Защита прав детей международным законодательством

Предлагаем ознакомиться со статьей: "Защита прав детей международным законодательством". Здесь подобран материал из авторитетных источников. В случае возникновения вопросов вы можете их задать дежурному специалисту.

Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

Надежда Размахова
Российское законодательство и международно-правовые акты в области защиты прав и интересов ребёнка

«Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей — с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью».

Развитие человечества на современном этапе характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в отдельную категорию. Международное правовое регулирование защиты прав и интересов детей обусловлено множеством факторов. Начало его развития было положено в рамках Лиги Наций, а затем шло параллельно с общей международно-правовой регламентацией прав человека под эгидой Организации Объединенных Наций. Эти процессы находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В частности, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то уже после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют отдельные положения Декларации о правах ребенка 1959 г.

Основным международно-правовым документом, который регламентирует обеспечение прав ребёнка, является Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребёнка. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Эта Конвенция является наиболее общепризнанным документом по вопросам прав человека в истории, поскольку она ратифицирована всеми странами мира, за исключением двух, и обеспечивает уникальное положение детей в центре движения ко всеобщему применению принципов прав человека. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Ратифицировав этот документ, национальные правительства взяли на себя обязательство защищать и обеспечивать права детей и договорились отвечать за выполнение этого обязательства перед международным сообществом. В ней излагаются основные права человека, которые принадлежат всем детям в мире в равной степени. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей.Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т. п.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Отношение к ребенку в обществе менялось на протяжении всей истории существования России. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами,как:

• Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ;

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Читайте так же:  Гибдд замена водительского удостоверения смена фамилии

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия» Первоочередной проблемой, с которыми приходится сталкиваться современному обществу является жестокое обращение с детьми, которое превратилось.

Игры на развитие познавательных интересов ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и.

Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы ОО Познавательное развитие Цель: — формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие:1. Развивать представления.

Конспект развлечения в подготовительной к школе группе «День прав ребёнка» Цель: создать условия для обобщения знаний детей об их гражданских правах и обязанностях. Задачи: • способствовать развитию правового мировоззрения.

Конспект защиты проекта «Наши пальчики играют — речь ребёнка развивают» Сценарий кульминационного мероприятия по защите проекта по развитию мелкой моторики «Золушка» Воспитатель: Уважаемые гости! Мы рады видеть.

Консультация для родителей дошкольных образовательных учреждений «Права ребёнка и формы его правовой защиты» Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького гражданина,.

Нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Национальный детский сад №16 «Бадм цецг» Нормативно-правовое обеспечение.

План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих.

О правах ребенка и международных документах, определяющих их

С момента рождения ребенок зависим от окружающих: он настолько мал, что сначала даже не может перевернуться без посторонней помощи. Потребуется немало времени, чтобы малыш подрос, начал ходить, научился говорить, получил воспитание и образование и стал, наконец, дееспособным гражданином, обладающим всеми правами взрослого человека.

Но несмотря на беспомощность и недостаток опыта, любой ребенок – это, в первую очередь, человек. Только родившись, он сразу обладает определенными правами и свободами, которые регулируются законодательными актами и документами.

Помимо документов, регламентирующих права несовершеннолетних в каждой цивилизованной стране, многими странами ратифицированы международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют наивысший приоритет, более того, их ратификация накладывает на страны-участницы определенные обязательства по защите и внедрению улучшений в этой области.

Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?

На данный момент существует три основных международных документа, и все они приняты Организацией Объединенных Наций:

  1. Декларация прав ребенка;
  2. Конвенция о правах ребенка;
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Главным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, выступает Конвенция.

Именно в ней несовершеннолетний впервые предстает как субъект права, самостоятельная личность, наделенная всеми правами и свободами человека.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

В Принятой ООН Конвенции «О правах ребенка» (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей

На современном этапеохрана и защита детства представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав ребенка.

Читайте так же:  Сколько снимают с материнского капитала

Вопрос выработки в ХХ веке правовых норм, направленных на защиту детей, имеет свою историю развития. Так в 1923 г. Международный Союз Спасения Детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, известную как Женевская Декларация – заявление из пяти пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах его защиты. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент детской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т.д.

В 1924 г. 5-я Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписывает Женевскую Декларацию, где была зафиксирована идея особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». В 1948 г. вновь созданная Организация Объединенных Наций (ООН) утвердила несколько расширенный текст Декларации. И уже в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Новую Декларацию о правах детей, состоящую из 10 пунктов. В числе пунктов были следующие:

· «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения»;

· «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении»;

· «ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство»;

· «ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание»;

· «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния»;

· «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию»;

· «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме»;

· «ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства» и т.д.

