего насилия

В российском законодательстве нет понятия «домашнее насилие» — в Уголовном кодексе есть ответственность за побои, истязания, угрозу убийством и избиение. При этом побои в отношении близких родственников в 2017 году перешли из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения. Правозащитники указывают, что из-за этого невозможно представить настоящий масштаб проблемы домашнего насилия: государство вмешивается в частную жизнь только тогда, когда преступление уже совершено.

Согласно исследованиям кафедры уголовного права Санкт-Петербургского государственного университета, среди потерпевших от семейного насилия доля женщин составляет до 75%, а когда речь идет о супружеском насилии — до 91%. Однако две трети жертв насилия со смертельным исходом — мужчины. Более половины (56%) жертв домашнего насилия, обратившихся за помощью в правоохранительные органы, остались не удовлетворены их работой.

В последние годы Россия оказывается в списке стран, чьи законы хуже всего защищают женщин от насилия, — на одном уровне с Экваториальной Гвинеей, Федеративными Штатами Микронезии, Габоном, Гаити, Ираном, Кувейтом. Закон о семейно-бытовом насилии принят в 127 странах, но в их числе нет России. За последние 20 лет законопроекты о домашнем насилии составлялись десятки раз, однако до рассмотрения в Госдуме они не доходили, несмотря на то что около 40% всех тяжких насильственных преступлений в РФ совершается в семье.

Охранные ордера

Наказание для агрессора (например, в случае побоев или изнасилования) не обязательно защищает пострадавших от новых актов насилия. Если приговор не подразумевает лишения свободы, нападавший может продолжать контактировать с пострадавшим человеком — например, вернуться в общий дом, угрожать или преследовать.

Для защиты пострадавших в такой ситуации закон предлагает защитные предписания, или охранные ордера. Это документ, запрещающий агрессору приближаться к пострадавшему человеку на определённое расстояние, преследовать его или её, а в ряде случаев ещё и обязывающий агрессора покинуть совместное жильё. Планируется ввести два типа охранных ордеров. Первый — защитное предписание, которое выдаётся полицией. Оно запрещает агрессору приближаться к пострадавшему человеку и выяснять его местоположение.

Второй тип ордера — судебное защитное предписание, которое выдаётся в судебном порядке. Оно может означать более широкие меры, чем простое защитное предписание: например, агрессора могут обязать покинуть совместное жильё или передать пострадавшему человеку личные вещи, которые находятся у него, пройти психологическую программу.

По словам Мари Давтян, в новом законопроекте произошли небольшие изменения вокруг защитных предписаний. Они обсуждаются до сих пор — одним из больших вопросов остаётся то, будут ли они предусматривать выселение и как это будет реализовано.

При этом эксперты отмечают, что запрет на приближение также может быть экономически выгоднее государству: пострадавшей не нужно обращаться в кризисный центр, она может спокойно заняться решением бытовых вопросов. «Когда мы говорим о домашнем насилии в классических ситуациях, например о насилии супругов, очень часто речь идёт о жилье, находящемся в совместной собственности, — говорит Мари Давтян. — Женщины с детьми вынуждены сбегать в кризисный центр, искать ресурсы, чтобы снимать квартиру. Агрессор занимает в том числе и её жилое помещение и прекрасно себя чувствует. Никто не лишает человека имущества — позже никто не мешает разделить его в гражданском порядке». К тому же нередко речь идёт и о ситуациях, когда у агрессора есть другое жильё — например, другая квартира, которую сдают в аренду, или регистрация по другому адресу.

В других странах подобные вопросы могут решаться по-разному — например, в Великобритании вопрос, кто из партнёров остаётся жить в семейном доме, определяет судебное предписание.

Убежища и шелтеры

Один из важных моментов защиты пострадавших от домашнего насилия — возможность оградить их от дальнейшего насилия, в том числе и предоставив место в специальном убежище или шелтере. По словам Мари Давтян, нынешнее законодательство предусматривает социальную помощь пострадавшим от домашнего насилия, но авторы законопроекта надеются проработать эту помощь более детально. «По факту сегодня регионы решают, сколько будет убежищ, где они будут находиться, какие услуги будут предоставлять. К примеру, в огромном регионе типа Бурятии может быть открыт один кризисный центр в Улан-Удэ, который все нужды региона покрывать не будет, — продолжает Давтян. — Виды оказываемых услуг и то, как потерпевшие будут их получать, тоже регулируют регионы. Сегодня регион может по факту не открывать профильные учреждения — это его добрая воля. Например, они могут предоставлять услуги шелтера в местах для лиц без определённого места жительства, во временных ночлежках. Дело не только в том, где спрятаться и переночевать, — в кризисном центре должна проводиться большая работа с потерпевшими: реабилитация, социальные, медицинские, юридические услуги».

Кроме того, многое в уже существующей системе работает не на помощь пострадавшим. «Например, сегодня, чтобы бесплатно получить социальную помощь, нужно быть признанным малоимущим, нуждающимся в этой социальной помощи и не иметь возможности её оплачивать, — говорит адвокат. — При этом когда считают категорию малоимущих, учитывают доходы всех членов семьи, включая агрессора. В 2016 году мы подробно прописывали, что нужно не считать доходы агрессора, а в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить шелтер, вообще не трогать доходы потерпевших».

Ещё один важный аспект, по оценке Мари Давтян, возможность предоставлять пострадавшим бесплатное убежище вне зависимости от места регистрации. То, что для попадания в кризисный центр требуется местная регистрация, может сильно мешать потерпевшим — особенно тем, кто скрываются от агрессора и переезжают.

Миф № 4. По этому закону будут отбирать детей за запрет на компьютерные игры

В формулировке названия законопроекта ясно сказано – ФЗ о профилактике семейно-бытового насилия.

Читайте так же:  Разрешили домашнее насилие

Выше в статье уже был перечислен перечень профилактических мер, предлагаемых законопроектом. Позднее они ещё раз будут названы и подробно описаны. Пока что можно отметить, что ни ограничение свободы, ни лишение свободы, ни лишение родительских прав не входят в компетенцию профилактики насилия. При условии, что обсуждаемый и подготавливаемый сегодня текст закона будет опираться на архивный, никаких существенных мер, насильника невозможно будет посадить в тюрьму или заставить выплачивать космические штрафы.

Охранный ордер

Законопроект предлагает ввести охранный ордер — документ, который запрещает насильнику приближаться к жертве ближе чем на 50 метров, контактировать с ней и ее близкими. В некоторых случаях агрессорам придется покидать место совместного жительства или возмещать жертве расходы на оплату временного жилья. Практика охранного ордера проверена более чем в 120 странах.

«Как осуществлять охранные нормы, когда люди живут в одной квартире и у них нет возможности разъехаться? Они каждое утро встречаются на кухне и не могут ограничить общение, потому что они по одному коридору должны пройти», — говорит сенатор Инна Святенко.

Она добавила, что правоохранительным органам нужно будет выстроить работающую систему для таких случаев. Депутат Татьяна Касаева тоже указывает, что важно прорабатывать механизмы правоприменения. Она привела в пример ситуацию, когда единственным наказанием агрессора становится штраф. «Меры эти действенны? Нет. Жертвы, наоборот, будут скрывать, потому что будут понимать, что это наказание будет выплачено из семейного бюджета», — объясняет Касаева.

Видео (кликните для воспроизведения).

Татьяна Касаева подчеркивает, что для профилактики домашнего насилия необходимо создать систему взаимодействия между госорганами. «Те меры, которые должны государством выполняться по предотвращению этих деяний, к сожалению, у нас крайне слабые или не прописаны в законодательстве», — комментирует представитель Госдумы.

«Закон не хочет всех пересажать в тюрьму. Закон хочет, чтобы домашнее насилие было искоренено под ноль», — говорила правозащитница Алена Попова.

О том, что делать жертвам бытового насилия до появления закона, член президиума Координационного совета НСБ России Владимир Каширов говорит: «Не терпеть, звать полицию, общественность, друзей, родственников, бить во все колокола. Самое главное — не скрывать».

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.

Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

По всем вопросам обращайтесь на [email protected]

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • Instagram
  • Youtube
  • Flipboard
  • Дзен

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

(Протокол № 3 от 01.12.2016 г.)