Следует отметить, что декларация (от лат. declaratio – объявление) не имеет юридической силы и является рекомендацией к действию, в которой раскрываются основные принципы деятельности и ее программные положения. Таким образом, возникла необходимость в разработке документа, имеющего обязательный для исполнения характер. В 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка, Комиссия ООН по правам человека рассмотрела проект текста Конвенции о правах ребенка, предложенного Правительством Польши. Для выработки окончательного варианта текста Конвенции была создана Рабочая группа, в которую входили представители неправительственных организаций разных стран.

В 1989 г. 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая считается вступившей в силу со 2 сентября 1990 г. Конвенция (от лат. conventio – договор) является международным соглашением по вопросу прав детей и имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились и подписали. В 1995 г. таких государств было уже 174.

Педагогу следует знать основные международные законодательные акты, направленные на защиту детей (см. схему 11).

Текст Конвенции представлен в 3 частях, включающих общим количеством 54 статьи, рассматривающие права ребенка как неотъемлемую часть прав человека. Фундаментом Конвенции являются следующие принципы:

– принцип недискриминации (беженцев, инвалидов, детей национальных меньшинств и т.д.) – ст. 2 и др.;

– принцип приоритетности интересов детей (в ходе судебных и иных разбирательств) – ст. 3 и др.;

– принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (при принятии решений, влияющих на судьбу) – ст. 12 и др.;

– принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (обеспечение нормальных условий для жизни) – ст. 23, ст. 29 и др.

В 1-ой части Конвенции отражены все категории прав ребенка, как прав личности. Среди них:

· гражданские (право на жизнь, безопасность, свободу передвижения и места жительства, убежище, гражданство, право равенства перед законом и др.);

Видео (кликните для воспроизведения).

· политические (право на свободу мысли, совести, религии; право на свободу убеждений и их свободное выражение и др.);

Читайте так же:  Обязательство супруга материнский капитал

· экономические, социальные, культурные (право на труд, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и др.).

Особое внимание уделяется в Конвенции ответственности семьи и лиц, заменяющих родителей, за благополучие ребенка.

Во 2-ой части Конвенции раскрываются полномочия Комитета ООН по правам ребенка, осуществляющего контроль за выполнением обязательств странами – участницами договора. В 3-ей части Конвенции оговариваются права и обязанности стран – участниц договора по соблюдению, изменению и внесению поправок в текст Конвенции.

В настоящее время Конвенция подписана подавляющим большинством стран – участниц ООН, каждая из которых закрепила (ратифицировала) права детей в национальном законодательстве.

| следующая лекция ==>
В образовательном процессе. Права ребенка | Законодательство Беларуси в области прав ребенка

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1271 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Международные акты о защите прав ребенка

Список международных правовых документов, определяющих права детей

Декларация 1924 и 1959 годов

На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству.

В Декларации были сформулированы пять принципов:

  1. у несовершеннолетнего должны быть возможности и средства для его физического и духовного развития;
  2. голодного ребенка накормить, больному – помочь, сироту приютить, ошибающегося – поправить;
  3. в сложное время первая помощь – детям;
  4. он должен быть защищен от любой формы эксплуатации;
  5. малышей нужно воспитывать с мыслью, что он должен приносить пользу другим людям.

В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.

В Декларации особо подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех малышей без исключения независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи.

В десяти основных принципах декларируются права несовершеннолетних на:

  • имя и гражданство;
  • любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
  • материальное обеспечение и социальную защиту;
  • образование и медицинскую помощь;
  • воспитание и развитие;
  • защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.

Конвенция ООН 1989 года

Конвенция 1989 года углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации. Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальное обеспечение), но и социально-нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Конвенция обеспечивает права ребенка с нескольких сторон:

  • базовые – неотъемлемое право на жизнь, на имя и гражданство, право знать своих родителей и жить в семье, окруженный заботой и любовью, на жилище, пищу и чистую воду, на медицинскую помощь, на защиту от насилия;
  • социальные – на получение образования, на достойное физическое, интеллектуальное, духовное развитие, на свободу совести и религии, право иметь свое мнение и свободно его выражать, на неприкосновенность частной жизни;
  • в сложных ситуациях дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты или беженцы имеют право на особую помощь и поддержку государства, дети-инвалиды или с особым уровнем умственного или физического развития должны быть максимально интегрированы в общество, они имеют право на дополнительные социальные блага.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры.

В 1985 году ООН были приняты так называемые Пекинские правила – рекомендации странам-участницам, в которых определяются понятия правонарушения несовершеннолетних, цели правосудия в их отношении, возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия.

На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты специальные уголовно-правовые режимы для несовершеннолетних.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

Это войны и голод, расовая дискриминация и нищета, недоедание и болезни, жестокость взрослых или их халатность.

Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде.

Главной же задачей стала полная ратификация и осуществление положений Конвенции во всех странах без исключения.

Ратификация Россией

В Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Более того, этот документ является базовым для разработки законодательных и нормативных актов в области защиты детей и их прав.

Основными законами, которые в России регулируют правовое положение несовершеннолетних, являются:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
  • закон «Об образовании».

Все они ни в коей мере не противоречат международной конвенции, но лишь дополняют и конкретизируют ее.

+7 (499) 288-73-46

, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Федеральные законы по правам ребенка

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.
Читайте так же:  Инспекция по защите прав детей

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей

На современном этапеохрана и защита детства представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав ребенка.

Вопрос выработки в ХХ веке правовых норм, направленных на защиту детей, имеет свою историю развития. Так в 1923 г. Международный Союз Спасения Детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, известную как Женевская Декларация – заявление из пяти пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах его защиты. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент детской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т.д.

В 1924 г. 5-я Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписывает Женевскую Декларацию, где была зафиксирована идея особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». В 1948 г. вновь созданная Организация Объединенных Наций (ООН) утвердила несколько расширенный текст Декларации. И уже в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Новую Декларацию о правах детей, состоящую из 10 пунктов. В числе пунктов были следующие:

· «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения»;

· «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении»;

· «ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство»;

· «ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание»;

· «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния»;

· «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию»;

· «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме»;

· «ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства» и т.д.

Следует отметить, что декларация (от лат. declaratio – объявление) не имеет юридической силы и является рекомендацией к действию, в которой раскрываются основные принципы деятельности и ее программные положения. Таким образом, возникла необходимость в разработке документа, имеющего обязательный для исполнения характер. В 1979 г., который был объявлен Международным годом ребенка, Комиссия ООН по правам человека рассмотрела проект текста Конвенции о правах ребенка, предложенного Правительством Польши. Для выработки окончательного варианта текста Конвенции была создана Рабочая группа, в которую входили представители неправительственных организаций разных стран.

В 1989 г. 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая считается вступившей в силу со 2 сентября 1990 г. Конвенция (от лат. conventio – договор) является международным соглашением по вопросу прав детей и имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились и подписали. В 1995 г. таких государств было уже 174.

Педагогу следует знать основные международные законодательные акты, направленные на защиту детей (см. схему 11).

Текст Конвенции представлен в 3 частях, включающих общим количеством 54 статьи, рассматривающие права ребенка как неотъемлемую часть прав человека. Фундаментом Конвенции являются следующие принципы:

– принцип недискриминации (беженцев, инвалидов, детей национальных меньшинств и т.д.) – ст. 2 и др.;

– принцип приоритетности интересов детей (в ходе судебных и иных разбирательств) – ст. 3 и др.;

– принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (при принятии решений, влияющих на судьбу) – ст. 12 и др.;

– принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (обеспечение нормальных условий для жизни) – ст. 23, ст. 29 и др.

Читайте так же:  Раздел квартиры при разводе украина


В 1-ой части Конвенции отражены все категории прав ребенка, как прав личности. Среди них:

· гражданские (право на жизнь, безопасность, свободу передвижения и места жительства, убежище, гражданство, право равенства перед законом и др.);

· политические (право на свободу мысли, совести, религии; право на свободу убеждений и их свободное выражение и др.);

· экономические, социальные, культурные (право на труд, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и др.).

Особое внимание уделяется в Конвенции ответственности семьи и лиц, заменяющих родителей, за благополучие ребенка.

Во 2-ой части Конвенции раскрываются полномочия Комитета ООН по правам ребенка, осуществляющего контроль за выполнением обязательств странами – участницами договора. В 3-ей части Конвенции оговариваются права и обязанности стран – участниц договора по соблюдению, изменению и внесению поправок в текст Конвенции.

В настоящее время Конвенция подписана подавляющим большинством стран – участниц ООН, каждая из которых закрепила (ратифицировала) права детей в национальном законодательстве.

| следующая лекция ==>
В образовательном процессе. Права ребенка | Законодательство Беларуси в области прав ребенка

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1270 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Международные акты о защите прав ребенка

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА

Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое человеческое существо до достижения 18 лет); утверждают один из основных принципов Конвенций – приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности; ответственность и обязанности родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, мнения, на свободу мысли, совести и религии. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо депривилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального.

Статьи 32-36 – определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления.

Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизм контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию.

Статьи 46-54 относятся ко III части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы, принятия и соблюдения государствами требований Конвенции ООН.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Принятой ООН Конвенции «О правах ребенка» (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.

Защита прав детей международным законодательством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here