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
125009, г. Москва, Столешников пер., д.6, стр.3

ИНН: 9710001171
КПП: 771001001
ОГРН: 1157700014053
Номер счета получателя платежа: 40703810238000002575
Номер корр. счета банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование банка получателя платежа: ОАО СБЕРБАНК РОССИИ г. Москва
БИК: 044525225

Регистрируясь на интернет-сайте благотворительного фонда «Нужна помощь», включающего в себя разделы «Журнал» (takiedela.ru), «Фонд» (nuzhnapomosh.ru), «События» (sluchaem.ru), «Если быть точным» (tochno.st), («Сайт») и/или принимая условия публичной оферты, размещенной на Сайте, Вы даете согласие Благотворительному фонду помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд») на обработку Ваших персональных данных: имени, фамилии, отчества, номера телефона, адреса электронной почты, даты или места рождения, фотографий, ссылок на персональный сайт, аккаунты в социальных сетях и др. («Персональные данные») на следующих условиях.

Персональные данные обрабатываются Фондом для целей исполнения договора пожертвования, заключенного между Вами и Фондом, для целей направления Вам информационных сообщений в виде рассылки по электронной почте, СМС-сообщений. В том числе (но не ограничиваясь) Фонд может направлять Вам уведомления о пожертвованиях, новости и отчеты о работе Фонда. Также Персональные данные могут обрабатываться для целей корректной работы Личного кабинета пользователя Сайта по адресу my.nuzhnapomosh.ru.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом путем сбора Персональных данных, их записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения, использования, удаления и уничтожения (как с использованием средств автоматизации, так и без их использования).

Передача Персональных данных третьим лицам может быть осуществлена исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Персональные данные будут обрабатываться Фондом до достижения цели обработки, указанной выше, а после будут обезличены или уничтожены, как того требует применимое законодательство Российской Федерации.

Миф или правда? Разбор текста законопроекта о домашнем насилии

Краткое содержание:

21 октября 2019 года в социальной сети «ВКонтакте» на стене группы Государственной думы появился опрос на тему необходимости закона о профилактике домашнего насилия. Количество проголосовавших превысило цифру в 185 000 человек (аккаунтов).

Интернет наполнен противоречивым контентом и от тех, кто за принятие закона, и от тех, кто крайне недоволен такой инициативой. Поисковые запросы вперемешку выдают ссылки на сборы подписей в пользу законопроекта и на статьи с подробными объяснениями о том, почему этот проект антисемейный.

Рассмотрим самые частые аргументы противников принятия закона и сверим их с предполагаемым текстом законопроекта. Опираться будем на законопроект аналогичной темы №1183390-6 от 2016 года, который в настоящее время можно найти в архиве сайта ГД.

Миф №2. Этот закон отменяет презумпцию невиновности и противоречит Конституции

В тексте законопроекта перечислены принципы профилактики бытового насилия. В их число входят законность, гуманизм и соблюдение и защита прав, свобод, законных интересов человека и гражданина (ст. 4 текста проекта ФЗ). Данные принципы демонстрируют, что закон не противоречит Конституции РФ и не посягает на презумпцию, т. к. она – одно из основных прав человека и гражданина.

Профилактический учёт и надзор

Законы о домашнем насилии не обязательно подразумевают отдельные наказания для агрессора. Ответственность для него может наступать по другим статьям, например за нанесение телесных повреждений. При этом законы, в том числе и российский, подразумевают меры, которые должны служить профилактикой — остановить агрессора от того, чтобы он в будущем вновь прибегал к насилию или действовал ещё более жестоко.

Читайте так же:  Бывшая жена хочет подать на алименты

Авторы закона предлагают выявлять факторы, причины и условия, способствующие домашнему насилию. При этом в качестве мер профилактики могут использоваться методы, которые уже есть в нынешнем законодательстве, например постановка на учёт. Кроме того, за правонарушителем могут вести профилактический надзор (он также уже есть в системе профилактики правонарушений) — предполагается, что органы внутренних дел будут следить за агрессором и за тем, чтобы он соблюдал все наложенные на него ограничения.

Профилактическая беседа

Ещё одна форма воздействия, существующая не только в рамках закона о домашнем насилии, но которую можно использовать и в отношении агрессоров, — профилактическая беседа. Предполагается, что сотрудник полиции выявит условия, в которых происходит насилие, и расскажет нарушителю о его «моральной и правовой ответственности» и последствиях насильственных действий.

Социальная реабилитация пострадавших

Логично, что закон, направленный против домашнего насилия, подразумевает и меры поддержки пострадавших. Это социальная реабилитация и самая разная поддержка, которая может понадобиться в процессе: юридическая, медицинская, психологическая и так далее.

Межведомственное взаимодействие

В мировой практике борьбы с домашним насилием нередко применяют подход «Coordinated Community Response». Согласно этому принципу, бороться с домашним насилием и помогать пострадавшим должны разные институты и органы власти: правоохранительные органы, суды, медицинские организации, некоммерческие организации, поддерживающие пострадавших, общество в целом. Чтобы помощь была всесторонней, участники процесса должны действовать сообща — например, сотрудники благотворительных организаций могут проводить тренинги для полицейских, а полиция, в свою очередь, направлять пострадавших в организации, где им могут оказать психологическую поддержку.

По мнению Мари Давтян, в российском законе также важно прописать механизмы межведомственного взаимодействия, учитывая все произошедшие за три года в стране перемены: «Важно, как будут взаимодействовать органы государственной власти — полиция, социальная служба, медики — как в частном случае, так и на федеральном уровне». Логично, что проект российского закона описывает функции и роль разных ведомств в борьбе с домашним насилием — от федеральных органов исполнительной власти в целом до сотрудников полиции. Если с насилием столкнулся, например, ребёнок, к процессу его защиты может подключиться комиссия по делам несовершеннолетних.

Определение домашнего насилия

Мировые законы о домашнем насилии разнятся: в одних странах меры отвечают более современным стандартам, в других закон имеет скорее «декоративный» характер. Тем не менее объединяет их общая задача: подчеркнуть, что домашнее насилие — отдельная проблема и бороться с ней нужно целенаправленно и специальными мерами. Важная функция такого закона — дать насилию определение. Российский законопроект вводит в законодательство само понятие домашнего насилия.

Нынешняя рабочая версия закона предлагает считать насилием умышленное противоправное действие или бездействие либо угрозы в отношении близких — предполагается, что действия наносят урон жизни, здоровью и/или имуществу пострадавших. При этом под близкими людьми подразумеваются не только супруги, но и родители, дети, братья и сёстры, бабушки и дедушки, а также те, кого связывает общее хозяйство. Все эти нюансы очень важны: хотя с домашним насилием чаще сталкиваются женщины, оно не ограничивается только этой ситуацией. Пострадать от насилия может и другой близкий человек, и даже человек, отношения которого с агрессором уже закончились — например, если женщину после расставания преследует бывший партнёр. Кроме того, закон подразумевает и более конкретные описания разных видов насилия — не только физического, но и психологического, сексуального и экономического.

При этом дать само определение не так просто. По словам соавтора проекта, адвоката Мари Давтян, одно из важных обсуждений сейчас касается как раз определения насилия, его видов и самой формулировки — например, называть ли его «домашним» или «семейно-бытовым».

Эксперты считают, что многие пострадавшие от чужой агрессии могут наконец решиться обратиться за помощью. «Формальное определение нужно и людям, и правоприменителям, — считает адвокат Алексей Паршин. — Каждый понимает домашнее насилие как хочет».

Язык для описания насилия

Член комитета Госдумы по образованию и науке Татьяна Касаева указывает, что для изменения ситуации с домашним насилием нужна общая терминология в законодательстве. «Правоприменитель может толковать ситуацию как хочет: насилие это или не насилие, тяжкий вред здоровью или не тяжкий. У нас нет в законодательстве понятия семьи. Брак в Семейном кодексе есть — добровольный равноправный союз мужчины и женщины. А к семье у нас отсылочные нормы», — указывает Касаева.

По ее мнению, закон также должен прописывать понятия семьи, агрессора, охранных ордеров. «Надо разработать терминологию — что такое охранные ордера, как их применяют. Чтобы это не стало профанацией, а действительно была работающая норма», — считает депутат. С ней согласилась эксперт в сфере домашнего насилия центра содействия реализации родительских прав «Защитники детства» Анна Пархоменко.

«У нас нет слова, которое бы обозначало нарушителя. За границей это “абьюзер”, “аллиенатор” — много терминов. В России нет терминов даже для этого. Это значит, что в сознании людей нет такого понятия, как “человек, совершающий насилие по отношению к другому”. Очень важна терминология, чтобы у людей начало появляться понимание, что такое есть в обществе», — говорит Пархоменко.

Первый зампред комитета Совфеда по социальной политике Инна Святенко считает, что «описать эмоциональную, моральную составляющую того, что происходит в области семейно-бытового насилия, очень сложно, юридический язык достаточно сухой». В нынешней версии законопроекта семейно-бытовым насилием предлагается считать умышленное противоправное действие или угрозы в отношении близких родственников или их имущества. Под профилактикой домашнего насилия понимается предупреждение и пресечение насилия, его выявление и устранение его условий.

Принудительные психологические программы

Психологические программы, которые в обязательном порядке принуждают пройти абьюзера, уже существующая в мире практика. Отдельные инициативы есть и в России — правда, пока они являются добровольными. Закон о домашнем насилии подразумевает их как одну из методик дальнейшей профилактики — они должны выявить, почему человек прибегает к насилию, и помочь ему избавиться от старых моделей поведения.

Миф №1. Этот закон не нужен, насилие и так уголовно наказуемо.

27 января 2017 года Государственной думой был принят федеральный закон о внесении изменения в ст. 116 (побои) УК РФ. 1 февраля 2017 года этот закон был одобрен Советом Федерации.

Согласно принятым поправкам, теперь ст. 116 УК РФ регулирует только те побои, что были совершены из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Юридическая ответственность за данное правонарушение будет заключаться в одной из нижеперечисленных мер:

  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В 2016 году в Кодекс об административных правонарушениях РФ была введена ст. №6.1.1 под одноимённым названием Побои:

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

В то же время в УК РФ появилась статья, регулирующая нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 116.1):

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Таким образом, мы видим, что в том случае, если не доказаны хулиганские побуждения или мотивы вражды, к первому совершению побоев применяется статья из КоАП – та самая «декриминализация побоев». Фактически в случае нанесения побоев в кругу семьи в первый раз применяется именно административное наказание. А это значит, что правонарушитель, избивший супруга или ребенка, имеет высокие шансы отделаться штрафом в 5000 рублей.

Читайте так же:  Сколько стоит оформить доверенность на ребенка

Можно долго рассуждать о том, как именно эти изменения повлияли на правосознание граждан, однако остановимся на заявлении председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина об увеличении случаев домашнего насилия. Делаем вывод: случаи участились – нынешних законов недостаточно.

Психологическая помощь и сохранение семьи

Законопроект о семейно-бытовом насилии должен дать жертвам насилия возможность психологической реабилитации и помочь с социальной адаптацией. Агрессоров при этом будут отправлять на тренинги по работе с гневом. Член Совета при президенте РФ по правам человека Ирина Киркора отмечает, что задача психолога — не убедить жертву или агрессора в чем-то, а помочь в осознании проблемы и принятии решения.

«Если насилие совершилось, то семьи уже нет — это не так, — считает Ирина Киркора. — В большинстве случаев семьи сохраняются даже после того, как один из членов семьи, который был насильником, отбывает наказание».

Концепция закона направлена не на разрушение, а на сохранение семьи, говорит член Ассоциации юристов России Асия Мухамедшина. «Будет вестись работа и с правонарушителем, беседы с психологами. Это обязательство будет возложено [на агрессора] при наложении охранного ордера. В связи с чем идет защита семьи и обеспечение будущего семьи», — считает юрист.

Представитель центра «Защитники детства» Анна Пархоменко не согласна с тем, что психологическая консультация должна быть направлена на сохранение семьи. Она подтверждает свою позицию личным опытом общения с пострадавшими женщинами, которые «ищут любую возможность зацепиться, чтобы не уходить из семьи». Эксперт полагает, что психолог должен помочь распознать, действительно ли в семье происходит психологическое, физическое насилие. «И если оно действительно происходит, то нужно женщину убедить уйти из семьи, пока не произошло какой-то трагедии», — добавляет Пархоменко.

«Аргумент “бьет — значит любит”, который выдвигают противники закона о профилактике семейно-бытового насилия, не работает в нашем мире, в котором уже сейчас отношения между мужчиной и женщиной основываются на других условиях: любви, поддержке», — говорит Киркора.

Миф № 3. Любой посторонний может заявить о домашнем насилии в своих целях и стать причиной неправомерного наказания «насильника»

В тексте законопроекта прописан перечень мер профилактики домашнего насилия (ст. 17 законопроекта):

  • профилактический учет;
  • профилактическая беседа;
  • специализированные психологические программы;
  • защитное предписание;
  • судебное защитное предписание.

Проектом также предусмотрено обжалование применением любой из указанных мер профилактики заинтересованными лицами. Обжаловать решение может как гражданин, в отношении которого были применены меры, так и гражданин, в защиту которого было принято такое решение.

То есть в случае, если о домашнем насилии сообщил посторонний гражданин и совершил либо ошибку, либо заведомо ложный поклеп, применение меры профилактики может быть обжаловано в случае если не удалось сразу доказать отсутствие повода для применения мер.

Миф № 5. По одному заявлению меркантильного супруга обвиняемого в насилии могут лишить собственного жилья без суда и следствия

Назовём ещё раз предлагаемые в тексте законопроекта о профилактике домашнего насилия меры:

1) профилактический учет;

2) профилактическая беседа;

3) специализированные психологические программы;

4) защитное предписание;

5) судебное защитное предписание.

Подробно разберем два последних пункта, которые предполагают выдачу пострадавшему охранного ордера (предписания).

Защитное предписание должно выноситься незамедлительно сотрудником полиции по месту совершения семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего. Срок действия – 1 месяц. Что входит в такое предписание?

П. 4 ст. 22 утверждает, что защитное предписание воспрещает:

  • преследовать пострадавшего (в случае, если тот переедет в кризисный центр или в любое иное место);
  • совершать семейно-бытовое насилие;
  • приобретать и пользоваться любыми видами оружия.

Как мы видим, ни строчки о запрете на приближение к своей собственности.

Судебное предписание (ст. 23 текста законопроекта).

Судебное защитное предписание выносится мировым судьей по
заявлению пострадавшего, либо по заявлению субъектов профилактики
семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего, за исключением случаев,
когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной
зависимости либо по иной причине не может выразить согласие.

Такое предписание может быть выдано на срок от 1 месяца до 1 года. С учётом всех возможных продлений сроков судебного предписания общее время действия не может превышать 2 лет.

При рассмотрении заявления суд изучает информацию о том, какие заявления или сообщения о насилии были уже представлены в ОВД, а также какие меры профилактики уже применялись к нарушителю.

Суд выносит постановление о выдаче охранного ордера при наличии данных, свидетельствующих о совершении лицом, в отношении которого подано заявление, семейно-бытового насилия, либо угроз или попытки его совершения.

Суд может внести в судебное защитное предписание следующие меры (ст. 25):

1) обязать нарушителя покинуть место совместного проживания с пострадавшим на срок действия судебного защитного предписания, независимо от того, кто является собственником жилого помещения;
2) обязать нарушителя передать пострадавшему его личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем;
3) обязать нарушителя возместить имущественный и моральный вред пострадавшему, а также возместить расходы на оплату консультирования или пребывания в гостинице, кризисном центре либо в ином временном жилом помещении, расходы по найму пострадавшим жилого помещения в разумном размере, если совместное проживание пострадавшего и нарушителя невозможно, судебные расходы пострадавшего, в том числе расходы на оказание юридической помощи.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство аргументов против закона разбиваются о формулировки предшествующего архивного документа. Обсуждаемый сейчас законопроект обещает быть ещё более продуманным и конкретным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Закон о домашнем насилии полный текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here